Методическая работа
Аттестация воспитателей в детском саду (ДОУ)
Квалификационные требования, предъявляемые к педагогическим работникам ДОУ
Вопросы для собеседования с педагогическими и руководящими работниками:
- Основные нормативно-законодательные документы, регламентирующие деятельность ДОУ (федеральные, региональные, муниципальные)
- Контроль как функция управления ДОУ (виды, методы, принципы, содержание)
- Делопроизводство – основа управленческой деятельности заведующего ДОУ
- Планирование работы ДОУ на учебный год по результатам (структура, содержание, принципы)
- Педагогический совет как орган управления ДОУ
- Стиль общения руководителя (виды, характеристика каждого)
- Работа по созданию системы повышения квалификации педагогических кадров в дошкольном учреждении (формы, принципы, методы, мотивация профессиональной деятельности педагогических кадров)
- Принципы систематизации методических и информационных материалов, оборудования методического кабинета
- Технология обобщения педагогического опыта
- Педагогическая диагностика (цели, методы, средства)
- Основные задачи, формы, методы, принципы работы с родителями. Методы изучения опыта семейного воспитания.
- Вариативные программы (концепция, структура, содержание
- Модели общения воспитателя с детьми (цели, задачи, тактика, результат)
- Возрастные особенности в развитии личности детей дошкольного возраста
- Индивидуальные типологические особенности в развитии личности дошкольников
- Возрастные изменения в развитии речи детей на протяжении дошкольного детства
- Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях ДОУ
- Возрастные изменения в развитии мышления детей дошкольного возраста
- «Кризисные периоды» в развитии личности дошкольника
- Причины негативных проявлений в поведении дошкольников
- Возрастные изменения в развитии мотивационной сферы дошкольников
- Особенности познавательных интересов детей дошкольного возраста
- Развитие эмоциональной сферы ребенка. Обеспечение комфортной обстановки в ДОУ
- Особенности развития воли у дошкольников
- Понятие адаптации детей к условиям дошкольного учреждения
- Организация, содержание, средства, принципы, методы работы с детьми раннего возраста.
- Сенсорное развитие ребенка. Особенности восприятия детей дошкольного возраста. Сенсорное воспитание как основа умственного воспитания и развития основных видов деятельности ребенка. Содержание, средства, методы сенсорного воспитания в дошкольных учреждениях.
- Особенности работы с детьми в разновозрастной группе детского сада. Трудности и преимущества.
- Предметно - развивающая среда ДОУ в современных условиях
- Роль игры в развитии личности ребенка
- Развивающее обучение, его концептуальные положения и принципы
- Формирование экологической культуры у дошкольников (задачи, методы, средства)
- Интеллектуальное развитие дошкольника
- Требования к организации режима дня и учебных занятий в ДОУ
- Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ
- Организованные формы двигательной деятельности дошкольника
- Система закаливания детского организма (виды закаливания, основные принципы и т.д.)
- Эстетическое воспитание дошкольников: задачи, основные средства, направления, содержание
- Знакомство дошкольников с искусством
- Виды и формы организации музыкальной деятельности в ДОУ
- Приобщение дошкольников к истокам русской национальной культуры
- Работа по профилактике дорожно-транспортного травматизма. Знакомство дошкольников с правилами дорожного движения
- Взаимодействие ДОУ с семьей
- Пути преемственных связей ДОУ и школы
- Организация работы ДОУ с детьми, не посещающими детский сад
Порядок проведения аттестации
Аттестации подлежат следующие категории педагогических работников ДОУ, в том числе ведомственных:
- заведующие;
- старшие воспитатели;
- зам. заведующего по учебно-воспитательной работе;
- воспитатели;
- музыкальные руководители;
- инструкторы по физической культуре.
Уровень профессиональной компетентности при присвоении квалификационных категорий руководящим и педагогическим работникам дошкольных образовательных учреждений независимо от ведомственной принадлежности определяется при их аттестации в порядке, установленном Положением о порядке аттестации педагогических и руководящих работников и муниципальных образовательных учреждений, утвержденным приказом Министерства образования РФ от 26.06.2000 №1908, зарегистрированным в Минюсте России 24.07.2000, регистрационный №2322.
В ходе аттестации при присвоении квалификационной категории определяется соответствие уровня профессиональной компетентности педагогических и руководящих работников ДОУ требованиям (показателям) к их квалификации (знаниям), профессионализму (умениям) и продуктивности (результатам деятельности).
Экспертиза результатов деятельности аттестуемого включает: наблюдение педпроцесса, методической работы с педкадрами, анализ документации и диагностических материалов, продуктов детской деятельности, анкетирование, беседы с аттестуемым, администрацией, детьми и их родителями, знакомство с материально-технической (учебно-методической базой ДОУ, изучение обобщенного опыта работы, результатов инновационной деятельности и др.
Экспертиза профессиональной компетентности осуществляется через:
- собеседование (вопросы прилагаются);
- защиту реферата, опыта работы, авторских методических разработок (программ, тематических планов, серии конспектов занятий и др.);
- самоанализ результатов работы за три года;
- творческий отчет;
- представление результатов опытно-экспериментальной работы;
- участие в муниципальных региональных профессиональных смотрах, конкурсах, форумах;
- участие в КПК в качестве лектора;
- активное участие в методической работе (в ДОУ, районе) в качестве руководителя МО, ШПО, творческой группы.
Примечания:
1. Собеседование с педагогами ДОУ проводится по двум вопросам: один по дошкольной психологии, второй по дошкольной педагогике и методикам; с руководителями собеседование проводится по вопросам управления ДОУ.
2. Требования к ответу для присвоения:
- высшей квалификационной категории – вопросы должны быть раскрыты в полном объеме и показана взаимосвязь с практикой на диагностической основе;
- первой квалификационной категории – вопросы должны быть раскрыты полностью с примерами из практики;
- второй квалификационной категории – вопросы должны быть раскрыты в целом.
3. Рекомендации о присвоении квалификационной категории выносятся с учетом показателей оценки уровня профессиональной компетентности (см. приложения№1-5)
Страницы 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6
Аттестация педагогических работников | Консультации для воспитателей | Контроль и руководство педагогическим процессом в ДОУ | Методический кабинет старшего воспитателя | Педсоветы, Семинары в ДОУ | Передовой педагогический опыт, Образовательные проекты в ДОУ | КОП технической направленности