Дошкольный возраст, Воспитание дошкольников

DoshVozrast.RU

Сайт для детского сада, для воспитателей детских садов и родителей

Методическая работа

Передовой педагогический опыт в детском саду

Обобщение опыта работы по теме: «Театрализованная игра, как одно из средств ознакомления дошкольников с окружающим миром»

Олешко Татьяна Ивановна, воспитатель МБДОУ д/с №7 г.Мончегорск

Театр дает уроки красоты, морали

и нравственности.

А чем они богаче, тем успешнее

идет развитие духовного мира

детей...”

(Б. М. Теплов)

Что такое театр? Испокон веков театр всегда завораживал зрителей. Театральная игра - это исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку. Театральная деятельность в детском саду имеет свои особенности. «Это волшебный край, в котором ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир». Значение театрализованной деятельности невозможно переоценить.

Актуальность.

Театр - это средство эмоционально-эстетического воспитания детей в детском саду. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждая сказка или литературное произведение для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (доброта, смелость). Благодаря театру ребенок познает мир не только умом, но и сердцем и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Театрализованная деятельность помогает ребенку преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость. Театр в детском саду научит ребенка видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление самому нести в жизнь прекрасное и доброе. Таким образом, театр помогает ребенку развиваться всесторонне.

Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Научить ребенка играть, брать на себя роль и действовать, вместе с тем помогая ему приобретать жизненный опыт, - все это помогает осуществить театрализованная деятельность.

Ориентированность современных концепций дошкольного образования на гуманизацию предполагает изменение самого подхода к личности ребенка. Наиболее общим в этих подходах является направленность на удовлетворение потребностей растущей личности во всестороннем развитии. Следовательно, надо строить всю педагогическую работу исходя из понимания педагогом самобытности дошкольного детства, уникальности каждого ребенка, ценности его своеобразия. Это говорит о необходимости принятия личностно ориентированных целей дошкольного образования как приоритетных.

Современные дошкольные учреждения мучительно ищут новые гуманистические, личностно-ориентированные подходы к образованию. Сегодня многие педагоги озабочены поиском нетрадиционных путей в творческом взаимодействии с детьми.

Как сделать каждое занятие с ребенком интересным и увлекательным, просто и ненавязчиво рассказать ему о самом главном - о красоте и многообразии этого мира, как интересно можно жить в нем?

Как научить ребенка всему, что ему пригодится в этой сложной современной жизни? Как воспитать и развить основные его способности: слышать, видеть, чувствовать, понимать, фантазировать и придумывать?

Самым популярным и увлекательным направлением в дошкольном воспитании является театрализованная деятельность. С точки зрения педагогической привлекательности можно говорить об универсальности, игровой природе и социальной направленности, а также о коррекционных возможностях театра.

Именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир. Одновременно театрализованная игра прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру.

Огромно и воспитательное значение театрализованных игр. У детей формируется уважительное отношение друг к другу. Они познают радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. Увлеченность детей театрализованной игрой, их внутренний комфорт, раскованность, легкое, неавторитарное общение взрослого и ребенка, почти сразу пропадающий комплекс «я не умею» - все это удивляет и привлекает.

Очевидно, что театрализованная деятельность учит детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать. Нашему обществу необходим человек такого качества, который бы смело, мог входить в современную ситуацию, умел владеть проблемой творчески, без предварительной подготовки, имел мужество пробовать и ошибаться, пока не будет найдено верное решение.

Задачи по образовательным областям:

Познавательное развитие: приобщать детей к искусству театра, вовлекать в игры по сюжетам знакомых сказок, рассказов. Развивать интерес детей к театрализованной игре, способствовать развитию творческой самостоятельности, формировать умение действовать в театральном коллективе.

Социально - коммуникативное: побуждать взаимодействию с партнерами на сцене, развивать отчетливое произношение, согласованность диалога персонажей

Художественно - эстетическое развитие: формировать умение разыгрывать несложные представления, входить в роль, использовать для воплощения образа выразительные средства: интонацию, мимику, жест, развитие эстетического вкуса в передаче образа.

Физическое развитие: продолжать закреплять умение выразительно и ритмично двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки.

Задачи:

- создавать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности (свободно и раскрепощенно держаться при выступлении перед взрослыми и сверстниками (в т. ч. предоставление главных ролей застенчивым детям, включение в спектакли детей с речевыми трудностями, обеспечение активного участия каждого ребенка в спектаклях); побуждать к импровизации средствами мимики, пантомимы, выразительных движений и интонаций (при передаче характерных особенностей персонажей, своих эмоциональных состояний, переживаний; выбор сюжетов драматизации, ролей, атрибутов, костюмов видов театров);

- приобщать детей к театральной культуре (знакомить с устройством театра, с видами кукольных театров (би-ба-бо, настольным, теневым, пальчиковым и др.), театральными жанрами и пр.);

- обеспечивать взаимосвязь театрализованной деятельности с другими видами (использование игры-драматизации на занятиях по развитию речи, музыкальных, по художественному труду, при чтении художественной литературы, организации сюжетно-ролевой игры и пр.);

- создавать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых (спектакли с участием детей, родителей, сотрудников; организация выступлений детей старших групп перед малышами и пр.).

В своей работе применяла словесные и наглядные методы работы с детьми:

  1. Художественное слово: чтение художественной литературы, рассказывание сказок, историй из жизни взрослых и животных, рассматривание картин, беседы по сюжетным, предметным картинам, беседы на разные темы: «Моя любимая игрушка», «В какие игры играть дома», «Где спят твои игрушки», «Какая любимая твоя сказка», «Любимый сказочный персонаж», «Что такое хорошо а что такое плохо».
  2. Устное народное творчество: чтение потешек, закличек, песен, хороводные игры, пальчиковые игры, физминутки, прослушивание в грамзаписи сказок, рассказов, просмотр театрализованных представлений.
  3. Дидактические игры по познавательному развитию, по речевому развитию, по социально - коммуникативному развитию, художественно - эстетическому развитию.
  4. Целевые экскурсии в природу.
  5. Экскурсии в магазин, на кухню, в прачечную, в медицинский кабинет.
  6. Наблюдения за работой дворника, младшего воспитателя медсестры, повара.
  7. Настольно - печатные игры, строительные игры, сюжетно - ролевые игры, игры - инсценировки, игры - этюды, игры драматизации.

Среда является одним из основных средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. Предметно - пространственная среда должна не только обеспечивать совместную театрализованную деятельность детей, но и являться основой самостоятельного творчества каждого ребенка своеобразной формой его самообразования. Поэтому при проектировании предметно - пространственной среды, обеспечивающей театрализованную деятельность детей, учитываю:

  1. Индивидуальные социально - психологические особенности ребенка.
  2. Особенности его эмоционально - личностного развития.
  3. Интересы, склонности, предпочтения и потребности.
  4. Любознательность, исследовательский интерес и творческие способности.
  5. Возрастные и гендерные особенности детей.

В группе создана музыкально - театрализованная среда. Для самостоятельных игр детей и для НОД предоставлено много видов театров: настольные деревянные и вязаные театры, театры на магните, театры на кружках, куклы би-ба-бо, куклы Смешарики, на ложках, на фланелеграфе, театр на рукавичках, театр пяти пальчиков, кукольный театр, театр резиновой игрушки, плоскосный театр, театр марионеток, маски, атрибуты для разных видов театра, костюмы, музыкальные инструменты.

Театральная деятельность - это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел и что его заинтересовало, и получая огромное эмоциональное наслаждение.

Занятия театральной деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка; способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления; настойчивости, целеустремленности, проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей. Кроме того, занятия театральной деятельностью требуют от ребенка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера. У ребенка развивается умение комбинировать образы, интуиция, смекалка и изобретательность, способность к импровизации. Занятия театральной деятельностью и частые выступления на сцене перед зрителями способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки.

Чередование функций исполнителя и зрителя, которые постоянно берет на себя ребенок, помогает ему продемонстрировать товарищам свою позицию, умения, знания, фантазию.

Упражнения на развитие речи, дыхания и голоса совершенствуют речевой аппарат ребенка. Выполнение игровых заданий в образах животных и персонажей из сказок помогает лучше овладеть своим телом, осознать пластические возможности движений. Театрализованные игры и спектакли позволяют ребятам с большим интересом и легкостью погружаться в мир фантазии, учат замечать и оценивать свои и чужие промахи. Дети становятся более раскрепощенными, общительными; они учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.

Занятия театральной деятельностью должны предоставить детям возможность не только изучать и познавать окружающий мир через постижение сказок, но жить в гармонии с ним, получать удовлетворение от занятий, разнообразия деятельности, успешного выполнения задания.

Приложение

Работа с родителями:

  1. Большая плодотворная работа была проведена и с родителями: в форме тематических листов, консультации, папок: «Театр и дети», «Развитие творческих способностей», «Театрализованная игра», «Как изготовить театр», «Куклы би-ба-бо».
  2. Родители принимали активное участие в театрализованных представлениях: «Волк и козлята», «Репка», «Муха - Цокотуха», «Колосок», играли роли Козы, Волка, Деда, Внучки, Мышат, Петушка. Для театрализованного уголка родители помогли приобрести куклы, костюмы.

Было проведено с родителями на тему «Театр и дети».

Выводы по анкетированию:

  • Родители часто посещают театрализованное представление вместе с детьми.
  • Детям очень нравится посещать театр.
  • Родители хотят, чтобы их ребенок посещал театральный кружек или студию.
  • Считают, что должны принимать участие в организации театральной деятельности: пошив костюмов, изготовление декораций, помочь ребенку в заучивании роли, непосредственным участием в театральном представлении.
  • Родители оценивают работу по этой теме положительно.

Результаты театрализованной деятельности:

За весь период работы по теме были тщательно проанализированы, сделаны выводы о том, что в целом работа проводилась целенаправлено и эффективно с учетом успехов и возникших проблем.

Намечены следующие задачи:

  1. Продолжать создавать в группе театрализованную развивающую среду: приобрести новые театрализованные игры, куклы (напольные, ростовые)
  2. Совершенствовать работу по взаимодействию с родителями в форме: тематических листов, консультаций, папок, посильным участием родителей в театрализованных представлениях (играть роли, пошив костюмов, декораций).
  3. Повышать уровень педагогического мастерства путем участия в семинарах, МО, мастер - классах, обучения на курсах повышения квалификации, ИКТ.
  4. Продолжать работать по театрализованной деятельности.

Презентация

Список рекомендуемой и использованной литературы:

  • "Театрализованные игры" Акулова О. // Дошкольное воспитание, 2005, №4, с. 24.
  • "Театрализованные игры и занятия с детьми дошкольного возраста" Ламинская Г. А.
  • Артемова Л. В. Театрализованые представления дошкольников. 1991.
  • Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. 1991.
  • Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности / Под ред. В. А. Деркунской. СПб. , 2004