Оздоровительная работа в ДОУ > Оздоровление дошкольников
Структура оздоровительной работы ДОУ
Шлычкова Наталья Викторовна, ст.воспитатель МДОУ №43 г.Казань
В условиях современной природно-социальной и экологической ситуации проблематика здоровья детей приобретает глобальный характер Разнообразные медицинские, социологические, демографические и другие данные свидетельствуют о том, что только 14% детей России можно считать практически здоровыми, 50%, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья, 35% - хронически больны. (Данные материалов Всероссийского совещания « Пути оптимизации здоровья и физического развития детей в дошкольных образовательных учреждениях) Остро эта задача стоит в дошкольных учреждениях. По мнению ученых, дошкольный возраст относится к так называемым критическим периодам жизни ребенка. Термин «критический возраст» введен учеными для характеристики тех фаз жизни ребенка когда он особенно чувствителен к повреждающим влияниям, что приводит к формированию отклонений здоровья, формирования аллергических реакций и хронических соматических заболеваний. Исходя из этого физическое воспитание должно являться неотъемлемой частью жизни ребенка с самого рождения, а задача укрепления здоровья одна из приоритетных в работе ДОУ Устойчивость организма к неблагоприятным факторам среды зависит не только от индивидуальных особенностей организма ребенка, но так же и от своевременного и правильного проведения специальных оздоровительных мер, к числу которых относится закаливание.
Как показывают данные социологических исследований ученых традиционные методы закаливания (узко педагогический и узко медицинский) не приводят к улучшению сложившийся ситуации. Положение о необходимости комплексного применении оздоровительных мер в детском саду общеизвестно. Стремление к комплексности оправдано и понятно, тем более в таком деле как оздоровительная работа Учеными доказано, простое воздействие на конкретное состояние ребенка не эффективно. Педагогические и медицинские задач порой хорошо состыковываются на бумаге, в действительности же в традиционной системе оздоровления детей педагоги выполняют свои функции механически (обливание стоп, хождение по ребристой дорожке принятие воздушных ванн и так далее) поддерживая общий жизненный тонус ребенка. Однако если учитывать, что в дошкольном возрасте формируется основы телесного и духовного здоровья то становится очевидным отсутствие целостности или комплексности в данных оздоровительных мероприятиях.
Коллектив детского сада обратил внимание на новое междисциплинарное направление зачинателем, которого являлся российский ученый-педиатр и педагог Змановский Ю. Ф.
«Педагогика оздоровления»
Названному направлению присущи следующие черты:
- в его центре лежат представления о здоровом ребенке, понимаемом как идеальный эталон и практически достижимая норма детского развития
- здоровый ребенок рассматривается как целостный телесно-духовный организм.
- Оздоровлние трактуется не как совокупность лечебно профилактических мер, а как форма развития, расширения психофизиологических возможностей детей.
- Ключевым, системообразующим средством оздоровительно-развивающей работы с детьми является индивидуально-дифференцированный подход
Все выше сказанные направления «Педагогики оздоровления» нашли отражение в системе оздоровительной работы дошкольного учреждения №43
РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ В СТРУКТУРЕ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ДОУ
Система развития воображения через особые формы двигательной активности имеет оздоровительный эффект влияя на психосоматическое состояние ребенка. Исходя из этого, средства развития воображения включаются в структуру оздоровительной работы. Новым звеном такой работы становится проектирование условий развития двигательного творчества детей. При этом активно используются нетрадиционные формы оздоровленияигры и драматизации с медитацией и релаксационной ориентацией, элементы йоги, дыхательной и звуковой гимнастики, точечного массажа, гимнастики для глаз. Занятия проводятся в игровой форме. Строя и выполняя специфические упражнения, дети не просто создают некоторые образы, но и по особому «входят» вживаются в них. Создаваемые силой детского воображения образы - это не просто условность. Если ребенок действительно вошел в образ, то этот образ «материализуется» в его психосоматический состояниях, начинает влиять на их динамику, участвует в коррекции функциональных систем детского организма. Символический по своей природе образ обладает не фиктивной реальной энергийной силой. Так же и сопряженное с ним движение не просто условно выражают добро, а реально творят его по этому на занятиях широко используется оздоровительный потенциал эмоционально-тактильного контакта ребенка с педагогом, с другими детьми, с самим собой. Включая в работу с детьми средства развития воображения можно добиться существенных результатов в профилактике и лечении ряда заболеваний ОРЗ, диатеза, заболеваний почек
В процессе игровой психогимнастики, когда дети вызывают у себя различные ощущения, типа «тепло-холод», они при посредстве собственного воображения овладевают навыками самопроизвольной терморегуляции организма. Например, воспитатель указывает детям на ребенка, испытывающего дискомфорт. Дети желающие помочь товарищу прикладывают к больному месту ребенка свои ладошки и начинают прогревать ими больное место срабатывает эффект эмоциональной отдачи и ребенок действительно начинает чувствовать себя лучше. При проведении игр с элементами массажа происходит целенаправленное воздействие на биологически активные точки кожи (БАТК). Но в отличие от ситуаций применения широко известного метода лечения (акупунктуры) ребенок здесь не просто «работает», а играет своим телом. Он мнет, разглаживает, «лепит» свое тело, словно ваятель, как бы заново создавая его «по законам красоты». Полная уверенность в том, что он действительно творит что то новое и прекрасное, способствует развитию чувства любви к собственному телу, внимательного и бережного отношения к нему. Конкретные задачи этих игровых упражнений (см. приложение), направленных на развитие воображения, связаны с профилактикой простудных заболеваний, снятием стрессов, закаливанием и т. д. А при условии их систематического включения в содержание педагогической работы закладывается и элементы фундаментальной способности ребенка к самосозиданию и самопознанию, у детей воспитывается стремление «творить добро ради добра» (Н. К. Рерих). На сходных принципах организуется работа особых оздоровительных процедур: контрастные воздушные ванны, хождения босиком и т. д. Так, при полоскании горла кипяченной водой или ее питье более эффективно с точки зрения закаливания, когда дети в игре предварительно «заряжают» жидкость руками (см. приложение), желая себе здоровья. Все используемые методики проводятся в игровой форме. Данные мероприятия проводятся под контролем медицинского персонала, ежемесячным анализом заболеваемости и эффективности проводимых процедур.
С этих позиций коллектив детского сада считает, что проблема оздоровления детей не кампания одного дня деятельности и одного человека, а целенаправленная, спланированная систематическая работа всего коллектива образовательного учреждения на длительный период
Цель данной работы
Сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у родителей, педагогов, воспитанников ответственности в деле сохранения собственного здоровья
Ожидаемые результаты
- осознание взрослыми и детьми понятия «здоровье» и влияние образа жизни на состояние здоровья
- повышение уровня ориентации к современным условиям жизни.
- овладения навыками самооздоровления.
- снижение уровня заболеваемости
Основные принципы работы
- принцип научности - подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно-обоснованными и практически апробированными методиками
- принцип активности и сознательности - участие всего коллектива педагогов и родителей в поиске новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению себя и детей
- принцип комплексности и интегративности– решение оздоровительных задач в системе всего учебно-воспитательного процесса всех видов деятельности
- принцип адресованности и преемственности - поддержание связей между возрастными категориями, учет разноуровнего развития и состояния здоровья.
- принцип результативности и гарантированности - реализация прав детей на получение необходимой помощи и поддержки, гарантия положительного результата независимо от возраста и уровня физического развития детей
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ДОУ
Профилактическое-
- обеспечение благоприятной адаптации
- выполнение сангигиенического режима
- проведение обследования по скринг-программе и выявление патологий
- решение оздоровительных задач всеми средствами физической культуры
- предупреждение острых заболеваний и невротических состояний методами неспецифической профилактики
- проведение социальных санитарных и специальных мер по профилактике и распространению инфекционных заболеваний
Организационное –
- организация здоровьесберегающей среды ДОУ
- определение показателей физического развития, двигательной подготовленности, объективных и субъективных критериев здоровья методами диагностик.
- изучение передового педагогического, медицинского и социального опыта по оздоровлению детей, отбор и внедрение эффективных технологий и методик
- систематическое повышение квалификации педагогических и медицинских кадров
- пропаганда ЗОЖ и методов оздоровления в коллективе детей, родителей, сотрудников
Лечебное -
- коррекция отдельных отклонений в физическом и психическом развитие
- дегельминтизация
- иммунотерапия
- витаминотерапия
- оказание скорой помощи при неотложных состояниях
- диетотерапия (индивидуальное меню, для детей с почечной патологией)
Обеспечение реализации основных направлений работы ДОУ (документ word)
Скринг-программа обследования детей в МДОУ № 43
1 этап - доврачебное обследование
- Анкетный тест – опрос родителей
- Проверка слуха шепотной речью
- Оценка физического развития
- Оценка состояния опорно-двигательного аппарата
2 этап - осмотр врачом педиатром
- комплексная оценка состояния здоровья детей
- выявление детей с хронической патологией
3 этап - осмотр врачами-специалистами
- диспансерное наблюдение в ДОУ
Модель психодиагностической работы психологаМДОУ № 43
Психологический запрос
- Запрос заинтересованных лиц (родителей воспитателей)
- запрос самому себе
Психологическая проблема
- Беседы с родителями и воспитателями
- Сбор информации
- Непосредственное наблюдение за ребенком
Психологический диагноз
- в соответствии с профессиональной компетенцией и на уровне возможной конкретной помощи
- обоснованное предсказание пути и характера дальнейшего развития ребенка (прогноз)
Программа развития и коррекции
Психологическая часть
- рекомендации заинтересованным лицам (родитель педагог)
- коррекционная работа психолога
Педагогическая часть
- работа педагога в соответствии с рекомендациями психолога
- работа родителей в соответствии с рекомендациями психолога
Модель взаимодействия воспитателей и педагога-психолога МДОУ № 43 с родителями для повышения эффективности коррекционной работы
Профилактика
Создание условий
Наглядная пропаганда
Чтение психологической литературы
Консультативный диалог
Диагностика
Беседы
Тесты, анкеты
Непосредственное наблюдение
Коррекция
Советы и рекомендации
Специальные занятия с детьми
в русле режимных моментов
практические занятия, тренинги, игры и прочее
Модель стратегии и тактики работы воспитателя с родителями
1 этап – ознакомительный
Сбор информации (собеседование, анкетирование, наблюдение)
Выделения групп риска (по результатам исследования)
2 этап - общепрофилактический
Наглядная агитация (стенды, памятки)
Встречи со специалистами
3 этап-работа с группой риска
Выявление проблемы (беседы, наблюдения, тесты, опросы)
Коррекция родительских установок (тренинги, беседы)
4этап - индивидуальная работа
Выявление, знакомство с опытом семейного воспитания
Консультативная индивидуальная помощь
5 этап - рефлексивный
Выявление изменений родительских установок в группе риска (беседы, наблюдения)
Дополнительное обсуждение отдельных вопросов (с привлечением специалистов)
6 этап - интегративный
Совместные мероприятия
Дискуссии (совместное обсуждение проблем)
7 этап - перспективный
Совместное обсуждение планов на будущее
Структура внедрения здоровьесберегающих технологий и методик ввоспитательно образовательный процесс в ДОУ (документ word)
Для оценки физического развития детей детского сада выделяются такие показатели здоровья: рост, вес, группа здоровья, развитие крупных и мелких мышц, их координацию Обследование проводится два раза в год по методике Озерецкого Н. (система диагностики готовности детей к школе Исламова Р. А. Казань, центр инновационных технологий 2000) по следующим показателям
- статистическое равновесие
- динамическое равновесие
- сила движения
- крупная моторика
- мелкая моторика
- синкинезия
Выводы
Проводя данную работу и проводя мониторинг детей по группам и возрастам коллектив получил следующие данные: общая заболеваемость детей уменьшилась на 35%, овладения физическими навыками увеличилось (см. диаграмму) за три года на 27%, заболеваемость ОРЗ уменьшилась на 32%
Общие приоритеты оздоровительной работы
- Культивирование у детей осмысленного и преобразовательного отношения к собственному физическому и духовному здоровью как к единому целому; расширение на этой основе адаптивных возможностей детского организма.
- Закрепление педагогом эффектов отдельных оздоровительных мер в виде константных психосоматических состояний ребенка, которые далее могут воспроизводится в режиме саморазвития.
- Формирование психической (произвольной) регуляции жизненных функций организма путем развития творческого воображения.
- Воспитание у ребенка способности к самосозиданию собственной телесной организации в посильных для него формах.
- Привитие детям доступных навыков «самоврачевания»- психологической самокоррекции, а так же психологической взаимопомощи в соответствующих ситуациях
- Активизация и развитие познавательных интересов к своему и чужому телу и его возможностям.
- Развитие эмоционального сопереживания другим людям.
- Превращение здорового образа жизни в норму повседневного бытия детей и взрослых.
Руководствуясь в работе данными принципами и развивая творческое воображение детей, мы формируем не только здорового ребенка, но и творческую личность с активной жизненной позицией способную к эмпатии.
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.
- Антонов Ю. Е. «Здоровый дошкольник. Оздоровительные технологии 21 века», «Аркти» М. , 2001 г.
- Алямовская В. Г. «Как воспитать здорового ребенка» М, 1993 г.
- Алямовская В. Г. «Профилактика психоэмоционального напряжения детей средствами физического воспитания»
- Глазырина Л. Д. «Физическая культура дошкольникам» «Владос» М. ,2001 г.
- Гурич А. Г. «Теория биологического поля» М, 1944 г.
- «Детство» программа развития и воспитания детей в детском саду, С-П, 2002 г.
- Ильенков Э. В. «Диалектическая логика» М, 1984 г.
- Казначеев В. П. «Космопланетарный феномен человека» Новосибирск, 1991 г.
- Кудрявцев В. Т. , Нестерюк Т. В. , «Развитие двигательной активности и оздоровительная работа с детьми 4-7 лет», М. ,1997 г.
- Кудрявцев В. Т. «Методика физического воспитания детей дошкольного возраста» М. , 1999 г
- Казначеев В. П. «Космопланетарный феномен человека» Новосибирск, 1991 г.
- Леви-Гориневская Е. Г. , Быкова А. И. «Закаливание детского организма» М. , 1962 г.
- Материалы Всероссийского совещания «Пути оптимизации здоровья и физического развития детей в ДОУ» М. , 2001 г.
- Манахеева М. Д. «Воспитание здорового ребенка», «Аркти», М. , 2000 г.
- Маркова Л. С. , «Программа развития дошкольного образовательного учреждения», М. , 2002 г.
- Праздников В. П. « Закаливание детей дошкольного возраста» «Медицина» 1988 г.
- «Радуга» программа и методическое руководство М, 1996 г.
- Сивачева Л. Н. «Физкультура – это радость» Санкт-Петербург «Детство-Пресс» 2002 г.
Закаливание детей в детском саду | Оздоровление дошкольников в ДОУ | Профилактические гимнастики для детей | Физическая культура для дошкольников | Спорт и здоровье для детей | Прогулки в детском саду