Родителям дошкольников > Полезное для родителей
Обучение ребенка чтению
Бардова Лидия Георгиевна
Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать,
Не надо бабушку трясти:
«Прочти, пожалуйста, прочти!»
Не надо умолять сестрицу:
«Ну, прочитай еще страницу».
Не надо звать,
Не надо ждать,
А можно взять
И почитать!
Валентин Берестов
«Учим ребенка читать» эффективная и доступная программа обучения дошкольников беглому и осознанному чтению
О проблемах в обучении чтению маленьких детей.
Чтение - это удивительное средство познания мира. Мы ежедневно пользуемся этим средством в самых различных ситуациях. В любую минуту мы можем удовлетворить свое любопытство, открыв книгу или включив компьютер. За долгие годы учебы процесс чтения дошел у нас до автоматизма. Мы читаем без труда, и порой нам кажется, что нет ничего проще, чем читать.
Если в семье растет дошкольник, то перед родителями встает вопрос: как научить ребенка читать. В прежние времена детей учили читать в школе, сейчас же, следуя какому-то неписаному правилу, ребенок должен поступить в 1 класс читающим.
Надо сказать, что сами родители постигали азы чтения много лет назад, и, естественно, позабыли, какой это трудоемкий и сложный процесс. Поэтому многие из них с энтузиазмом берутся учить своего ребенка этому «простому», как они считают, процессу. И если ребенок легкообучаемый, то родители справляются с этой работой без проблем.
Однако многие родители при обучении детей чтению сталкиваются с большими трудностями. Это вынуждает их искать нужную информацию в интернете и на книжных полках, где её сейчас, к слову, бесчисленное множество. Однако, зачастую эта информация либо сложная для домашнего применения, либо - весьма неэффективная. Поэтому часть родителей, чей семейный бюджет позволяет это сделать, прибегают к помощи репетиторов.
А что делать остальным родителям? Кто научит их детей читать?
Получается, что дошкольники стали заложниками этой непростой ситуации.
Эффективная программа обучения детей.
Для родителей, которые хотели бы помочь своему ребенку научиться читать, разработано данное пособие. При его составлении использовался опыт наиболее успешных учителей начальных классов, а также репетиторов, готовящих детей к школе. За основу этой программы взято общеизвестное правило: любая трудная работа станет легкой, если:
- правильно разделить её на части, т. е. - правильно дозировать;
- а затем расположить эти части в строго определенной последовательности.
В предлагаемой программе последовательность изучения букв и слогов существенно отличается от общепринятой традиционной системы в школе. А объем материала для каждого занятия дозирован с учетом того, что в этом возрасте внимание у детей крайне неустойчивое. Поэтому заниматься с ребенком надо примерно 10-15 минут в день.
Именно такая последовательность каждого занятия и именно такое дозирование этих занятий стали главными достоинствами данной программы.
А ещё одним её достоинством является то, что взрослому для работы по данной программе не обязательно иметь педагогическое образование: ему достаточно показать образец чтения и добиться его повторения.
Рекомендации.
- Создайте и поддерживайте на занятиях позитивную атмосферу. Проявите максимум терпения, не торопите ребенка во время чтения, подскажите ему в критический момент. Никогда не ругайте его, хвалите по поводу и без повода.
- В настоящее время различные гаджеты никак не способствуют пробуждению у ребенка интереса к чтению. Мало того, некоторые дети открыто выражают упорное нежелание читать. Учитывая это обстоятельство, к занятиям надо приступать в мягкой форме, без нажима и принуждения, достигая согласия с ребенком, учитывая его желания, но при этом проявляя и некоторую настойчивость. И, благодаря тому, что эти занятия короткие по времени и небольшие по объему, уже через несколько дней ребенок позитивно воспринимает процесс чтения.
- Настройте себя и ребёнка на ежедневные занятия (кроме выходных), сделайте их обязательным пунктом режима дня.
- Педагоги и психологи утверждает, что у каждого ребенка свой темп усвоения знаний. Именно поэтому в данной программене указываются временные рамки для прохождения того или иного занятия. Но, для достижения хороших результатов следует соблюдать одно очень важное правило: к следующему занятию следует переходить только тогда, когда слоги и слова предыдущего занятия ребенок читает без ошибок и в хорошем темпе. На протяжении всех занятий это самое важное правило. Неукоснительное его соблюдение приводит к формированию у ребенка одного из важнейших навыков - навыка уверенного чтения. И это тот фундамент, на котором впоследствии легко вырабатывается беглое чтение.
Слово - за взрослыми.
Цель данной программы - максимально облегчить труд по обучению чтению, причем, не только ребёнку, но и взрослому. Она включает в себя 28 занятий, которые наглядно показывают, какой большой объём работы предстоит проделать маленькому ребенку для того, чтобы научиться читать. К примеру, одних двухбуквенных слогов надо будет выучить более 150 вариантов.
Если родители решают пройти этот путь вместе со своим ребенком, то они достойны самого глубокого уважения и почтения. А в награду за этот труд родителям предстоит неоднократно испытать чувства радости за каждый очередной успех, а также гордости за себя и за своего ребенка. И тогда забываются все трудности, которые приходится за это время преодолевать.
И ещё один немаловажный фактор: такие совместные занятия и успехи значительно сближают взрослых и ребенка.
Опыт показывает, что любовь к ребенку, терпение и регулярные занятия обязательно приводят к тому, что к концу обучения чтению по данной программе абсолютное большинство детей читают на уровне ученика, заканчивающего 1 класс, а некоторые даже и лучше. Удивительно, но этот результат достигается всего лишь 10-15-минутными занятиями в день! Безусловно, такой результат оправдывает любое время, потраченное на эти занятия.
Учите ребенка читать легко и с радостью!
Успехов Вам и Вашему ребенку!
Занятия по обучению чтению дошкольников
Содержание занятий.
Количество слогов и слов, подобранных к каждому занятию, вполне достаточно для того, чтобы научиться читать, но это при условии, что будет соблюдаться упомянутое выше правило: к следующему занятию следует приступить только тогда, когда слоги и слова предыдущего занятия ребенок читает без ошибок и уверенно.
Занятие 1.
Вначале учим 20 согласных букв. Произносить их надо коротко, отрывисто, без призвуков. Нельзя произносить Бэ, Вэ, Гэ…
В первое время учим только заглавные буквы вместе с соответствующей картинкой, затем читаем их без картинок.
Б В Г Д Ж З К Л М Н
П Р С Т Ф Х Ц Ч Ш Щ
Занятие 2.
БА ВА ГА ДА ЖА ЗА КА ЛА МА НА
ПА РА СА ТА ФА ХА ЦА ЧА ША ЩА
Занятие 3.
Сообщаем ребенку, что большая буква в начале некоторых слов обозначает, что это слово - чье-то имя.
МА-МА ПА-ПА ПА-РА ЛА-ПА БА-БА РА-НА
ВА-ША ЖА-БА ФА-РА ПА-РА ЧА-ША ЧА-ЩА
РА-МА КА-ША НА-ША ВА-ЗА ЛА-МА ВА-ТА
ДА-ЧА ПА-НА-МА ЗА-ДА-ЧА МА-ША ДА-ША
СА-ША ТА-МА-РА НА-ТА-ША ПА-ША
Занятие 4.
БО ВО ГО ДО ЖО ЗО КО ЛО МО НО ПО РО СО ТО ФО ХО ЦО ЧО ШО
Занятие 5.
НО-ША РО-ЗА ДО-МА МЫ-ЛО СА-МА РО-ЩА
КО-ЖА РА-БО-ТА РО-МА ВО-ВА СО-ФА ЖО-РА
Занятие 6.
БУ ВУ ГУ ДУ ЖУ ЗУ КУ ЛУ МУ НУ ПУ РУ
СУ ТУ ФУ ХУ ЦУ ЧУ ШУ ЩУ
Занятие 7.
МУ-КА МУ-ХА ЛУ-НА ЛУ-ЖА РУ-КА ПУ-МА
СУ-ША ЩУ-КА ШУ-БА ТУ-ЧА БУ-МА-ГА
РА-ДУ-ГА КУ-КУ-РУ-ЗА
Занятие 8.
БЫ ВЫ ГЫ ДЫ ЗЫ КЫ ЛЫ МЫ
НЫ ПЫ РЫ СЫ ТЫ ФЫ ХЫ ЦЫ
Занятие 9.
РЫ-БА РО-ЗЫ РА-МЫ ША-РЫ
ГО-РЫ ГУ-БЫ ЗУ-БЫ КУ-РЫ
ЧА-СЫ БУ-СЫ КО-ЗЫ БА-НА-НЫ
БА-РА-НЫ ЗА-БО-РЫ БА-РА-БА-НЫ
Дальше начинаем читать слоги и слова с буквами И, Е, Ё, Ю, Я. Все эти буквы смягчают согласную, после которой они стоят. Буква Ь также смягчает согласную, но она будет изучаться на 26 занятии.
Занятие 10.
БИ ВИ ГИ ДИ ЖИ ЗИ КИ ЛИ МИ НИ ПИ РИ
СИ ТИ ФИ ХИ ЦИ ЧИ ШИ ЩИ
Занятие 11.
Это занятие может вызвать некоторые затруднения, т. к. в этих словах будут чередоваться мягкие и твердые согласные. Обычно для него требуются 2-3, а, возможно, и более занятий.
ПИ-ЛА ПО-НИ НО-ГИ РУ-КИ КИ-НО КО-НИ
СИ-ЛА ГУ-СИ ЛИ-ПА ЗИ-МА ТИ-ШИ-НА ГО-ЛУ-БИ МУ-ЗЫ-КА МА-ЛИ-НА СУ-ХА-РИ ДО-МИ-КИ
МИ-НУ-ТА МА-КА-РО-НЫ ВИ-ТА-МИ-НЫ
Занятие 12.
БЕ ВЕ ГЕ ДЕ ЖЕ ЗЕ КЕ ЛЕ МЕ НЕ
ПЕ РЕ СЕ ТЕ ФЕ ХЕ ЦЕ ЧЕ ШЕ ЩЕ
Занятие 13.
ПО-ЛЕ МО-РЕ СЕ-НО КА-ЧЕ-ЛИ ЧУ-ДЕ-СА
ПЕ-ТУ-ХИ ДЕ-ТИ ГА-ЗЕ-ТА ЛЕ-НА ЛЕ-РА
ГЕ-НА ВЕ-РА ВА-ЛЕ-РА
Занятие 14.
БЁ ВЁ ГЁ ДЁ ЖЁ ЗЁ КЁ ЛЁ МЁ НЁ
ПЁ РЁ СЁ ТЁ ФЁ ХЁ ЧЁ ШЁ ЩЁ
Занятие 15.
БЕ-РЁ-ЗА ЩЁ-КИ ТЁ-МА ЛЁ-ВА
СЕ-РЁ-ЖА ЛЁ-НЯ СЁ-МА
Занятие 16.
БЯ ВЯ ГЯ ДЯ ЗЯ КЯ ЛЯ МЯ
НЯ ПЯ РЯ СЯ ТЯ ФЯ ХЯ
Занятие 17.
ТЁ-ТЯ ПУ-ЛЯ НЯ-НЯ ВА-РЯ ВА-ЛЯ ВА-НЯ
ВА-СЯ КА-ТЯ ФЕ-ДЯ НА-ДЯ МИ-ТЯ СО-НЯ ВИ-ТЯ
ЖЕ-НЯ ТО-ЛЯ ПЕ-ТЯ ГА-ЛЯ ТО-НЯ КО-ЛЯ
МА-РУ-СЯ
Занятие 18.
БЮ ВЮ ГЮ ДЮ ЗЮ КЮ
ЛЮ МЮ НЮ ПЮ РЮ СЮ ТЮ
Занятие 19.
ЛЮ-БА ЛЮ-СЯ КА-ТЮ-ША
ТА-НЮ-ША ВА-РЮ-ША
ВА-ЛЮ-ША И-ЛЮ-ША Ю-ЛЯ
Занятие 20.
На этом занятии надо ввести маленькие буквы а, б, е, ё.
тё-тя бе-рё-за ба-ра-ба-ны щё-ки бу-сы чу-де-са го-лу-би гу-бы зу-бы жа-ба за-да-ча ба-на-ны шу-ба ры-ба ра-бо-та за-бо-ры
Занятие 21.
Показать ребёнку, как надо читать трёхбуквенные слова (в первое время гласную надо немного тянуть, но только в самое первое время).
рак дом дым рис кит сок лес мак мёд лак суп сын сыр рот нос кот пёс наш жук мир душ час шум мел
Занятие 22.
буб-лик бан-тик бал-кон сус-лик зон-тик пар-кет пер-сик ков-рик коз-лик сек-рет кар-тон бар-сук
лас-тик воз-дух док-тор фар-тук фан-тик мос-тик жур-нал шаш-лык лан-дыш дож-дик кар-ман
Занятие 23.
реч-ка реп-ка пал-ка печка сет-ка пол-ка вес-на вет-ка вил-ка сум-ка бан-ка кук-ла бук-ва ман-ка мет-ро боч-ка мис-ка нит-ка шор-ты щёт-ка
шаш-ки чаш-ка шап-ка суш-ки
тан-цы мыш-ка кош-ка
Занятие 24.
ба-нан ще-нок ша-лаш ма-лыш са-лат са-лют за-пах бу-кет бу-фет пе-тух пи-рог то-пор дя-тел ту-ман
ве-тер ве-чер са-хар ры-бак ка-ток ко-тик
Занятие 25.
ю-ла у-ши ут-ка аз-бу-ка ум-ни-ца иг-ра ик-ра ёл-ка ар-буз А-ли-на у-ли-цачай мой май май-ка твой чай-ник са-рай зай-ка бе-лый иг-рай добрый Ю-ля му-ра-вей твой свой
Занятие 26.
соль пыль тень день царь конь гусь пень боль боль-но боль-ше день-ги паль-то паль-цы ле-жать ки-сель пьёт льёт пьёт семь-я се-мья вью-га
Занятие 27.
брат спит стол стул смех стук гром врач слон грач внук март волк тигр мост слон зонт парк торт цве-ты тру-ба зве-ри гла-за слёзы пчё-лы брю-ки гру-ша кни-га шко-ла кры-ша
Занятие 28.
эк-ран э-то э-тот э-таж эк-за-мен
Э-дик Э-ля съел въезд подъ-езд съе-ла
На этом этапе заканчиваем изучение букв, а также различных вариантов слогов и слов с ними. Осталось сказать, что буква Й также является согласной буквой, но, в отличие от других согласных, она не образует с гласными буквами самостоятельного двухбуквенного слога.
Большое закрепление.
Навыки чтения можно закреплять по различным пособиям. К примеру, в книгах О. Перовой «Букварь-тренажер» и Бахтиной «Букварь» собран отличный материал для этих занятий. Занятия по-прежнему надо проводить регулярно, в течение примерно месяца. Материал надо давать небольшими объемами, чтобы избежать переутомления ребенка. И помните: даже 10-15-минутные ежедневные занятия дают очень хороший результат.
Выработка беглого чтения (пошаговая инструкция).
- Для работы над беглостью чтения подбираются рассказики из 4-6 предложений. Подходящий для этого материал есть, например, в «Букваре» Н. С. Жуковой.
- Сообщаем ребенку следующую цель: «Ты молодец, хорошо читаешь. Но ты растешь, и поэтому, сегодня мы начинаем учиться читать как взрослые». Ребенок читает подобранный рассказ, и мы задаем ему 2-3 вопроса по содержанию рассказа. «Про что (или о чем) написано в этом рассказе? Что о нем (о них) сказано? Далее говорим: «Прочитай рассказ еще раз, но читай чуть-чуть быстрее». Хвалим ребенка и просим прочитать рассказ еще раз, но чуть-чуть еще быстрее.
- В итоге ребенок прочитал рассказ 3 раза. Несомненно, ребенку и самому понравится то, что некоторые слова ему уже удается читать целыми словами. После этого ребенка надо похвалить и на этом занятие закончить. На этом этапе очень важно соблюдать следующее правило: нельзя требовать и, тем более, принуждать ребенка читать целыми словами . Со временем переход от слогового чтения к чтению целыми словами происходит естественным образом.
- Следующее занятие начинаем работой над рассказом с предыдущего занятия. Напомните ребенку, что он очень хорошо, почти как взрослые, прочитал этот рассказ на прошлом занятии и попросите его прочитать сейчас так же хорошо. После этого похвалите ребенка и больше с этим текстом на этом занятии не работаем, даже если ребенок не очень быстро его прочитал. Переходим к работе над следующим рассказом. Читаем его 3 раза точно так же, как и на предыдущем уроке.
- Следующее занятие опять начинаем работой над рассказом с предыдущего занятия.
Чтение детских книжек.
Цель этих занятий - прививать любовь к чтению.
Детские книжки должны быть красочными и с подходящим шрифтом. В этот период можно читать книжки уже без деления слов на слоги. И время от времени напоминаем ребенку, что мы стараемся читать как взрослые, потому что растем.
Для повышения интереса к чтению существует много разных приемов и способов. Одним из наиболее эффективных способов достижения этой цели является следующий способ: взрослый читает начало какого-то интересного рассказа вслух, (для этого подходят, например, детские рассказы Носова, Сутеева и др. авторов). Далее взрослый, сославшись на занятость, неожиданно останавливается, желательно на самом интересном месте и сетует, что не будет времени узнать, что же дальше произошло. Если ребенок достаточно заинтересовался, то он самостоятельно продолжает чтение.
Также для развития интереса к чтению можно предложить детям читать увлекательные детские энциклопедии с короткими познавательными рассказами, а потом попросить ребенка рассказать и нам, что интересного он узнал. На рынке сейчас великое множество таких энциклопедий, выбираем их в соответствии с возрастом и предпочтениями ребенка.