Дошкольный возраст, Воспитание дошкольников

DoshVozrast.RU

Сайт для детского сада, для воспитателей детских садов и родителей

Работа с родителями

Родительские собрания в детском саду

Конспект родительского собрания-диспута
по Конвенции о правах ребенка «Защитим наших детей»

Долганова Елена Владимировна, воспитатель 1 квал.категории
д/с №1 п.Новозавидовский Конаковский р-н Тверская область

Подготовка:

  1. Изучение с педагогами Конвенции о правах ребенка (семинар).
  2. Анкетирование родителей. Цель: выявление социально-педагогических условий воспитания в семье.
  3. Наблюдения, беседы, тестирование детей. Цель: изучение эмоционального самочувствия ребенка в семье.
  4. Оформление наглядной агитации в группах по Конвенции о правах ребенка.
  5. Подбор материалов к толкованию и иллюстрированию статей №№ 13, 14, 18, 19 Конвенции о правах ребенка.
  6. Подготовка информационного листка по содержанию собрания.
  7. Составление сценария собрания.

Организация:

  1. Пригласить родителей на собрание.
  2. Подготовить карандаши и бумагу для проведения теста.
  3. Подготовить зал: стулья, столы, вешалки.
  4. Расстановка мебели.

Ход родительского собрания.

Вступительные слова заведующей детского сада И. Ю. Масленниковой. Разговор пойдет в форме диспута по Конвенции о правах ребенка.

Вопрос: Кто из Вас знает о существовании Конвенции о правах ребенка? Краткая справка: 20 ноября 1989 года Генеральная Ассамблея ООН единогласно приняла Конвенцию о правах ребенка. (Не нужно путать с правовым документом о правах человека).

Наше государство ратифицировало Конвенцию в 1990 году, а к 1993 году 174 государства - члены ООН - ратифицировали данный документ. Таким образом, к настоящему времени в Европе нет ни одного государства, которое не присоединилось бы к данной Конвенции.

Вопрос: А как Вы считаете, почему возникла необходимость в создании данного документа?

Ответы родителей.

Вопрос: Как Вы считаете, нужно ли знание прав нашим детям в дошкольном возрасте? Ответы родителей.

Вопрос: Кто знаком с содержанием Конвенции о правах ребенка?

Поскольку первое практическое знакомство детей с нравственно-правовыми понятиями начинается в семье, а родители - гаранты прав ребенка в дошкольном возрасте, мы и поговорим о том, какие права имеет Ваш ребенок.

Ведущий: Наша встреча идет под девизом «Защитим наших детей от. ..». Мы не будем говорить о тех правах, за выполнение которых отвечает государство, о тех правах, которые связаны с экономической ситуацией в стране. Мы остановимся на повседневной жизни, в которой очень часто имеет место ущемление прав ребенка и ему необходима защита. Разбор жизненных ситуаций поможет проследить и проанализировать нарушение прав ребенка.

Воспитатель средней группы: В нашей жизни встречаются разные ситуации. Они иллюстрируют наши взаимоотношения с детьми. Каковы они? Вот одна из ситуаций: «Анечка ест сухарик. Ей нравится, и она ест с удовольствием. Бабушка предлагает внучке апельсин: «Он вкусный, полезный, в нем много витаминов, съешь апельсинчик!». - «Бабуля, я не хочу его есть, мне нравится сухарик» - отвечает девочка. «Я настаиваю, - продолжает бабушка, - съешь его, он полезней для твоего организма!». «А я не буду, - протестует внучка, - не хочу».

Вопрос: А у Вас в жизни такие ситуации были? Как Вы выходили из них? Ответы родителей.

Воспитатель средней группы: А вот еще одна очень часто повторяющаяся ситуация: например, Ваша дочка утром хочет надеть свое любимое платье с коротким рукавом, но Вы знаете, что в группе сейчас прохладно и предлагаете надеть теплое шерстяное платье. Но она ни за что не соглашается. Вы знаете, что если уступите ей, то уже к вечеру у нее будет насморк, а на следующее утро и кашель. И так у Вас каждое утро конфликт.

Вопрос: Как бы Вы разрешили данную конфликтную ситуацию? Ответы родителей.

Вывод: Из самых лучших побуждений взрослые, порой, забывают, что ребенок имеет чувство собственного достоинства, гордость, что у него есть свое мнение, которое он хочет отстаивать. А мы говорим, что это упрямство. Вместо того, чтобы убедить ребенка, мы командуем и требуем исполнения. Но дети не согласны. Ребенок обязательно должен понять, что от него хотят и должен чувствовать, что его мнение не безразлично, что его понимают и принимают, что с ним считаются. Конвенция о правах ребенка признает за каждым ребенком право свободно выражать свое мнение. (Статья 13.). А государства-участники уважают это право каждого ребенка. (Статья 14.).

Ведущий: Нередко, якобы заботясь о ребенке, взрослые позволяют себе проявление насилия: физического, психологического, оскорбления, .. .

Это насилие и агрессия не всегда откровенны, они могут быть завуалированы. «Даша, - говорит мама, - иди немедленно завтракать! Сколько тебя ждать! Опоздаем в детский сад, а я на работу! Ты руки помыла? Почему тебе обо всем нужно напоминать? Сядь прямо! Не вертись за столом! Что ты копаешься, ешь быстрее!. .. и т. д. и т. п.

Вопрос: Оцените стиль общения с четырехлетней девочкой? Как Вы думаете, с каким настроением придет ребенок в детский сад?

Ответы родителей.

Вывод: Психологическое давление, оскорбление, унижение ребенка наносит ему еще больший вред, чем физическое наказание, это тоже унижение и оскорбление. Конвенция о правах ребенка трактует, что государства-участники принимают все необходимые меры с целью защиты ребенка от всех форм физического, психологического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации со стороны родителей, опекунов. .. (Статья 18.).

В предложенных Вашему вниманию ситуациях явно выражены гиперопека, психологическое давление, вербальная агрессия взрослых. Очень часто дети подвергаются и визуально - эмоциональной агрессии со стороны взрослых. «Две фотографии» Показываю родителям фотографии 2-х детей, проявляющих противоположные эмоциональные состояния: гнев и радость.

Вопрос: Какой ребенок вызывает у Вас положительный отклик? Как Вы считаете, когда взрослый находится в раздраженном состоянии, какая реакция может возникнуть у ребенка?

Ответы родителей.

Ведущий: Все мы любим своих детей, хотя понимание этого у всех различно. Мы предлагаем Вам тест «Цветок». С помощью этого теста Вы сами сможете оценить свое отношение к ребенку. Родителям предлагается нарисовать в центре кружок, в который надо вписать имя ребенка. На каждую букву необходимо придумать прилагательное, соответствующее качеству, присущему ребенку. Каждое качество или черта оформляется как лепесток цветка.

Вопросы: Посчитайте, сколько положительных и отрицательных качеств Вы написали. Каких больше? Выделите наиболее точное для Вашего ребенка. Почему Вы так считаете?

Ведущий: Мы вели разговор о статьях Конвенции, в которых говорится о правах ребенка. Но есть в ней статьи, посвященные родителям. Прежде чем мы познакомимся с их содержанием, проанализируем поведение родителей в некоторых жизненных ситуациях.

Воспитатель старшей группы: На родительском собрании группы выступал папа одного мальчика. Он заявил, что воспитанием должен заниматься детский сад, в котором работают профессионалы. Он сказал, что ничего не понимает в педагогике, да и времени на воспитание сына у него нет.

Вопрос: А как Вы думаете, кто должен заниматься воспитанием детей, папа или мама, а может быть, детский сад?

Ответы родителей.

Воспитатель средней группы: А вот еще пример из жизни: родители Саши повздорили на тему «какой водой умываться ребенку». Мама настаивала на теплой воде для умывания, т. к. , по ее мнению девочка слабенькая, быстро простужается. А папа пытался убедить маму, что нужно умываться холодной водой, не нежить ребенка, а постепенно закалять, чтобы Саша не болела. В конце разговора девочка заявила, что будет делать так, как сказала мама. Папа как всегда разговор на этом закончил и вышел из ванной комнаты.

Вопросы: Кто из родителей прав? Почему отец не проявил свои знания раньше?

Ответы родителей.

Ведущий: Когда между родителями нет согласия, в первую очередь страдают дети. В этой «гражданской войне» они не остаются в стороне, а принимают сторону папы или мамы. Родители же соревнуются в перетягивании детей на свою сторону, не останавливаются ни перед чем. Здесь неизбежны ложь, увертки, взаимные обвинения. Ребенок может настроиться против кого-то из родителей, а это оставит неизгладимый след в душе и отрицательно повлияет на его характер. Он поймет, что может добиться своего, играя чувствами других людей.

Вопрос: Если возникает ситуация развода? Кто встает на защиту прав ребенка? Ответы родителей.

Ведущий: В Конвенции о правах ребенка есть статьи, которые говорят об обязанностях и ответственности родителей за воспитание и развитие ребенка. «Государства-участники предпринимают все возможные усилия, чтобы обеспечить признание принципа общей и одинаковой ответственности обоих родителей за воспитание и развитие ребенка. Родители несут основную ответственность за воспитание и развитие ребенка. Наилучшие интересы ребенка являются предметом их основной заботы». (Статья 18.).

Наукой доказано, что нравственный опыт первых лет жизни, взаимоотношения с родителями, годы учебы во многом определяют душевный настрой ребенка на будущее.

Прежде чем встретиться с Вами, уважаемые родители, мы провели диагностику внутрисемейных отношений, изучали эмоциональный микроклимат в семьях, стили Вашего общения с детьми. О результатах этой исследовательской работы Вы можете узнать у воспитателя.

В целом были выявлены следующие проблемы:

  • неумение родителей контролировать свои эмоции (негативные) при общении с ребенком - 29, 1%
  • ориентировка в воспитании ребенка только на свой опыт и интуицию без учетов советов и рекомендаций - 45, 8%
  • авторитарность в воспитании - 33, 3%
  • гиперопека как следствие тревожности родителей - 66, 6%

Ведущий: Этой встречей с Вами мы начинаем изучение статей Конвенции о правах ребенка, основная идея которой заключается в наилучшем обеспечении интересов ребенка. Конвенция утверждает ряд важных социальных правовых принципов. Главный из них - признание ребенка полноценной и полноправной личностью. Это признание того, что дети должны обладать правами человека по собственному праву, а не в качестве придатка своих родителей.

Мы надеемся на Ваше активное участие в этой работе и на серьезное отношение ко всем нашим просьбам и заданиям. Очень хотелось бы знать Ваше мнение о нашей встрече и о всей работе, которая будет проводиться в группах и в детском саду.