Работа с родителями
Родительские собрания в детском саду
Родительский клуб как одна из форм
эффективного взаимодействия с семьей
Линк Елена Александровна,
Заведующий МАДОУ «Детский сад № 6», г. Перми
Беляевских Юлия Сергеевна,
заместитель заведующего по УВР МАДОУ «Детский сад № 6»
Привлекая родителей к совместному воспитанию детей дошкольного возраста, коллектив детского сада в течение нескольких лет был в поиске новых эффективных форм в работе с семьей, которые дали бы возможность побудить интерес к жизни детей в дошкольном учреждении, активизировать участие родителей в различных мероприятиях.
Одной из таких форм явилась организация родительского клуба - «Клуб любящих родителей».
В первый год было разработано Положение о клубе, перспективный план работы, в котором представлена тематика заседаний.
Основными направлениями деятельности клуба являются оказание медико-психолого-педагогичекой помощи родителям воспитанников, пропаганда положительного опыта семейного воспитания, повышение компетентности родителей в вопросах развития детей дошкольного возраста.
При организации заседаний используются разные формы: круглый стол, тренинги, практикумы, видеоматериалы по организации жизни детей в ДОУ и семье. За чашкой чая родители получают квалифицированную помощь специалистов дошкольного учреждения: учителя-логопеда, инструктора по физической культуре, музыкального руководителя, педагога-психолога, медицинских специалистов.
На итоговом заседании обсуждаются результаты работы клуба и его эффективность в решении вопросов воспитания и развития ребенка.
Мероприятия планируются с учетом интересов и запросов родителей, по результатам анкетирования в конце учебного года.
Так, за два года существования клуба подробно представлены следующие темы:
- «Добро пожаловать в детский сад» (обсуждение вопросов адаптации ребенка к условиями дошкольного учреждения);
- «Закаляйся, если хочешь быть здоров» (знакомство с традиционными и нетрадиционными методами закаливания, опыт оздоровления ребенка в семье);
- «Играем пальчиками, развиваем речь» (развитие мелкой моторики через разные виды деятельности);
- «Считай, смекай, отгадывай» (развитие интеллектуальных способностей ребенка через игру);
- «Ребенок за столом» (все о правильном и здоровом питании ребенка);
- «Сам себе логопед» (коррекция речевых нарушений через игры и упражнения);
- «Хочу все знать» (развитие познавательной активности ребенка);
- «Наказывать или не наказывать» (формы взаимодействия с ребенком в разных ситуациях);
За период функционирования клуба самым сложным для нас оказалось привлечение самих родителей к активному взаимодействию, были проблемы с посещением, низкой активностью родителей.
Тщательная подготовка к каждому заседанию, четкий отбор материала, нетрадиционность форм, практическая деятельность, ненавязчивость обучения различным приемам работы с детьми - все это способствовало заинтересованности родителей к посещению клубных заседаний.
Критериями эффективности работы на наш взгляд являются:
- высокая посещаемость родителями всех планируемых заседаний,
- использование родителями предложенных материалов в работе с детьми,
- положительная оценка семьи и отзывы на дальнейшее сотрудничество с дошкольным учреждением.
Результатом деятельности клуба является выпуск газеты для родителей воспитанников «Любимый ребенок» (Приложение 1). Выпуск каждого номера является продолжением обсуждаемой на клубе темы. Газета «Любимый ребенок» начинается эпиграфом к теме информацией о том, каким проблемам, вопросам посвящается выпуск и представлена постоянными рубриками:
- «А что у нас?» (рубрика освящает, какая работа ведется в дошкольном учреждении с детьми согласно теме номера);
- «Это интересно»;
- «Говорят наши дети» (ответы детей на предложенные вопросы по теме выпуска);
- «Советы для заботливых родителей» (разные специалисты предлагают родителя полезную информацию по решению проблем в вопросах воспитания детей);
- «Спасибо вам за помощь» (в этой рубрике размещаются фамилии родителей, которые оказали детскому саду различную помощь, например, в оформлении пособий, участие в субботниках, различных мероприятиях).
Использование нетрадиционных форм взаимодействия способствует повышению заинтересованности родителей и обеспечивает повышение педагогической культуры родителей и уровень семейного воспитания.