Дошкольный возраст, Воспитание дошкольников

DoshVozrast.RU

Сайт для детского сада, для воспитателей детских садов и родителей

Работа с родителями в детском саду

Консультация для родителей от музыкального руководителя «Хоровод»

Спирина Ю.П., музыкальный руководитель
МАДОУ №106 «Забава», г. Набережные Челны, РТ

Хоровод - это не просто подвижная игра, это приобщение детей к народной культуре, истории, традициям русского народа. Своей жизнеутверждающей основой, яркостью образов, музыкой хороводы вызывают у детей хорошее настроение, чувство защищенности, уверенность в себе, развивают коммуникативные навыки и творческое воображение. Цель мастер класса: повышение профессионального уровня и обмен опытом.

Музыкальны игры, танцы, упражнения необходимы дошкольникам не только для развлечения, но и для их физического, умственного и эстетического развития. Они помогают детям полюбить музыку, эмоционально реагировать на нее; развивают музыкальный слух и чувство ритма, обогащают детей новыми музыкальными знаниями, расширяют их музыкальный кругозор.

Необходимо, чтобы музыкальные произведения были доступны при воспроизведении и передаче в танце. Это дает возможность детям в простейших движениях передать характер музыки, помогает глубже воспринять и закрепить содержание произведения.

При обучении детей музыкально-ритмическим движениям, танцам, играм, упражнениям музыкальные руководители используют различные методы:

- наглядно-слуховой (выразительное исполнение музыки);

- наглядно-двигательный (показ игр, плясок, отдельных ритмических упражнений);

- словесный (указания, пояснения в ходе выполнения движений);

- упражнения: многократные повторения, варьирование знакомого материала; упражнения в умении воспринимать и передавать образ, продиктованный песней или музыкой.

На первом этапе работы необходимо привлечь внимание детей к музыке, подвести к умению отозваться на музыку движением. Уже в младшем возрасте ребенок эмоционально откликается на музыку, что выражается в мимике, жестах. Но движения его неточны и порой не согласованы с музыкой. В основе обучения детей этого возраста лежит подражание действиям взрослого.

Показ педагога как прием нужен на начальных этапах разучивания игры, пляски, упражнения. В дальнейшем музыкальный педагог дает указания по ходу исполнения, поправляет действия отдельных детей. В течение учебного года музыкальный педагог обучает детей различным танцевальным и образным движениям, которые затем используются в играх, танцах, хороводах. Задача педагога научить двигаться в соответствии с ярко-контрастным характером музыки, в медленном и быстром темпе, реагировать на начало и окончание звучания музыки, исполнять простейшие движения, передавать несложные имитационные движения игровых образов («птички летают», «лошадки скачут», «зайчики прыгают» и т. д.).

В играх педагог своими советами может помочь детям придать движениям большее сходство с движениями персонажей. Например, в игре «Медведь и зайцы» педагог говорит: «Зайки веселые, дружные, скачут легко. Медведь ходит тяжело, вперевалочку, лапы у него большие, тяжелые. Вова - молодец, очень красиво выполняет движения зайчика - легко, под музыку, а Витя - настоящий мишка: идет тяжело, вперевалочку, правильно держит руки, как лапы у мишки» и т. д.

Педагог как бы помогает ребенку найти нужное движение, правильно под музыку передать образ. Совпадение образного слова, музыки и движения развивает детское воображение, ребенок точнее передает характер игрового персонажа, движения становятся свободными, исчезает скованность, появляется уверенность. Очень важным условием для детей средней группы в выполнении музыкально-ритмических движений является выразительность, четкость.

Однако в этом возрасте дети нуждаются еще в показе движений, в ясных, кратких пояснениях. Затрудняет детей ориентировка в пространстве и некоторых перестроениях, таких как построение в колонны, кружки и другие. Значительно варьируются последовательность разучивания игр, плясок, упражнений и время, затраченное на их усвоение. Некоторые игры, пляски усваиваются детьми на одном-двух занятиях, а другие требуют более длительного времени.

Дети шестого и седьмого года жизни уже произвольно владеют навыками выразительного и ритмичного движения. Развивается слуховое внимание, более ярко проявляются индивидуальные способности детей. Они могут передать движениями разнообразный характер музыки, динамику, темп, несложный ритмический рисунок, изменять движения в связи со вступлением, со сменой частей музыкального произведения. Детям доступно овладение разнообразными движениями (от ритмичного бега с высоким подъемом ноги и подскоков с ноги на ногу до шага польки, полуприседа и т. д.).

В старшей группе педагог добивается эмоционально-выразительного исполнения образов детьми.

В подготовительной группе дети должны осознанно относиться к своей роли и более качественно выполнять движения.

В старшем дошкольном возрасте усложнение требований музыкально-ритмического репертуара направлено на развитие у детей способности чувствовать, переживать, различать музыкальные образы и использовать средства их выражения в движении. Умение воспринимать и передавать образ, выразительно двигаться в соответствии с музыкой формируется в процессе разучивания игр, хороводов, плясок, упражнений. Всему этому способствуют выразительное исполнение, образный и точный показ движений, игр, хороводов, инсценировок, которые дают детям возможность действовать творчески.

Творческая активность детей постепенно развивается путем целенаправленного обучения, расширения музыкального опыта, активизации чувств, воображения и мышления.

Так в условиях интересной, увлекательной деятельности - музыкально-ритмической - происходит музыкально-эстетическое развитие ребенка.

Методика обучения музыкально-ритмическим движениям детей трех, четырехлетнего возраста строится в основном на показе педагога, хорошо двигающихся детей, на эмоционально-образных пояснениях и указаниях.

В играх развитие сюжета направляет музыка, определяя изменение и характер движений. Содержание сюжетных игр диктуется названием и текстом. Например, музыкальная игра «Ходит Ваня». Разучивание игры связано с раскрытием музыкально-поэтического образа, с рассказом о его действиях. Педагог сначала может объяснить детям, как выполнить хороводное движение по кругу, затем дать им возможность, прислушиваясь к музыке, словам песни, самостоятельно, по-своему изобразить «Ваню». Игры «Золотые ворота», «Ловушка», игра с Дедом Морозом «Едет, едет паровоз».

Несюжетные музыкальные игры чаще всего имеют определенные движения («Плетень»). В таких играх разучивание включает показ, объяснение. Можно использовать и другие приемы. Прежде всего дети слушают музыку, чтобы почувствовать общее ее настроение, характер. Далее им объясняют построение, форму произведения (так как движения меняются в соответствии с частями, музыкальными предложениями, фразами).

В игровой форме разучиваются различные, хлопки, притопывания, взмахи, вращения кистями рук и т. п. Затем можно предложить детям придумать, как надо двигаться под эту музыку, обсудить эти варианты (используя детский показ) и в заключение показать построение, которое ребятам следует выучить. Такая методика помогает усвоению навыков при активном восприятии музыки, развитию самостоятельных действий, творческих способностей.

Танцы разучиваются так же, как и игры, но часто требуют дополнительных упражнений в усвоении и совершенствовании незнакомых детям танцевальных элементов, перестроений. Педагог, используя другую, но соответствующую движениям музыку, упражняет детей в этих навыках.

Некоторые упражнения носят вспомогательный характер - направлены на усвоение элементов движений, которые затрудняют детей в пляске, хороводе, игре.

Делим всех присутствующих музыкальных руководителей на 3 возрастные группы:

- Младший дошкольный возраст (те, у кого под стулом лежат кубики);

- Средний дошкольный возраст (те, у кого под стулом лежат погремушки);

- Старший дошкольный возраст (те, у кого под стулом лежат ложки).

Игровое упражнение «Тетя-весельчак» муз. Гладкова.

У меня есть одна тётя эта тётя весельчак

Когда она танцует, она делает вот так:

Ах, руки мои руки, мои руки хороши

Ах, руки мои руки вместе пляшем для души!

У меня есть одна тётя эта тётя весельчак

Когда она танцует, она делает вот так:

Ах, плечи мои плечи, мои плечи хороши

Ах, плечи мои плечи вместе пляшем для души!

У меня есть одна тётя эта тётя весельчак

Когда она танцует, она делает вот так:

Ах, боки мои боки, мои боки хороши

Ах, боки мои боки вместе пляшем для души!

У меня есть одна тётя эта тётя весельчак

Когда она танцует, она делает вот так:

Ах, ножки мои ножки, мои ножки хороши

Ах, ножки мои ножки вместе пляшем для души!

У меня есть одна тётя эта тётя весельчак

Когда она танцует, она делает вот так:

Ах, ухи мои ухи, мои руки хороши

Ах, ухи мои ухи вместе пляшем для души!

У меня есть одна тётя эта тётя весельчак

Когда она танцует, она делает вот так:

Прыжочки мои, вы прыжочки хороши

Прыжочки мои, вместе пляшем для души!

В первой части каждого куплета можно тренировать детей в выполнении различных танцевальных движений. Идем по кругу хороводным шагом, дробным шагом, поскоками, мелким шагом на полупальцах, боковым галопом, шагом с высоким подъемом ног.

На проигрыш каждый музыкальный руководитель выполняет движения, соответствующие выбранному возрасту.

Танец зайчат под музыку Иван Купала «Ай, Заинька».

В начале зайки просыпаются, потом умываются, прыгают чтобы согреться, шевелят ушками, скачут по кругу, получается весело. Главное все движения выполнять танцуя. Можно придумать разнообразные движения, я опиралась на известную игру - заинька попляши.

Релакс Упражнение «Куклы-марионетки» музыка «Вальс-шутка» Шостакович

Музыкальный руководитель: Представьте, что к каждому их суставчику привязана нить. С начала все нити натянуты: "куклы" стоят с прямыми спинами и высоко поднятыми руками, так как к кончикам их пальцев тоже привязаны нити. Но вот я начинаю поочередно "отрезать ножницами" нити, идущие от пальцев, и они свободно опускаются. Когда "отрезаю" нити от локтей, свободно опускаются руки. Дальше "отрезаю" ниточки от головы, спины, коленей. Наша "марионетка" совсем расслабилась и либо села на корточки, либо мягко опустилась на пол.

Участники - кукловоды, взяв в руки воображаемые ножницы, отрезают воображаемые нити, держащие конечности участников-марионеток.

Музыкальный руководитель: Это упражнение учит детей релаксации (расслаблению). Да и поваляться на полу во время занятия - большое удовольствие для малыша

Игровое упражнение «Гномики» (музыка полька)

Дети-гномики идут в лес с пустыми корзинками, возвращаются из леса с ягодами (шаг 1/8, дробный шаг, перетопы) и с грибами (шаг ¼, тяжелый шаг).

Танец-игра для малышей «У меня, у тебя» музыка Е. Попляновой.

1. У меня, у тебя

Красивые ручки, (ладошки вверх-вниз)

У меня, у тебя

Красивые ножки. (выставление ног на каблучок)

Припев:

Мы стобой ручками

Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп.

Мы с тобой ножками

Топ, топ, топ, топ.

 

2. У меня, у тебя

Носик, словно, пуговка, (движение "биб")

У меня, у тебя

Ротик, словно, клюковка. (поцелуйчик)

Припев:

 

3. У меня, у тебя (пальчиком по бровям)

Красивые бровки.

У меня, у тебя (погладить себя или дружка по голове)

Умная головка.

Припев:

 

4. У меня, у тебя

Щечки, словно, яблочки,

У меня, у тебя,

На щеках по ямочке.

Припев:

 

5. У меня, у тебя

Звонкие ладошки,

У меня, у тебя

Как пружинки ножки

Припев:

Мы с тобой ручками

Шлеп, шлеп, шлеп, шлеп. (по коленочкам)

Мы с тобой ножками

Прыг-скок, прыг-скок!