Дошкольный возраст, Воспитание дошкольников

DoshVozrast.RU

Сайт для детского сада, для воспитателей детских садов и родителей

Оздоровительная работа в ДОУ > Закаливание детей

«Закаливание детей по методу Никитиных»

Огейчук Лидия Фаритовна, воспитатель МАДОУ №106 "Забава" г.Наб.Челны РТ

Самым эффективным средством тренировки и совершенствования защитных механизмов человеческого организма является закаливание. Не поздно закалять свой организм в любом возрасте, но лучше начинать с самого раннего возраста. Особенно велика роль закаливания в профилактике простудных заболеваний, причина которых в основном - страх: смелые закаленные люди, как правило, не простужаются.

В семье Никитиных, по их словам, начали закалять детей, не имея педагогических или физиологических теорий. Только потом, увидев, что здоровье детей улучшилось, они почти не болеют и чувствуют себя гораздо лучше, они поняли, что закаливание необходимо вводить как неотъемлемую часть воспитательного процесса.

Основной смысл методики Бориса Никитина и его жены Елены состоит в тренировке организма. Своих детей, они вместе с женой, приучали к обливанию холодной водой и хождению по снегу.

Раньше у многих народов новорожденного ребенка обтирали снегом или купали в проруби безо всякого вреда для его здоровья. Современные дети сразу после рождения попадают в чрезмерно комфортные условия, и в результате все совершенные механизмы саморегуляции, заложенные самой природой, оказываются ненужными и с течением времени атрофируются, что и ведет к высокой детской заболеваемости с преобладанием простудных заболеваний.

По методу Никитиных на первый-второй день после рождения новорожденного нужно опустить в холодную воду три раза на секунду, тем самым начинает развиваться терморегуляция. Когда человек подвергается перепаду температур, его тело начинает закаляться и в конечном итоге привыкает к навязанному ему режиму. С самого рождения не надо кутать ребенка. Пусть полежит голышом или в одной распашонке, побегает или поползает по полу в одних трусиках, пробежится босиком по земле. Очень полезна в любом возрасте ходьба или бег по снегу в течение 1-2 мин. После такой процедуры надо не забыть досуха растереть ноги и надеть сухую обувь. Ступни горят, а в ногах такое ощущение - как после массажа. По возможности стараться на время сна размещать ребенка в прохладном помещении, а во время бодрствования периодически выносить (или выводить) ребенка из теплого (+25 °С) в прохладное (до 10 °С) помещение. Очень полезны в любом возрасте воздушные ванны (даже для ребенка первых месяцев жизни). Надо оставлять малыша в распашонке или в трусиках (зимой - в комнате, в теплые времена года, при температуре воздуха +15-25 °С - на улице). Продолжительность воздушной ванны - по 2030 мин несколько раз в день (во время кормления и в промежутках между ними). Если малышу становится дискомфортно на свежем воздухе, он начинает хныкать, гримасничать, нужно одеть его в распашонку, подгузник, большую пеленку и завернуть теплой пеленкой ножки. Умывать и подмывать ребенка нужно холодной водой, набрав воду в ладонь. С рождения полезны и солнечные ванны.

Система закаливания детей по Борису Никитину включает в себя и рекомендации по питанию. Порог грудного вскармливания устанавливает до первого молочного зубика. Это связано с тем, что прорезывание зубов у детей знаменует новый этап в их жизни, когда начинается приучение к твердой пище, которую можно попробовать «на зуб». В этот период, по мнению Никитина, грудное молоко уже не является жизненно необходимым.

Еще одним закаливающим принципом в питании малышей по Никитину является отсутствие стремления к стерильности. Зачастую мамы, перед тем как давать ребенку какую-либо еду, стараются «обезопасить» ее. Это делается при помощи кипячения, ошпаривания, тщательного промывания и т. д. Никитин отрицает пользу такого подхода. Он убежден, что малыши, которые облизывают и грызут яблочки прямо с земли, не страдают дизентериями и другими кишечными недугами, ведь они с детства привыкают к различным бактериям. Такая иммунная прививка хорошо отражается не только на работе желудка и кишечника, но и на общем состоянии ребятишек. И не заставляйте силой есть ребенка!

Кроме закаливания Никитины прививали детям и любовь к всевозможным физическим упражнениям. Например, их трёхмесячная дочь самостоятельно подтягивалась на перекладине в кроватке. И в этом нет ничего странного, это просто развитый хватательный рефлекс. Когда кроватка уже освоена вдоль и поперек, родители разрешали ему переползти на пол и "путешествовать" по всему дому. Чтобы ребенок учился становиться на ноги, Никитины приносили каркас от старой раскладушки и ставили его в середине комнаты на коврик или матрасик. Держась за трубки каркаса (как за турничок в кроватке), можно подниматься и топать вокруг, не отпуская спасительную опору из рук. Это второй "спортснаряд", который осваивал малыш, а дальше, с восьми месяцев дело доходило и до настоящих спортивных снарядов, которые находились тут же, в комнате (кольца, перекладина, канат с боксерской грушей внизу, лесенка, горизонтальный канат через всю спортивную комнату и пр.). Родители только опускали их на доступную для малыша высоту, иногда помогая поймать ускользающее кольцо. В принципе, все никитинские упражнения естественны и не требуют от малыша чрезмерных усилий.

Не ограничивайте ребенка в движениях, авторы методики против манежей. Создавая малышам условия для разнообразных движений и позволяя им двигаться самостоятельно, мы и не подозреваем, что тем самым не только развиваем мышцы детей, но и укрепляем их внутренние органы. Например: даже на качели не нужно сажать и раскачивать ребенка - каждый должен научиться этому сам. Для него это и полезнее, и интереснее, и безопаснее (ведь он становится осторожнее). Самостоятельность делает малыша сильнее, смелее, сообразительнее.

Комплекс упражнений для утренней зарядки по методике Б. Никитина:

Котёнок

Ложимся на коврик на живот и начинаем потягиваться, как это делают котята. Малыш должен округлить спинку, а потом выпрямить её:

Жук

Садимся на пол скрестив руки на груди, голова опущена вниз. Напрягаем грудную клетку, произнося звук «ж-ж-ж» - выдох. Теперь разводим руки в стороны, расправляем плечи голову держим прямо - вдох:

Ёжик

Ложимся на спину, руки вдоль туловища. Сгибаем ноги и руки, притягиваем их к груди, выдыхаем, произнося вслух «бр-р-р-р-р!» - так ёжик замерз. Потом опускаем ноги, поднимаем руки кверху - вдох (ёжик согрелся).

Змейка

А теперь в положении на животе попробуем проползти, как настоящая змея:

Методика Никитиных состоит в гармоничном развитии как физических, так и умственных способностей детей. Развитие физических способностей достигается ежедневным закаливанием и выполнением физических упражнений, а умственные способности Борис Никитин предлагал развивать, играя с малышами в специальные занимательные игры с применением разработанных им самим. Их нельзя, как игрушку, просто дать ребенку и сказать: Играй! - игра может не пойти. У них необычайно широк диапазон задач как по трудности, так и по разнообразию характера, поэтому увлечься ими может и дошкольник, и ученик, и взрослый. Играть с кубиками Никитин предлагает, начиная с полутора лет («Сложи узор», «Уникуб», «Кубики для всех», «Сложи квадрат» и т. д.). Одно из главных условий эффективности развивающих методик – регулярность. Играть надо ежедневно. Второе условие – обязательное участие родителей в игре, особенно на начальных этапах.

Каждая из существующих систем закаливания направлена на укрепление здоровья малыша. Радикальные методы, возможно, подходят не всем детям и принимаются не всеми родителями, однако следует помнить, что это не только теоретические выкладки, но и практика, накопленная годами и поколениями.

Литература:

  • Никитин Б. П., Никитина Л. А. "Резервы здоровья наших детей".
  • Сайт: “Ребенок до года”, “Здоровье и семья”
  • Никитин Б. П., "Ступеньки творчества или развивающие игры"
  • Никитин Б. П., "Мы и наши дети"