Оздоровительная работа в ДОУ > Физкультура для детей
Совместная деятельность логопеда и инструктора по физкультуре «Движение, Дыхание, Речь»
Зубцова М.Б., инструктор по физкультуре; Ларикова Н.А., учитель - логопед
Интегрированная и коррекционная деятельность логопеда и инструктора по физической культуре с детьми и родителями старшей группы
Задачи: Формирование представлений об упражнениях, с помощью которых можно развить силу рук, ног, брюшного пресса; Создание условий для применения детьми ранее изученных двигательных действий в новых условиях; Развитие артикуляционной моторики, согласованности речи и движений; Способствование вступлению детей в межличностный контакт.
Оборудование: Снежинка, ленты на количество детей, ширма.
Предварительная работа: Разучивание логопедом логоритмических упражнений, на занятиях по окружающему миру детям рассказывают про походы, правилах поведения на природе, рассматривают иллюстрации подобранные инструктором по физической культуре и воспитателем.
Логопед: Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня наша встреча посвящена движению, дыханию, речи. В работе с детьми мы опираемся на индивидуальные особенности развития каждого ребенка. В процессе такого развития ребенок должен пройти определенные стадии, у него должны быть сформированы и развиты основные движения, функции. Одной из таких основных составляющих для речи является дыхание, но не физиологическое (не заметный вдох и выдох через нос, при аденоидах ротовой), а полноценный вдох носом и плавный выдох через рот. Попробуйте, такой вдох не нужен нам для дыхания, но объем такого вдоха и выдоха обеспечивает произнесение слова, фразы, предложения. Вы, взрослые, делаете такой вдох, задерживаете. Дозируете объем воздуха непроизвольно, а ребенку этому необходимо научиться.
- Следующая базовая составляющая - движение, действие. Причем движение не только крупной моторики (рук, ног), но и движение отдельных пальчиков, движение мышц артикуляции (рта, языка), мимических мышц. Давно отмечена взаимосвязь между движением пальцев рук и формированием речевых и мыслительных процессов.
- Хочу особо отметить тот факт, что ребенок при формировании движения должен пройти определенные стадии. Важнейшая стадия, как оказалось для речи - это ползание, перемещение на четвереньках. Что делает ребенок, когда ползет? У него формируется темп, закладывается ритм, а это слоги, слова, предложения. Формируется согласованная взаимосвязь между правым и левым полушарием - он должен попеременно переставлять руки и ноги - формируется грамматический строй речи.
- Нарушение на каком либо этапе приводят к ошибкам в формировании слова, фразы, предложения. Нарушение в дальнейшем нарастает, как снежный комребенок не проговаривает слог, слово, предложение. Я уже не говорю о контролирующей функции любого движения (для гиперактивных детей, для детей с пониженным тонусом). Именно поэтому на наших занятиях по коррекции и развитию речи мы возвращаемся и отыгрываем ту программу, которую по какимто причинам «пропустил» наш ребенок.
Инструктор по физ.культуре: Очень хорошо такая коррекционная деятельность сочетается с занятиями по физической культуре, ведь основные движения таких занятий: ползание, шаг, бег, прыжки. Сегодня мы хотим представить такое коррекционную познавательную деятельность: на ней будут использованы и дыхательная гимнастика и самомассаж, гимнастика для мышц глаз и темпо - ритмические упражнения на развитие координации, эмоционального настроя, кроме того ползание, ходьба на четвереньках, шаг, бег, прыжки. Многие упражнения сопровождаются речью.
- Все упражнения проводятся в игровой форме, а значит, создают дополнительную мотивацию (чего чаще всего нет у детей с речевыми нарушениями). Обратите внимание на своих деток, ведь любые подобные упражнения в той или иной форме могут быть использованы вами дома, на отдыхе. А теперь...встречайте!
Звучит музыка, дети входят в зал, строятся в шеренгу.
Инструктор по физ.культуре: Ребята, посмотрите, какая снежинка залетела к нам в окно, когда я проветривала зал. Она не обычная, на ней что-то написано, послушайте! «Здравствуйте ребята! Мы все в лесу слышали, что вы - умные, ловкие, смелые! Поэтому мы и решили вас пригласить на поиски клада, который спрятан в осеннем лесу. Только поторопитесь, а то лесные тропинки снегом занесет. Жители волшебного леса».
- Вы согласны отправиться за кладом?
Дети: Да!
Логопед: Тогда давайте подготовимся к походу! Разомкнитесь на локти.
- Солнце встало над опушкой, на щеках у нас веснушки (Поднять руки вверх).
- Щечки мы сейчас натрем и веснушки соберем (гладим щечки, касаемся их пальчиками).
- Солнце село на макушку (коснуться головы), мы пощиплем наши ушки. Тянем вверх, тянем вниз, солнце село за карниз (руки за голову).
- Наши плечи поднялись, вверх-вниз, вверх-вниз, прямо руки затряслись!
- Надуваем мы живот, сдулся он наоборот! Мы его опять надули, подержали так и сдули.
- Сейчас ноги разомкнем, а потом в поход пойдем!
- Раз - на пятку, на носок... покрутили - путь далек (2 раза на разные ноги). На носочках прыгнем смело, вам гулять не надоело?
- А теперь пора в поход, лес уже давно зовет!
Инструктор по физ.культуре: К походу готовы?
Дети: Да!
Инструктор по физ.культуре: Для того, чтобы узнать расстояние. Которое нужно пройти, надо прохлопать наши шаги. Упражнение «Парад».
Хлоп-счет 2-3-4
1-2 хлопка - 3-4
1-2-3 хлопка - 4
1-2-3-4 хлопка.
- Молодцы! Неизведанные дороги ждут нас! Заячьи тропы (носок), волчьи (пятка), медвежьи (боковая сторона ступни), хождение змейкой и по диагонали.
Логопед: Мы оказались в лесу! Посмотрите, как здесь красиво!
Гимнастика для глаз: Вдалеке порхает птичка, посмотрели на реснички. Слева - гриб, а справа кошка, поморгали мы немножко.
- Посмотрели в даль опять, можно даже помечтать...
- Нам пора идти в поход, что за поворотом ждет?
(раздаем ленты)
Инструктор по физ.культуре: А вот и река, чтобы через нее перебраться, хватаемся за веревку (в правую руку берем ленту, дети в кругу).
- Я хватаюсь за веревку - правой ловко, левой ловко (взмахи руками попеременно 8 раз).
- Перебрались через реку, но все вымокли и замерзли (дети показывают - дрожат, руками «сбрасывают» с себя воду - 3 раза).
Разминают руки: ладонь - кулак.
Логопед: Для того, чтобы согреется, предлагаю напилить и нарубить дров. Упражнение «топор - пила» (дети одновременно показывают руками разные движения). Складываем ленты на середину, костер готов, садимся в круг.
Инструктор по физ.культуре: Упражнение «костер».
- «Жарко» (дети на ягодицах отодвигаются от костра)
- «Руки замерзли» (протягивают руки к костру, шевелят пальцами).
- «Ой, какой большой костер!» (встают, машут руками)
- «Искры полетели!» (хлопают в ладоши)
- «Костер принес дружбу и веселье» (берутся за руки, идут по кругу).
Инструктор по физ.культуре: Согрелись у костра, идем дальше. Я вижу тоннель, нам нужно пройти через него, для этого делимся на две колонны.
Упражнение «Тоннель».
Дети в колонне широко расставляют ноги, первый ребенок проползает по-пластунски между ног детей и встает в конец, затем следующий и так до конца.
Дети выстраиваются в одну шеренгу.
Логопед: По-моему перед нами гнездо дракона, а в нем яйца. Что же сейчас случится?
Дети: Вылупятся дракончики!
Логопед: упражнение «Яйцо»
Делается в парах. Ребенок, сидящий впереди - птенчик - он медленно поднимает голову, расправляет крылья, медленно встает, вытягивается. Ребенок, сидящий за ним - скорлупа - он обхватывает птенчика руками и ногами пока тот сидит, а затем медленно поднимается вместе с ним и падает на землю, расставив руки и ноги. (Выполняется 2 раза, меняясь друг с другом)
- Вылупились наши драконы и научились дышать пламенем: глубокий вдох - надули животики - выдох. (2-3 раза)
Инструктор по физ.культуре: Какой ветер поднялся! (раздается вой ветра). Подхватил нас, закружил и мы полетели... летим... все дальше и дальше...
Под плавную музыку дети красиво выполняют танцевальные движения врассыпную, раскрывается ширма и дети за нее прячутся.
Логопед: Потерялись наши детки! Когда человек прячется в лесу. Он кричит...
Родители: Ау!
Логопед: Вам, уважаемые родители, необходимо узнать своего ребенка по голосу. (Каждый ребенок за ширмой произносит «Ау!», если мама его узнает, он выходит).
Инструктор по физ.культуре: Очень хорошо, что все детки у нас нашлись, мы все во время похода очень подружились и поиграем сейчас вместе с родителями в игру «Ровным кругом».
Все идут по кругу, со словами: «Ровным кругом, друг за другом, мы идем за шагом шаг! Дружно вместе, стой на места, сделаем вот так!» Показывается ведущим движение, все его повторяют.
- Вот как мы все сдружились во время похода! Но мы забыли о самом главном! Наш клад!
Логопед: Наш клад - это наша дружба и мы ее сегодня нашли! Поэтому все вместе мы преодолели все трудности, а вкусное угощение сдружит нас еще больше (дети угощаются конфетами)
Закаливание детей в детском саду | Оздоровление дошкольников в ДОУ | Профилактические гимнастики для детей | Физическая культура для дошкольников | Спорт и здоровье для детей | Прогулки в детском саду