Оздоровительная работа в ДОУ > Физкультура для детей
Консультации для воспитателей «Как проводить спортивные занятия и упражнения с детьми дошкольного возраста»
Нурсаетова З.Г., инструктор по физкультуре МБДОУ №5 г.Лениногорск РТ
Скольжение но ледяным дорожкам
- Начиная с 3-4 лет малыши с удовольствием скользят по льду с поддержкой одного или двух взрослых (с обеих сторон).
- После того как малыши освоят скольжение по прямой ледяной дорожке длиной 6-10 м, они могут перейти на наклонную дорожку длиной до 20 м.
- На горизонтальной ледяной дорожке можно поставить флажок и предложить детям доскользить до него с одного толчка («захватить вражеское знамя»).
- Из палок можно соорудить над дорожкой «дуги» высотой 50 см, которые при скольжении нельзя задевать (игра «Проезжаем в тоннеле»).
- Положите на ледяную дорожку какой-либо предмет (снежок, кубик) и предложите ребенку во время скольжения нагнуться и поднять его, а на конечном пункте - у флажка - положите его. Делать это нужно без остановок и падений.
- Детям до 6 лет можно разрешить скатываться на ногах с небольших (до 1 м высотой) деревянных горок.
- Не разрешайте кататься детям на ледяных дорожках и с горок более 20-30 минут.
Городки
- Учить детей игре в городки можно с 5 лет, проводя не более двух партий подряд. Если число партий увеличивается, то количество фигур уменьшается - до двух-четырех.
В зависимости от возраста и роста детей длина городков может составить 10, 12 или 14 см, а бит - 40, 45 и 50 см. Та часть биты, за которую берутся рукой, должна быть тоньше и иметь гладкую поверхность, чтобы ее удобно было держать. Для начинающих городошные площадки делают земляными, для хорошо играющих - цементные.
Устраивать городошные площадки следует как можно дальше от площадок для других игр - чтобы случайно не попасть битами или городками в детей, прохожих.
- Городошные квадраты делают размерами 1 х 1 м, 1, 2 х 1, 2 м и 1, 5 х 1, 5 м. У земляного «города» полукон проводится в 2 м от квадрата, кон в 4 м для детей 5 лет, у цементного «города» полукон и кон соответственно в 4 и 8 м (7 лет).
- Позади квадратов (в 2-3 м от них) сооружается преграда для бит: земляной вал или сетка высотой до 50 см - для безопасности игроков, а также чтобы биты и городки далеко не улетали.
- При игре «Кто дальше угонит городок» биты бросают с полукона.
- Не разрешайте детям подходить к игроку ближе чем на 10 м.
- После упражнений и игр со стоячим городком следуют такие же упражнения и игры с лежачим городком.
- Тренироваться в метании бит по первым фигурам нужно с полукона.
- Обучая детей игре в городки, не следует придерживаться определенного порядка в чередовании фигур, как это бывает у взрослых.
- В этой игре необходимы постоянное присутствие и помощь взрослого.
Ходьба на лыжах
- Начинать ходить на лыжах можно с 2-3 лет. Научите сначала малыша стоять на лыжах на месте, не теряя устойчивости. Начинающему удобнее кататься в валенках.
- Ступающий шаг - первая ступенька на пути овладения лыжной ходьбой - совершается так: ребенок поднимает передний конец лыжи, а потом прижимает задний конец и делает шаг вперед. Колени держать слегка согнутыми, подав тело чуть вперед. Руки расставлены в стороны (выполняют роль балансера).
- При ходьбе на лыжах в морозную погоду приучите малыша вдыхать воздух через нос, а выдыхать через рот.
- Когда ребенок приобретет первые навыки ходьбы на лыжах (примерно к 5-6 годам), можно натянуть на задник ботинка резинку а концы ее с крючками зацепить за носковый ремень. Нога приобретет устойчивость, и лыжами будет легче управлять.
- Лыжник должен делать широкий, свободный размашистый шаг.
- Покажите ребенку, как держать лыжные палки: проденьте руку снизу в ремешок палки так, чтобы ремешок пришелся между большим и указательным пальцами. Палки следует ставить в снег на расстоянии 8-10 см от лыжи под небольшим наклоном. Рука полусогнута не напряжена. Толчок рукой делается энергичный.
- Если заметите, что при ходьбе ребенок стал плохо сгибать колени, предложите ему упражнение, помогающее восстановить утраченный навык: после разбега, как следует отталкиваясь палками, проехать по инерции под палками, поставленными треугольником - через 2-4 ворот пол ряд.
- На более крутые горки ступающим шагом не подняться. Поэтому научите малыша подъему следующими (в зависимости от крутизны) способами:
а) «лесенкой» (когда гора совсем крутая) - встать левым боком к горе, поднять левую лыжу, чтобы пятка и носок поднялись невысоко над снегом. Переставить лыжу на полшага в гору и опустить левым ребром на снег. Теперь тяжесть тела с обеих лыж переносится на левую. Таким же способом поднять второю лыжу и переставить почти вплотную к первой. Положение палок: левая - чуть выше левой лыжи, правая - чуть ниже правой лыжи. Лыжи должны стоять ровно;
б) «полуелочкой» - ставить одну ногу прямо, прихлопнуть лыжей по снегу, а вторую лыжу отвести (носок в сторону, лыжа на внутреннем ребре). Тяжесть тела на правой ноге.
- Способы торможения с горы:
а) «полуплугом» - доехать до середины горы, а затем одну лыжу (первую) поставить на ребро и сводить носки лыж почти вместе. При этом пятка первой лыжи отводится как можно дальше от другой;
б) «плугом» (если потребуется остановиться быстрее) - обе лыжи сводятся носками, а пятки разводятся как можно шире, обе лыжи ставятся на внутреннее ребро.
Спуски и подъемы разучиваются одновременно.
- Спускаться с гор можно прямо и наискось в основной стойке. Основная стойка - ноги чуть согнуты в коленях, тело чуть наклонено вперед, руки согнуты в локтях. Напомните детям, чтобы они скользили, не напрягаясь, и делали энергичные толчки пятками, помогая движению всем телом. Тогда шаги получаются большими. Второй, скользящий шаг нужно делать только тогда, когда почти затихнет скольжение первого.
- Игра «Не свали палку». Расставьте на пологом и длинном склоне сверху вниз в 2-3 м друг от друга лыжные палки. Ребята должны объезжать палки то с одной, то с другой стороны, не задевая их. Потом игру можно усложнить: «Кто быстрее спуститься».
- Дошкольнику рекомендуется кататься с невысокой горы: крутизна склона - до 15, длина ската - до 20 м.
- Лучше всего проводить занятия до 10-12 часов дня, при температуре от -5-9 до -14-15°С, в безветренную погоду. Продолжительность занятий - от 10 до 15 минут с детьми 3 лет, 15-20 минут - с детьми 4 лет, 20-30 минут - с детьми 5 лет, до 30-35 минут с детьми 6 лет, 2-3 раза в неделю.
Катание на санках
- Дети 3-4 лет любят кататься на санках по ровной местности и со снежных гор. Дети 5-6 лет поочередно катают друг друга, подталкивая санки сзади или везя их за веревочку. Самым маленьким подойдет горка высотой 1 м, а дошкольники могут скатываться с 2-метровой горки. Чтобы малышам безопаснее было подниматься на горку, не забудьте посыпать ступеньки песком.
- Детям не рекомендуется носить санки на горку. Лучше соорудить для этого специальный желоб и везти по нему санки.
- Следите, чтобы дети не простаивали подолгу в очереди (разгоряченные они могут переохладиться). Во время катания с горки подбадривайте трусишек, одерживайте шалунов, разнообразьте игры, чтобы одна и та же игра не приедалась детям. Но насильно, без желания не заставляйте выполнять упражнения.
- Разнообразьте катание с горок. Подвесьте веревочку с колокольчиком над горкой на высоте вытянутой руки. Вместо колокольчика можно привязать мяч или ленту (ее нужно снять).
- Другой вариант: съезжая с горки, дети попадают снежком в цель.
- Если окажется, что не все дети пришли на горку с санками, не беда - можно кататься и вдвоем. Управляет санками сзади сидящий.
- Родители, стоя внизу, наблюдают за порядком на горке. Не разрешайте: перебегать горку с одной стороны на другою по скату, останавливаться после спуска. Учите, как садиться на санки (садиться нужно посередине санок, ноги вытянуть вперед).
- Если наступит оттепель и кататься с горок будет нельзя, предложите малышам игру в снежки «Чей снежок самый меткий». Установив какой-либо предмет, предложите ребятам попасть в него с расстояния 7-10 м. Разнообразьте игры: «Чей снежок улетит дальше», «Кто бросит снежок выше всех».
Список используемой литературы:
- Горбатенко О. Ф. , Кардаильская Т. А. , Попова Г. П. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ: планирование, занятия, упражнения, спортивно-досуговые мероприятия. – Волгоград: Учитель, 2008 г.
- Литвинова О. М. Система физического воспитания в ДОУ. – Волгоград: Учитель, 2007 г.
- Подольянская Е. И. Формы оздоровления детей 4-7 лет: кинезиологическая и дыхательная гимнастики, комплексы утренних зарядок. – Волгоград: Учитель, 2009 г.
Закаливание детей в детском саду | Оздоровление дошкольников в ДОУ | Профилактические гимнастики для детей | Физическая культура для дошкольников | Спорт и здоровье для детей | Прогулки в детском саду