Дошкольный возраст, Воспитание дошкольников

DoshVozrast.RU

Сайт для детского сада, для воспитателей детских садов и родителей

Оздоровительная работа в ДОУ > Физкультура для детей

Консультации для воспитателей «Как проводить спортивные занятия и упражнения с детьми дошкольного возраста»

Нурсаетова З.Г., инструктор по физкультуре МБДОУ №5 г.Лениногорск РТ

Скольжение но ледяным дорожкам

  1. Начиная с 3-4 лет малыши с удовольствием скользят по льду с поддержкой одного или двух взрослых (с обеих сторон).
  2. После того как малыши освоят скольжение по прямой ледяной до­рожке длиной 6-10 м, они могут перейти на наклонную дорожку длиной до 20 м.
  3. На горизонтальной ледяной дорожке можно поставить флажок и предложить детям доскользить до него с одного толчка («захватить вра­жеское знамя»).
  4. Из палок можно соорудить над дорожкой «дуги» высотой 50 см, которые при скольжении нельзя задевать (игра «Проезжаем в тоннеле»).
  5. Положите на ледяную дорожку какой-либо предмет (снежок, ку­бик) и предложите ребенку во время скольжения нагнуться и поднять его, а на конечном пункте - у флажка - положите его. Делать это нужно без остановок и падений.
  6. Детям до 6 лет можно разрешить скатываться на ногах с небольших (до 1 м высотой) деревянных горок.
  7. Не разрешайте кататься детям на ледяных дорожках и с горок более 20-30 минут.

Городки

  1. Учить детей игре в городки можно с 5 лет, проводя не более двух партий подряд. Если число партий увеличивается, то количество фигур уменьшается - до двух-четырех.

В зависимости от возраста и роста детей длина городков может соста­вить 10, 12 или 14 см, а бит - 40, 45 и 50 см. Та часть биты, за которую берутся рукой, должна быть тоньше и иметь гладкую поверхность, чтобы ее удобно было держать. Для начинающих городошные площадки делают земляными, для хорошо играющих - цементные.

Устраивать городошные площадки следует как можно дальше от площадок для других игр - чтобы случайно не попасть битами или город­ками в детей, прохожих.

  1. Городошные квадраты делают размерами 1 х 1 м, 1, 2 х 1, 2 м и 1, 5 х 1, 5 м. У земляного «города» полукон проводится в 2 м от квадрата, кон в 4 м для детей 5 лет, у цементного «города» полукон и кон соответствен­но в 4 и 8 м (7 лет).
  2. Позади квадратов (в 2-3 м от них) сооружается преграда для бит: земляной вал или сетка высотой до 50 см - для безопасности игроков, а также чтобы биты и городки далеко не улетали.
  3. При игре «Кто дальше угонит городок» биты бросают с полукона.
  4. Не разрешайте детям подходить к игроку ближе чем на 10 м.
  5. После упражнений и игр со стоячим городком следуют такие же упражнения и игры с лежачим городком.
  6. Тренироваться в метании бит по первым фигурам нужно с полукона.
  7. Обучая детей игре в городки, не следует придерживаться опреде­ленного порядка в чередовании фигур, как это бывает у взрослых.
  8. В этой игре необходимы постоянное присутствие и помощь взрос­лого.

Ходьба на лыжах

  1. Начинать ходить на лыжах можно с 2-3 лет. Научите сначала ма­лыша стоять на лыжах на месте, не теряя устойчивости. Начинающему удобнее кататься в валенках.
  2. Ступающий шаг - первая ступенька на пути овладения лыжной ходьбой - совершается так: ребенок поднимает передний конец лыжи, а потом прижимает задний конец и делает шаг вперед. Колени держать слегка согнутыми, подав тело чуть вперед. Руки расставлены в стороны (выполняют роль балансера).
  3. При ходьбе на лыжах в морозную погоду приучите малыша вды­хать воздух через нос, а выдыхать через рот.
  4. Когда ребенок приобретет первые навыки ходьбы на лыжах (при­мерно к 5-6 годам), можно натянуть на задник ботинка резинку а концы ее с крючками зацепить за носковый ремень. Нога приобретет устойчи­вость, и лыжами будет легче управлять.
  5. Лыжник должен делать широкий, свободный размашистый шаг.
  6. Покажите ребенку, как держать лыжные палки: проденьте руку снизу в ремешок палки так, чтобы ремешок пришелся между большим и указа­тельным пальцами. Палки следует ставить в снег на расстоянии 8-10 см от лыжи под небольшим наклоном. Рука полусогнута не напряжена. Тол­чок рукой делается энергичный.
  7. Если заметите, что при ходьбе ребенок стал плохо сгибать колени, предложите ему упражнение, помогающее восстановить утраченный на­вык: после разбега, как следует отталкиваясь палками, проехать по инерции под палками, поставленными треугольником - через 2-4 ворот пол ряд.
  8. На более крутые горки ступающим шагом не подняться. Поэтому научите малыша подъему следующими (в зависимости от крутизны) способами:

    а) «лесенкой» (когда гора совсем крутая) - встать левым боком к горе, поднять левую лыжу, чтобы пятка и носок поднялись невысоко над сне­гом. Переставить лыжу на полшага в гору и опустить левым ребром на снег. Теперь тяжесть тела с обеих лыж переносится на левую. Таким же способом поднять второю лыжу и переставить почти вплотную к первой. Положение палок: левая - чуть выше левой лыжи, правая - чуть ниже правой лыжи. Лыжи должны стоять ровно;

    б) «полуелочкой» - ставить одну ногу прямо, прихлопнуть лыжей по снегу, а вторую лыжу отвести (носок в сторону, лыжа на внутреннем реб­ре). Тяжесть тела на правой ноге.

  9. Способы торможения с горы:

    а) «полуплугом» - доехать до середины горы, а затем одну лыжу (первую) поставить на ребро и сводить носки лыж почти вместе. При этом пятка первой лыжи отводится как можно дальше от другой;

    б) «плугом» (если потребуется остановиться быстрее) - обе лыжи сводятся носками, а пятки разводятся как можно шире, обе лыжи ставятся на внутреннее ребро.

    Спуски и подъемы разучиваются одновременно.

  10. Спускаться с гор можно прямо и наискось в основной стойке. Ос­новная стойка - ноги чуть согнуты в коленях, тело чуть наклонено вперед, руки согнуты в локтях. Напомните детям, чтобы они скользили, не напря­гаясь, и делали энергичные толчки пятками, помогая движению всем те­лом. Тогда шаги получаются большими. Второй, скользящий шаг нужно делать только тогда, когда почти затихнет скольжение первого.
  11. Игра «Не свали палку». Расставьте на пологом и длинном склоне сверху вниз в 2-3 м друг от друга лыжные палки. Ребята должны объез­жать палки то с одной, то с другой стороны, не задевая их. Потом игру можно усложнить: «Кто быстрее спуститься».
  12. Дошкольнику рекомендуется кататься с невысокой горы: крутизна склона - до 15, длина ската - до 20 м.
  13. Лучше всего проводить занятия до 10-12 часов дня, при темпера­туре от -5-9 до -14-15°С, в безветренную погоду. Продолжительность занятий - от 10 до 15 минут с детьми 3 лет, 15-20 минут - с детьми 4 лет, 20-30 минут - с детьми 5 лет, до 30-35 минут с детьми 6 лет, 2-3 раза в неделю.

Катание на санках

  1. Дети 3-4 лет любят кататься на санках по ровной местности и со снежных гор. Дети 5-6 лет поочередно катают друг друга, подталкивая санки сзади или везя их за веревочку. Самым маленьким подойдет горка высотой 1 м, а дошкольники могут скатываться с 2-метровой горки. Что­бы малышам безопаснее было подниматься на горку, не забудьте посы­пать ступеньки песком.
  2. Детям не рекомендуется носить санки на горку. Лучше соорудить для этого специальный желоб и везти по нему санки.
  3. Следите, чтобы дети не простаивали подолгу в очереди (разгоря­ченные они могут переохладиться). Во время катания с горки подбадри­вайте трусишек, одерживайте шалунов, разнообразьте игры, чтобы одна и та же игра не приедалась детям. Но насильно, без желания не заставляйте выполнять упражнения.
  4. Разнообразьте катание с горок. Подвесьте веревочку с колокольчи­ком над горкой на высоте вытянутой руки. Вместо колокольчика можно привязать мяч или ленту (ее нужно снять).
  5. Другой вариант: съезжая с горки, дети попадают снежком в цель.
  6. Если окажется, что не все дети пришли на горку с санками, не беда - можно кататься и вдвоем. Управляет санками сзади сидящий.
  7. Родители, стоя внизу, наблюдают за порядком на горке. Не разре­шайте: перебегать горку с одной стороны на другою по скату, останавли­ваться после спуска. Учите, как садиться на санки (садиться нужно посе­редине санок, ноги вытянуть вперед).
  8. Если наступит оттепель и кататься с горок будет нельзя, предложи­те малышам игру в снежки «Чей снежок самый меткий». Установив какой-либо предмет, предложите ребятам попасть в него с расстояния 7-10 м. Разнообразьте игры: «Чей снежок улетит дальше», «Кто бросит снежок выше всех».

Список используемой литературы:

  1. Горбатенко О. Ф. , Кардаильская Т. А. , Попова Г. П. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ: планирование, занятия, упражнения, спортивно-досуговые мероприятия. – Волгоград: Учитель, 2008 г.
  2. Литвинова О. М. Система физического воспитания в ДОУ. – Волгоград: Учитель, 2007 г.
  3. Подольянская Е. И. Формы оздоровления детей 4-7 лет: кинезиологическая и дыхательная гимнастики, комплексы утренних зарядок. – Волгоград: Учитель, 2009 г.