Методическая работа
Семинар в детском саду (ДОУ)
«Алгоритм разработки проектов в ДОО» семинар-практикум в детском саду
Хибаба Оксана Анатольевна, старший воспитатель МБДОУ МО д/с №97 г. Краснодар
С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей называют «почемучками». Самостоятельно ребёнок не может найти ответ на все интересующие его вопросы - ему помогают педагоги. В дошкольных учреждениях воспитатели широко используют метод проблемного обучения: вопросы, развивающие логическое мышление, моделирование проблемных ситуаций, экспериментирование, опытно-иследовательская деятельность, решение кроссвордов, шарад, головоломок и т. д.
Интегрированный метод обучения является для дошкольников инновационным. Он направлен на развитие личности ребенка, его познавательных и творческих способностей. Серия занятий объединена основной проблемой. Например, давая детям полное представление о домашних животных, воспитатель на занятиях познавательного цикла знакомит их с ролью домашних животных в жизни человека, на занятиях художественно-эстетического цикла - с образами домашних животных в произведениях писателей, поэтов, с передачей этих образов в народно-прикладном искусстве и творчестве художниковиллюстраторов.
Вариативность использования интегрированного метода довольно многообразна. Один из вариантов - переход дошкольного учреждения на проектный метод деятельности. Он осуществляется по следующим этапам:
- Занятия с включением проблемных ситуаций детского экспериментирования и т. д.;
- Комплексные блочно-тематические занятия;
- Интеграция:
- частичная интеграция;
- полная интеграция;
- Метод проектов:
- форма организации образовательного пространства;
- метод развития творческого познавательного мышления.
Деятельность воспитателя по подготовке проекта
- Поставка цели проекта на основе изученных проблем детей.
- Разработка плана достижения цели (воспитатель обсуждает план с родителями).
- Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.
- Составление плана-схемы проекта.
- Сбор, накопление материала.
- Включение в план схему проекта занятий, игр и других видов детской деятельности.
- Домашние задания для самостоятельного выполнения.
- Презентация проекта, открытое занятие.
Этапы реализации проекта
1. Целеполагание: педагог помогает ребёнку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определённый отрезок времени.
2. Разработка проекта - план деятельности по достижению цели:
- к кому обратится за помощью (взрослому, педагогу);
- в каких источниках можно найти информацию;
- какие предметы использовать (принадлежности, оборудование);
- с какими предметами научиться работать для достижения цели.
3. Выполнение проекта - практическая часть.
4. Подведение итогов - определение задач для новых проектов.
В настоящее время проекты классифицируются:
- по составу участников;
- по целевой установке;
- по тематике;
- по срокам реализации.
В практике современных дошкольных учреждений используются следующие виды проектов:
- Исследовательские-творческие проекты: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;
- Ролево-игровые проекты(с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);
- Информационно-практико-ориентированные проекты: дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.);
- Творческие проекты в детском саду (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна, например «Театральная неделя»).
Так как ведущим видом деятельности дошкольника является игра, то, начиная с младшего возраста, используются ролево-игровые и творческие проекты: «Любимые игрушки», «Азбука здоровья» и др.
Значимы и другие виды проектов, в том числе:
- комплексные: «Мир театра», «Книжкина неделя»;
- межгрупповые: «Мир животных и птиц», «Времена года»;
- творческие: «Я и мама - друзья», «Любимые сказки»;
- групповые: «Космические путешественники», «Чтобы помнили»;
- индивидуальные: «Я на Олимпиаде в Сочи», «Опыты дома»;
- исследовательские: «Волшебница вода», «Мое здоровье».
По продолжительности они бывают краткосрочными (одно или несколько занятий), средней продолжительности, долгосрочные (например, «Памятные места города Краснодара» - на учебный год).
Основной целью проектного метода в ДОО является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
Задачи развития:
- обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
- развитие познавательных способностей;
- развитие творческого воображения;
- развитие творческого мышления;
- развитие коммуникативных навыков.
Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.
В младшем дошкольном возрасте - это:
- вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);
- активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);
- формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).
В старшем дошкольном возрасте - это:
- формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
- развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
- формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
- развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.
Этапы |
Деятельность педагога |
Деятельность детей |
1 этап |
1. Формулирует проблему (цель). При постановке цели определяется и продукт проекта 2. Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию 3. Формулирует задачу |
1. Вхождение в проблему. 2. Вживание в игровую ситуацию. 3. Принятие задачи. 4. Дополнение задач проекта. |
2 этап |
4. Помогает в решении задачи. 5. Помогает спланировать деятельность 6. Организует деятельность. |
5. Объединение детей в рабочие группы. 6. Распределение амплуа. |
3 этап |
7. Практическая помощь (по необходимости). 8. Направляет и контролирует осуществление проекта. |
7. Формирование специфических знаний, умений навыков. |
4 этап |
9. Подготовка к презентации. 10. Презентация. |
8. Продукт деятельности готовят к презентации. 9. Представляют (зрителям или экспертам) продукт деятельности. |
Метод проектов актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.
Метод проектов используется в работе с детьми, начиная с младшего дошкольного возраста. Он позволяет определить задачи обучения, сформировать предпосылки учебных и исследовательских умений и навыков в соответствии с основными линиями развития.
Младший дошкольный возраст
Задачи обучения:
- Пробуждать интерес к предлагаемой деятельности;
- Приобщать детей к процессу познания;
- Формировать различные представления;
- Привлекать детей к воспроизведению образов, используя различные варианты;
- Побуждать детей к совместной поисковой деятельности, экспериментированию.
Совершенствование психических процессов:
- Формирование эмоциональной заинтересованности;
- Знакомство с предметами и действиями с ними;
- Развитие мышления и воображения;
- Речевое развитие.
Формирование проектно-исследовательских умений и навыков:
- Осознание поставленной цели;
- Овладение различными способами решения поставленных задач;
- Способность предвосхитить результат, основываясь на своём прошлом опыте;
- Поиск различных средств достижения цели.
Линии развития личности
Физическое развитие:
- стимулирование естественного процесса развития двигательных способностей и качеств;
- формирование осознанных представлений о необходимости заботится о своём здоровье;
Социально-коммуникативное развитие:
- формирование способов общения через индивидуальные семейные проекты, например «Моя семья»;
Познавательное развитие:
- обогащение и расширение представлений об окружающем мире;
- расширение и качественное изменение способов ориентировки в окружающем мире;
- сознательное применение сенсорных ощущений в решении практических задач (математические коллажи, межгрупповые проекты;
Художественно-эстетическое развитие:
- развитие эмоционально-ценностного отношения к произведениям искусства и художественным образам;
- овладение художественной деятельностью.
Старший дошкольный возраст
Задачи обучения:
- Развивать поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу;
- Развивать специальные способы ориентации - экспериментирование и моделирование;
- Формировать обобщённые способы умственной работы и средства построения собственной познавательной деятельности;
- Развивать способность к прогнозированию будущих изменений.
Формирование предпосылок учебной деятельности:
- Произвольности в поведении и продуктивной деятельности;
- Потребности в создании собственной картины мира;
- Навыков коммуникативного общения.
Формирование проектно-исследовательских умений и навыков:
- Выявить проблему;
- Самостоятельно искать нужное решение;
- Выбирать из имеющихся способов наиболее адекватный и продуктивно его использовать;
- Самостоятельно анализировать полученные результаты.
Линии развития личности
Социально-коммуникативное развитие:
- развитие самопознания и положительной самооценки;
- овладение способами внеситуативно-личностного общения;
- высокий уровень коммуникативной компетентности;
- осознание функций речи.
Физическое развитие:
- развитие осознанного отношения к своему здоровью;
- формирование потребности в здоровом образе жизни;
- совершенствование процесса развития двигательных способностей и качеств.
Познавательное развитие:
- систематизация знаний, стимулирующая развитие познавательных и творческих способностей;
- развитие способностей к практическому и умственному экспериментированию и символическому моделированию, речевому планированию, логическим операциям.
Художественно-эстетическое развитие:
- углубленное приобщение к искусству, многообразию художественных образов;
- овладение различными видами художественной деятельности;
- развитие способностей к эстетической оценке.
Использование метода проекта в дошкольном образовании как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности.
Аттестация педагогических работников | Консультации для воспитателей | Контроль и руководство педагогическим процессом в ДОУ | Методический кабинет старшего воспитателя | Педсоветы, Семинары в ДОУ | Передовой педагогический опыт, Образовательные проекты в ДОУ | КОП технической направленности