Дошкольный возраст, Воспитание дошкольников

DoshVozrast.RU

Сайт для детского сада, для воспитателей детских садов и родителей

Методическая работа

Семинар в детском саду (ДОУ)

Cеминар - практикум «Развиваем речь детей и взрослых»

Фоминых Е.Н., учитель-логопед МБДОУ №102 г.Екатеринбург

Теоретическая часть.

Формирование правильного произношения у детей - это сложный процесс, ребёнку предстоит научиться управлять своими органами речи, воспринимать обращённую к нему речь, осуществлять контроль за речью. Чтобы малыш научился произносить сложные звуки: «с», «з», «ш», «ж», «л», «р», его губы и язык должны быть гибкими, долго удерживать необходимое положение, без труда совершать переходы от одного движения к другому. Всему этому может научить артикуляционная гимнастика.

Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой:

  1. Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениям по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.
  2. Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты. Когда с ними начнёт заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены.
  3. Артикуляционная гимнастика очень полезна детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту».
  4. Занятия артикуляционной гимнастикой позволяют и детям, и взрослым, научиться говорить правильно, чётко и красиво.

Рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики.

  • Сначала упражнения надо выполнять медленно, перед зеркалом, так как ребёнку необходим зрительный контроль, потом зеркало можно убрать.
  • Постепенно темп упражнений увеличивается. Ребёнку задаются наводящие вопросы, например, «Где находится язычок?».
  • Артикуляционной гимнастикой занимаются ежедневно, в течение 7-!0 минут.
  • Если во время занятий язычок у ребёнка дрожит, слишком напряжён, отклоняется в сторону и малыш не может удержать нужное положение языка даже короткое время, обязательно обратитесь к логопеду.

У детей с двигательными нарушениями речевого аппарата страдает и мелкая моторика пальцев рук, что также является одной из причин более позднего становления речи.

Для чего нужна пальчиковая гимнастика.

  1. Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.
  2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.
  3. Ребёнок учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять.
  4. Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.
  5. Развивается воображение и фантазия .
  6. В результате освоения упражнений пальчиковой гимнастики кисти рук и пальцы приобретут силу, подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

Необходимо помнить, что пальчиковая гимнастика будет эффективна только при регулярных занятиях. Заниматься нужно ежедневно около 5-10 минут. Сначала все упражнения выполняются медленно. Упражнения отрабатываются сначала одной рукой, затем-другой, наконец, двумя одновременно.

Формированию правильного звукопроизношеня у детей способствует хорошо развитый фонематический (речевой) слух. Начиная с четырёх лет, детей знакомят с терминами «слово» и «звук», с тем, что слова состоят из звуков, звучат по-разному и сходно, что звуки в слове произносятся в определённой последовательности. Обращается внимание на длительность звучания слова. Формируется умение различать на слух твёрдые и мягкие согласные; определять первый звук в слове; называть слова с заданным звуком; учат выделять звук в слове. Детей знакомят с делением слов на слоги.

Великолепные упражнения для отработки правильной, чёткой и грамотной речи это скороговорки. Скороговорка - это уникальное явление языковой культуры любого народа. Маленькие рифмованные фразы развивают речевой слух и дикцию, обогащают словарный запас.

Как работать со скороговорками?

  1. Прочитайте ребёнку скороговорку и по возможности покажите иллюстрацию к ней.
  2. Объясните значение сложных слов.
  3. Предложите ребёнку взять в руки мячик и, ритмично подбрасывая и ловя его двумя руками, проговорить скороговорку.
  4. Проговорить скороговорку, прохлопывая ритм ладонями.
  5. Проговорить скороговорку три раза подряд в быстром темпе.

Правильное произношение звуков наряду с богатым словарным запасом и грамматически верной, хорошо развитой, связной речью является одним из основных показателей готовности ребёнка к школьному обучению. Одним из направлений развития связной речи у детей является работа с пословицами. Пословицы - это краткие народные изречения афористического характера. Далеко не все взрослые, не говоря уже о детях, употребляют в своей речи пословицы, или говорят их к месту. Именно поэтому начинать работу с пословицами нужно как можно раньше, объяснять смысл пословиц, применять их к различным современным ситуациям. Работа с пословицами развивает у дошкольников и абстрактное мышление.

Практическая часть.

Педагоги, участники семинара-практикума, делятся на две команды: «Говоруньи» и «Болтуньи». Командам представляется жюри: два учителя-логопеда и старший воспитатель ДОУ. Каждый конкурс оценивается от одного до трёх баллов.

Конкурс №1. Развитие артикуляционной и мелкой моторики.

Ведущий (учитель-логопед) предлагает в качестве разминки выполнить всем участникам артикуляционную гимнастику в форме стихотворной сказки «У бабушки с дедушкой» (прилагаются картинки)

Толстые внуки приехали в гости.

С ними - худые, лишь кожа да кости.

Бабушка с дедушкой всем улыбнулись,

Поцеловать они их потянулись.

Утром проснулись, в улыбочку губы.

Чистим мы верхние, нижние зубы.

Блюдца поставим, положат блины нам.

Блинчик жуём с вареньем малиновым.

Дуем на блинчик, не в щёки, не мимо.

Чашки поставим, чтоб чаю налили нам.

Вкусный был завтрак, никто не обижен.

Скажем спасибо и губки оближем.

Дедушка сделал для внуков качели.

Все мы на них покачаться успели.

Вечером скачем на лошади ловко.

Звонко стучат по дороге подковки.

Вот замедляет лошадка шажочки

И на опушке мы видим грибочки.

  • Знание органов артикуляции.

Ведущий задаёт командам вопросы по очереди

- Назовите главный артикуляционный орган (язык)

- Назовите части языка (кончик, спинка, корень, боковые края)

- Какие артикуляционные органы участвуют в образовании звуков (язык, губы, зубы, нижняя челюсть, твёрдое нёбо, голосовые связки, носовая полость).

- Как образуется голос? (в гортани смыкаются голосовые связки)

  • Знание артикуляционных упражнений.

Представители команд получают от ведущего картинки к определённым артикуляционным упражнениям («Улыбаются лягушки», «Хобот слона», «Лопатка», «Лошадка», «Чистим зубы», «Качели»)

Команды должны назвать упражнения, показать, как они выполняются и для постановки каких звуков нужны.

  • Знание упражнений пальчиковой гимнастики.

Командам предлагается показать по одному упражнению из пальчиковой гимнастики (желательно с речевым сопровождением).

Конкурс №2. Развитие фонематического слуха и восприятия.

  • Называние слов на заданные звуки.

Ведущий говорит каждому члену команды по очереди звук (гласный, твёрдый согласный, мягкий согласный) - нужно назвать слово, начинающееся на этот звук.

  • Придумывание рифмы к словам.

Представители команд выходят к мольберту, на котором - перевёрнутые обратной стороной картинки. Участники команд по очереди переворачивают картинки, называют их, а команды подбирают рифмы к этим словам. Например, кошка - окошко, улитка - калитка, корзина - картина, жучок - паучок и т. п.

  • Подбор слов к трёхзвуковым схемам.

Ведущий обращает внимание участников на мольберт, на котором 5 вариантов трёхзвуковых схем (гласные звуки обозначены красным цветом, твёрдые согласные - синим, мягкие согласные - зелёным).

Командам даётся задание подобрать как можно больше слов к этим схемам. Слова должны быть названиями предметов из растительного и животного мира. (примеры слов: лес, мак, пень, сад, тис, вяз, дуб, бук, лён, рис, лук, чай, луг, мох, рак, тля, вошь, пёс, сом, пёс, лось, лис, вол, бык, кот, кит, мул, як, лев, лещ, язь, сыч, мышь, чиж, жук, гусь, ёж, рысь, оса).

  • Подбор слов с наибольшим количеством букв.

Командам выдаются чистые листы бумаги и маркеры. Даётся задание придумать самое «длинное» слово, написать его и подсчитать количество букв в названии. Например, слова: самоуничтожение, газонокосилка и т. п.

  • Определение места звука в словах (динамическая пауза).

Участникам команд даётся задание: если звук «л» будет стоять в начале слова (ведущий произносит ряд слов) - нужно поднять руки вверх и потянуться; если в середине слова - поставить руки на пояс; если же звук «л» будет стоять в конце слова - нагнуться и поставить руки на колени.

Ведущий произносит слова: лампа, кулак, стол, колба, осёл, ласточка, дятел, волосы, полка, лыжи, лопата, палатка, футбол, лошадь, молоко.

Конкурс №3. Формирование правильного звукопроизношения и дикции.

  • Ведущий предлагает представителям команд выбрать карточки со скороговорками. Первую скороговорку нужно быстро произнести, а вторую - быстро произнести с определённой интонацией.

Карточка № 1.

  1. Гризли продавал гриву льва за гривну.
  2. Компьютерному пирату в Интернете не рады. (сердито)

Карточка № 2 .

  1. Вера и Люда кормили двугорбого верблюда.
  2. Саша шустро сушит сушки. (удивлённо)

    - Третью скороговорку (на свой выбор) команды предлагают произнести соперникам.

    - И, наконец, последнее задание в этом конкурсе - каждой команде придумать самим чистоговорку, все слова которой будут либо начинаться на один звук, либо иметь автоматизируемый звук в своём составе.

Например, чистоговорка для автоматизации звука «р»: «Терминатор Арнольд Шварценеггергубернатор Калифорнии».

Конкурс №4. Развитие связной устной речи. Работа с пословицами.

Ведущий предлагает представителям команд выбрать карточки с заданиями по пословицам.

Карточка № 1.

1. Продолжить пословицы:

- С волками жить-...(по-волчьи выть)

- С миру по нитке-...(голому рубаха)

- Всяк сверчок-...(знай свой шесток)

2. «Перевести» пословицу на русский язык.

- Сын леопарда - тоже леопард. (Африка) Яблоко от яблони недалеко падает.

- Верблюда под мостом не спрячешь. (Афганистан) Шила в мешке не утаишь.

- Бойся тихой реки, а не шумной. (Греция) В тихом омуте черти водятся.

3. Назвать аналогичную русскую пословицу.

- Вчера Макар грядки копал, а ныне Макар в воеводы попал.

- Вышел из грязи в князи.

4. Назвать одну или несколько пословиц про дружбу.

- Друг дороже денег.

- Человек без друзей, что дерево без корней.

- Хорошую дружбу и топором не разрубишь.

- Не тот друг, кто мёдом мажет, а тот, кто правду скажет.

- Друзья познаются в беде.

- Старый друг лучше новых двух.

Карточка № 2.

1. Продолжить пословицы:

- Двое пашут - ...(а семеро руками машут)

- Кончил дело - ...(гуляй смело)

- Гром не грянет - ...(мужик не перекрестится)

2. «Перевести» пословицу на русский язык.

- Молчаливый рот - золотой рот. (Германия) Слово - серебро, а молчание - золото.

- Тот не заблудится, кто спрашивает. (Финляндия) Язык до Киева доведёт.

- Ошпаренный петух от дождя убегает. (Франция) Обжёгся на молоке, дует и на воду.

3. Назвать аналогичную русскую пословицу.

- Всяк купец свой товар хвалит.

- Всяк кулик своё болото хвалит.

4. Назвать одну или несколько пословиц про труд.

- Человек славен трудом.

- Терпение и труд всё перетрут.

- Чтобы из ручья напиться, надо наклониться.

- Труд человека кормит, лень портит.

- Скучен день до вечера, коли делать нечего.

- Каков работник, такова ему и плата.

Ведущий объявляет об окончании практикума и предоставляет слово жюри. Жюри подводит итоги всех конкурсов и объявляет команду-победителя.