Методическая работа
Семинар в детском саду (ДОУ)
Семинар-практикум для воспитателей детских садов
«Учимся проводить диагностику»
Составитель - ст.воспитатель МБДОУ Д/сад №54
«Искорка» г. Набережные Челны В.А. Кошурникова
Предварительная работа: повторить Концепцию дошкольного воспитания, характеристику игры в раннем детстве, содержание главы «Организация игры в первой младшей группе» из методического пособия «Организация сюжетной игры в детском саду» Н. Я. Михайленко, Н. А. Коротковой.
I. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
Старший воспитатель: Уважаемые педагоги, сегодня я пригласила вас на очередную деловую игру. Учитывая то, что игра является самым любимым и желанным видом детской деятельности и имеет огромное развивающее значение, несложно понять, для чего мы выбрали именно этот вид встречи. В качестве разминки мы поиграем в игру «Докажи очевидное»: я буду делать общеизвестные утверждения, отражающие значение игры, а вы должны доказать эти утверждения на примерах из своей практической работы.
- Игра для ребенка - это радость и удовольствие.
- Игра облегчает адаптационный период.
- Игра помогает установить доверительные отношения с ребенком.
- Игра способствует становлению целенаправленной деятельности.
- Игра - окно в мир взрослой жизни.
- Игра способствует развитию речи.
- Игра имеет значение для умственного развития.
(После каждого утверждения предоставляется слово воспитателям, которые комментируют значение игры, опираясь на свой опыт работы и наблюдения за играми детей.)
Старший воспитатель: Обобщая выступления, я зачитаю вам слова академика Рубинштейна: «В игре, как в фокусе, собираются, проявляются и через нее формируются все стороны психической жизни личности».
II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Старший воспитатель: Деятельность воспитателя по формированию игры должна начинаться с проведения диагностики, которая помогает определить стартовое начало в кропотливой педагогической работе. В связи с этим хочу напомнить вам важную заповедь: «Воспитатель должен быть настоящим наблюдателем - исследователем ребенка, а не пассивным воспринимателем его».
В чем практическое значение такой установки?
(Заслушиваются мнения воспитателей.)
Такая исследовательская установка является основой педагогического творчества. Правильно проведенная диагностика поможет вам лучше узнать своих воспитанников, наметить перспективный план работы.
В Концепции дошкольного воспитания отмечается, что на каждом возрастном этапе ребенок должен овладевать все более сложным «языком» игры - общими способами ее осуществления. В возрасте от 1, 5 до 3 лет «язык» игры представлен наличием определенных игровых умений. Назовите их.
Воспитатели говорят о том, что в первой младшей группе дети должны иметь определенные реакции на игровые действия взрослого, выполнять условные действия с игрушками, использовать в игре предметы-заместители и воображаемые предметы, должны вступать в ролевое речевое взаимодействие и поддерживать кратковременное игровое взаимодействие с партнером-сверстником. Затем ведущий раздает участникам семинара листы оценки уровня развития игровых умений детей раннего возраста и помогает им разобраться в его содержании.
Старший воспитатель: Оценка уровня сформированности игровой деятельности осуществляется на основе анализа развития названных вами игровых умений. Всего выделено пять критериев. Каждый из критериев соответствует определенному игровому умению. Критерии оцениваются по трем уровням: низкий, средний, высокий. Задание: необходимо проследить изменение показателей по каждому критерию от низкого до высокого уровня.
После самостоятельной работы воспитатели делают необходимую информацию.
Старший воспитатель: Известно, что одним из методов педагогической диагностики является наблюдение. Сейчас мы с вами понаблюдаем за игрой детей, которую организует воспитатель первой младшей группы. Одновременно вы будете оценивать игровые умения выбранного вами ребенка.
Участникам семинара предлагается взять по одной карточке с написанным на ней именем ребенка. У детей - участников игры на одежде значки с их именами. Воспитатель организует сюжетную игру: сначала индивидуально, затем с небольшими группами детей. Во время взаимодействия с малышами воспитатель побуждает их выполнять условные игровые действия: варить суп в кастрюльке, причесывать куклу и пр.; использовать предметы-заместители (палочку вместо ложки, кубик вместо мыла) и воображаемые предметы (покрутить руль, которого нет, налить водичку из нарисованного крана). В ходе игры воспитатель называет свои действия, стимулирует детей на обозначение игровых действий словом и на речевое взаимодействие со сверстниками.
После просмотра игры воспитатели оценивают уровень сформированности игровых умений у наблюдаемого ребенка в соответствии с системой оценки игровой деятельности.
Старший воспитатель: У каждого малыша свои темпы освоения элементарных игровых умений. Давайте познакомимся с результатами по каждому конкретному ребенку.
(Воспитатели рассказывают об итогах диагностики.)
Старший воспитатель: Суть диагностики не в простом определении уровня сформированности игровых умений, она помогает увидеть перспективу дальнейшей работы. Задание: составьте индивидуальные планы совершенствования игровой деятельности детей, за которыми вы наблюдали в ходе практической работы.
Варианты перспективных планов работы, составленных воспитателями.
У Наташи низкий уровень развития игровых умений. Считаю, что необходимо активизировать работу по накоплению ребенком игрового опыта.
Для этого нужно:
- чаще вовлекать девочку в совместные игры с воспитателем;
- на первых этапах организовывать простейшие формы игрового взаимодействия: покатать вместе мяч, построить башенку и др.;
- проводить систематические наблюдения за окружающим, связывая их с игрой;
- приобщать к образно-ролевым играм, которые учат искусству перевоплощения;
- провести анкетирование родителей с целью изучения организации игровой деятельности в семье;
- подготовить рекомендации для родителей по руководству игрой ребенка в домашних условиях.
У Максима средний уровень развития игровых умений. Основная проблема - скудная речь. С целью развития речи ребенка считаю целесообразным:
- создавать условия для речевой активности;
- много говорить с ребенком, вовлекать его в разговоры на доступные его пониманию темы;
- планировать проведение словесно-дидактических игр с игровыми действиями: «Кто что ест», «Кто что делает», игры с пальчиками и др.;
- в ходе сюжетных игр стимулировать словесное обозначение игровых действий;
- во время игр и других видов детской деятельности помогать ребенку вступать в речевой контакт со сверстниками и взрослыми;
- организовать практикум для родителей на тему «Играя, учимся говорить».
Старший воспитатель делает оценку перспективных планов:
- Предложенные вами планы обеспечат формирование необходимых структурных компонентов игровой деятельности у конкретных детей. Они вполне могут быть реализованы в ближайшие 2-3 месяца. Дальнейшая работа воспитателя с этими детьми должна строиться с учетом их продвинутости в овладении игровыми умениями.
III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Старший воспитатель: Я с удовольствием отмечаю, что цель семинара-практикума достигнута. Научившись проводить диагностику и планировать коррекционную работу, вы решили важную задачу: исходить из интересов ребенка и перспектив его развития. В какие бы игры не играли ваши воспитанники, будьте не рядом, а вместе с ними. Только партнерство и сотрудничество воспитателя с детьми в игре создает зону ближайшего развития самостоятельной игры детей.
Аттестация педагогических работников | Консультации для воспитателей | Контроль и руководство педагогическим процессом в ДОУ | Методический кабинет старшего воспитателя | Педсоветы, Семинары в ДОУ | Передовой педагогический опыт, Образовательные проекты в ДОУ | КОП технической направленности