Дошкольный возраст, Воспитание дошкольников

DoshVozrast.RU

Сайт для детского сада, для воспитателей детских садов и родителей

Методическая работа

Педсовет в детском саду (ДОУ)

«Взаимодействие с семьёй по
формированию культуры природолюбия
у дошкольников» (выступление на педагогическом совете)

Управление образованием исполнительного комитета
муниципального Бугульминского района
МДОУ Д/С комп.вида №37 «Родничок»
Воспитатель: Долгова И. В.

В системе непрерывного экологического образования и воспитания важны все звенья, но фундамент. На котором формируется личность-это семья. И если фундамент заложен плохо, все остальные звенья дают серьёзные сбои и приходится многое перестраивать в отношении человека к природе, отражающем уровень его культурно-интеллектуального развития. В данном случае действует золотое правило экологии: « Относись к природе так, как ты бы хотел, чтобы относились к тебе».

Культура природолюбия-личное интегративное качество, включающее духовный и материальный витагенный опыт, трансформирующийся в субъективное, чувственно-ценностное, созидательное отношение к природе.

С какого возраста надо формировать любовь к природе? С самого рождения ребёнка! Все начинается со средств народной педагогики - сказок, прибауток, пословиц, поговорок, колыбельных, в которых многое навеяно природой. Но в настоящее время ценные традиции народной педагогики практически утрачены. Многие родители экологически неграмотны, они не могут дать детям элементарных знаний о природе, а возлагают ответственность за образование и воспитание детей на образовательные учреждения.

Печально, но развитие культуры подрастающего поколения тормозится низкой культурой взрослых. В раннем возрасте важен их авторитет, но дети часто видят, как взрослые нарушают элементарные правила поведения в природе и учат их прагматизму на следующих примерах: «Костёр сам погаснет. Воды в реке на всех хватит. Не нужно жалеть цветы, их много». Такие фразы воспринимаются детьми с самого раннего детства, и переучивать их в дальнейшем сложно.

Готова ли современная семья дать ребёнку первоначальные умения и навыки природоохранительной работы, сформировать основы культуры природолюбия? Как показывает практика, далеко не всегда. Большинство родителей не занимаются систематическим воспитанием у детей правильного отношения к природе. Причины самые разнообразные, их можно сгруппировать по следующим ответам:

  • Этим должны заниматься воспитатели;
  • Нет необходимых знаний;
  • Нет времени заниматься воспитанием;
  • Для этого есть лето.

Одна из особенностей нашего времени заключается в том, что окружающая среда даёт в подавляющем большинстве опыт негативного содержания, образцы экологической безграмотности. В поле зрения детей постоянно находятся свалки, загрязнённые водоёмы, равнодушное отношение взрослых к бездомным животным Экологическое безкультурье становится «нормой», ребёнок воспринимает его привычную картину окружающего мира, Опыт взаимодействия с окружающей средой крайне беден позитивом.

При общении с родителями нужно донести до них мысль о том, что формирование культуры природолюбия необходимо начинать с себя. Важно быть авторитетом и образцом для подражания. Совершая определённые действия по отношению к природе, нужно думать и о будущих поколениях. Нужно подарить им радость общения с природой!

Известный географ и общественный деятель в области охраны природы Д. Л. Арманд в своей книге «Нам и внукам» отмечал: «Приходя в гости к природе, не делай ничего, что счёл бы неприличным делать в гостях». Существуют определённые правила и для посетителей природы.

Важно при составлении и объяснении правил делать акцент на отсутствие в них частицы «не» вместо правил «Не рви цветы!», «Не убивай животных!»- «Сохраняй цветы!», «Береги животных!».

Несмотря на то, что большинство родителей знают, как нужно относиться к растениям и животным, в реальной жизни они действуют по привычке, оставаясь равнодушными к живым существам. Среди причин эгоистичного отношения к объектам природы можно выделить следующее:

  • Недостаток или отсутствие представлений о растениях и животных как живых существах;
  • Низкий уровень наблюдательности;
  • Недостаточный опыт общения с природой;
  • Несформированность эмоциональночувственного положительного опыта взаимодействия с объектами природы;
  • Низкий уровень владения навыками ухода за объектами живой природы;
  • Неумение предвидеть последствия негативных поступков;
  • Плохой пример окружающих.

Эффективны методы изучения особенностей семейного воспитание -анкетирование родителей. В анкете можно использовать как закрытые вопросы, предусматривающие выбор одного из предложенных вариантов ответа, так и открытые. Позволяющие свободно высказать свои мнения.

Природа оказывает важное влияние на формирование личности, её умственное и нравственное, эстетическое, трудовое и физическое воспитание. Взрослые, вспоминая своё детство, невольно думают о речке, в которой купались, о лесе, где впервые услышали пение птиц, о полянке, на которой собирали землянику.

Какими вырастут наши дети, зависит от нас. Мы должны научить их не только брать, но и заботиться о природе, охранять и приумножать её богатства.

Воспитание правильного отношения детей к природе, умение бережно обращаться с живыми существами может быть полноценно осуществлено в дошкольный период лишь в том случае, если система работы в детском саду сочетается с воздействием на детей в семье.

Поэтому, прежде всего мы выяснили, как родители сами относятся к проблемам экологического воспитания детей. В результате анкетирования оказалось, что говорить с детьми об экологическом воспитании рано. Поэтому мы проводили индивидуальные беседы с родителями, давали краткие советы и рекомендации. Мы советуем родителям обратить внимание детей на красоту окружающей природы. Объясняем, что во время наблюдений расширяется кругозор, любознательность, внимание, мышление. И времени на это специально отводить не надо. Достаточно смотреть вокруг по пути в детский сад или домой.

Привлечь внимание родителей к экологическому воспитанию детей помогает и наглядная информация для родителей. Мы предложили им информацию «Правила друзей природы», «Формирование культуры природолюбия у дошкольников», предложили список детской литературы, которая поможет в экологическом воспитании детей, а также совместно с родителями сделали гербарий из листьев деревьев и коллекцию камней и природного материала. Надеемся, что наша совместная работа даст хорошие результаты.