Дошкольный возраст, Воспитание дошкольников

DoshVozrast.RU

Сайт для детского сада, для воспитателей детских садов и родителей

Методическая работа

Педсовет в детском саду (ДОУ)

«Гражданско-патриотическое
воспитание детей дошкольного возраста»

План.

  1. Актуальность темы педсовета
  2. Нормативно-правовая база по патриотическому воспитанию
  3. Патриотическое воспитание в программе «Радуга»
  4. Отчёт воспитателей по патриотическому воспитанию детей в своей группе
  5. Анализ планирования работы по патриотическому воспитании
  6. Обзор программ патриотического воспитания детей
  7. Итоги смотра-конкурса «Уголок краеведения Юный костромич»
  8. Решение

Ход педсовета

1. Академик Д.С.Лихачёв «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству».

Сегодня будущее планетарной цивилизации всё больше связывается с внутренним преобразованием самого человека, его духовностью. Человечество осознаёт, что гуманистические ориентиры должны стать исходными при разрешении глобальных проблем.

2. Важность патриотического воспитания в современных условиях подчёркнута в специальной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 – 2005 гг.», утверждённой Правительством РФ от 16.02.2001 г.
Ориентированная на все социальные слои и возрастные группы граждан России, программа определяет основные пути развития системы патриотического воспитания, обосновывает его содержание в современных условиях, намечает пути и механизмы реализации программы.
Особое место в программе уделено воспитанию патриотизма у подрастающего поколения. Ведь формирование отношения к стране и государству, где живёт человек, начинается с детства.
На основе федерального документа были разработаны региональные: закон Костромской области об областной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ, проживающих на территории Костромской области», от 27.06.2002 г.; областная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ, проживающих на территории Костромской области»

Исследования в области дошкольной педагогики и психологии свидетельствуют о том, что именно в дошкольном возрасте закладываются базисные основы личности, начинается процесс становления и формирования социокультурного опыта, «складывается» человек.
Воспитание патриотических чувств на современном этапе развития общества обязывают ДОУ развивать познавательный интерес, любовь к Родине, её историко-культурному наследию.
Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам.

Становление человека как гражданина должно начинаться с его малой Родины – родного города. Невозможно вырастить настоящего патриота без знания истории. Любовь к большому надо прививать с малого: любовь к родному городу, краю, наконец, к большой Родине.

Таким образом, заложив фундамент с детства, мы можем надеяться, что воспитали настоящего патриота, любящего свою Родину.

3. Что такое патриотическое воспитание?

В государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ» дано следующее определение патриотического воспитания: это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Патриотическое воспитание – это процесс освоения, наследия традиционной отечественной культуры, формирование отношения к стране и государству, где живёт человек.

В программе «Радуга» раздела по патриотическому воспитанию нет.

Формирование любви к Родине:

  • в младшем возрасте идёт через любовь к природе и через эмоциональную отзывчивость к эстетической стороне окружающего мира
  • в среднем возрасте проходит через познание мира человека, мира природы, через формирование предпосылок морального развития ребёнка
  • в старшем дошкольном возрасте через познавательное отношение к миру, через развитие основ экологической культуры, через закладывание основ уважительного отношения к другим культурам, через позицию созидателя и творца, через эмоциональную отзывчивость к эстетической стороне окружающей действительности.

Сегодня существует множество концепций, технологий, парциальных программ, в которых представлено в разных формулировках и объёмах гражданское, патриотическое воспитание.

  • «Наследие» М.Ю.Новицкой
  • «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О. Л. Князевой, М. Д. Маханёвой
  • система работы «Патриотическое воспитание дошкольников» Н.В.Алёшиной
  • «Мой родной дом» под редакцией Т. И. Оверчук
  • «Мы живём в России» Н. Г. Зеленовой, Л.Е.Осиповой
  • «Мир детства» г. Оренбург
  • «Росток» г. Челябинск
  • «Живой родник» г. Северск и др.

4. Что включает в себя работа по патриотическому воспитанию. Как эта работа проходит в вашей группе (пути решения задач по патриотическому воспитанию, формы работы с детьми)
Отчёт воспитателей о проделанной за учебный год работе.

5. Анализ календарного и перспективного планирования работы по патриотическому воспитанию детей.
(Прилагается)

6. Но чтобы правильно спланировать работу на перспективу, нужно, конечно же, выбрать программу, по которой наш детский сад будет работать в дальнейшем.

Сейчас познакомимся с некоторыми из них.

  1. Н. Г. Зеленова, Л. Е. Осипова «Мы живём в России» (воспитатель Н.Н.Щербакова)
  2. Программа нравственно-патриотического воспитания «Мой родной дом» (воспитатель Зверева М.И.)
  3. Н. В. Алёшина. Методическое пособие «Патриотическое воспитание дошкольников» (воспитатель Е. Н. Алаева)

Но патриотическое воспитание – это, конечно же, и региональный компонент. Все представленные выше программы предполагают занятия с детьми, которые включают разную по объёму информацию о народах стран и мира, знакомят с проблемами национального и межнационального воспитания.
Ни одна из программ не даёт возможности в полном объёме решить задачи по ознакомлению детей с родным краем. Педагогам приходится самостоятельно собирать и систематизировать материал. Поэтому мы сейчас познакомимся с ещё одной программой:

  1. Региональная программа «Юный костромич» (ст. воспитатель О. В. Матросова)

7. Итоги смотра-конкурса уголков краеведения

8. Решение

  1. Внедрить в воспитательно-образовательный процесс программы:
    • «Мы живём в России» Н. Г. Зеленовой, Л.Е.Осиповой
    • Региональную программу «Юный костромич»
  2. Пересмотреть перспективное планирование на 2008-2009 уч. год, включить в план занятия по краеведении согласно возрастной группы
    срок: к 01.08.08
    ответственные: ст. воспитатель
  3. Обобщить практический материал по краеведению для работы педагогам
    срок: к 01.08.08
    ответственные: ст. воспитатель
  4. Вернисаж детского рисунка «Город, в котором я живу»
    срок: 02.06.08
    ответственные: воспитатели старших и подготовительной групп;
    ст. воспитатель
  5. Оформление «Комнаты русского быта»
    срок: 01.09.08
    ответственные: ст. воспитатель
    муз. руководитель

Анализ календарного и перспективного планирования работы по патриотическому воспитанию детей.

1. Ранний возраст (группы № 1, 7, 8, 12)

Патриотическое воспитание идёт через ознакомление с ближайшим окружением, т.е. с теми предметами, что окружают детей в жизни: растения участка и группы, домашние животные. Во всех группах планируется работа по приобщению детей к народному фольклору. Детей знакомят с русскими народными сказками, потешками, попевками, прибаутками. Планируются дидактические игры с целью закрепления понятий овощи-фрукты, домашние, дикие животные. Ознакомление детей с домашними, дикими животными происходит через рассматривание картин, иллюстраций. В группе № 1 планируются народные игры.
Сравнивая календарный и перспективный планы можно заметить, что не все запланированные в перспективном плане занятия планировались в календарном плане. Так, например, в группе № 8 занятия по ознакомлению детей с фольклором заменялись на занятия с другой тематикой.

2. Младший дошкольный возраст (группы № 4, 11)

В перспективном плане запланированы занятия по приобщению детей к истокам русской народной культуры. Но не всегда совпадают занятия перспективного и календарного планов. Так, в группе № 11, вместо 4 занятий по перспективному плану запланировано в календарном плане 1 занятие. И такая нестыковка происходит ежемесячно. Занятия по приобщению детей к истокам русской народной культуры заменяются на занятия с другой тематикой.
Большая работа планируется по ознакомлению детей с народным фольклором: потешки, русские народные песенки, русские народные сказки, загадки; по ознакомлению детей с природой родного края (занятия по экологии), с животными домашними и дикими лесными; народными играми.

3. Средний дошкольный возраст (группы № 3, 10)
В перспективном плане отражена работа по приобщению детей к истокам народной культуры, по ознакомлению детей с родной природой, с домашними и дикими животными (занятия по экологии). Не отражена работа по ознакомлению детей с родным городом, страной, с символикой. Этого нет и в календарном плане.
Но всё же воспитатели групп иногда планировали ознакомление детей со своей семьёй («Сладкие вечера», Утро радостных встреч)

4. Старшие группы (№ 5, 6)
Согласно перспективному плану занятий по краеведению запланировано всего 4. Все они отражены и в календарных планах воспитателей. Так же в совместной деятельности планировалась индивидуальная работа с детьми (например, беседа «Расскажи о своей семье»); знакомство с костромским поэтом Кодряном, с его стихами; ознакомление детей с русским фольклором, народными играми; проводилась выставка рисунков о Костроме.

5. Подготовительная к школе группа № 2.
В перспективном плане запланирована работа по ознакомлению детей с родным городом, страной. Всё это отражено и в календарном плане. Планируются как специально организованные занятия, так и работа самостоятельная детей и совместная воспитателей и детей. Детей знакомили с родной семьёй, составлялось генеалогическое дерево семьи, составлялась книга своей семьи, фотоальбомы «Моя семья».

Таким образом, можно сделать вывод, что работа по патриотическому воспитанию в планах отражена однобоко, не систематически, т.е. нарушены дидактические принципы (поэтапность, систематичность, последовательность и др.) Краеведение практически отсутствует. Работа по краеведению носит не целостный характер, а представляет собой эпизодические включения в воспитательно-образовательный процесс.

Причины:

  1. Недостаточно правильно составлен план (отсутствует региональный компонент)
  2. Недостаточность систематизированного материала по ознакомлению детей с родным краем
  3. Недостаточность знаний у самих педагогов по истории и развитию Костромы и Костромской области.