Дошкольный возраст, Воспитание дошкольников

DoshVozrast.RU

Сайт для детского сада, для воспитателей детских садов и родителей

Методическая работа

Краткосрочные образовательные практики в детском саду ДОУ

Программы краткосрочных образовательных практик для детей старшего дошкольного возраста

Чупина Вероника Евгеньевна, педагог МБДОУ №4 г.Пермь

Программа КОП «Волшебные снежинки»

Актуальность: Снежинки – волшебные спутницы зимы, всегда разные и неповторимые, они неизменно сопровождают каждый Новый год. Снежинки вырезают из бумаги и картона, сочиняют и рассказывают о них стихи Дедушке Морозу. С помощью вырезания снежинок и оформления ими группы детского сада можно создать чуточку новогоднего волшебства!

Цель: научить детей вырезать снежинки из бумаги.

Задачи: Уточнить и расширить представления детей о зиме, о снеге. («Познание»)

  • Опытно-экспериментальным путем дать детям понять, что вода прозрачная (сквозь нее все видно), но ее можно сделать цветной, тогда она становится непрозрачной (сквозь нее ничего не видно). Из такой воды можно сделать цветные льдинки, разлив ее по формочкам. («Познание»)
  • Побуждать детей анализировать, делать выводы, грамотно формулировать свой ответ. («Коммуникация»)
  • Развивать логическое мышление, сообразительность, фантазию во время отгадывания загадок. («Коммуникация»)
  • Развивать ловкость, быстроту, желание участвовать в совместных подвижных играх. («Физическая культура»)
  • Вызвать у детей положительные эстетические чувства и эмоции во время прослушивания музыкальной композиции. («Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик» П. Чайковского). («Музыка»)
  • Способствовать активному и доброжелательному взаимодействию детей с педагогом и сверстниками в

Количество занятий: 4 часа.

Характеристика: фигурное вырезание из бумаги.

возраст

Пояснительная записка

Структура программы КОПа

оборудование

результат

5-7 лет

Снежинки – волшебные спутницы зимы, всегда разные и неповторимые, они неизменно сопровождают каждый Новый год. Снежинки вырезают из бумаги и картона, сочиняют и рассказывают о них стихи Дедушке Морозу. С помощью вырезания снежинок и оформления ими группы детского сада можно создать чуточку новогоднего волшебства!

Интеграция образовательных областей : «Познание»; «Коммуникация»; «Социализация»; «Физическая культура»; «Музыка»; «Чтение художественной литературы»; «Художественное творчество».

1.Беседа о зиме.

2.Опытноэкспериментальная деятельность

3.Дидактическая игра «Где снежинки?»

4.Художественное творчество

5.Рефлексия. (выставка снежинок, оформление группы)

Картинки с признаками зимы, прикрепляемыми на мольберт; картинки: сугроб, метель, иней, узоры на стекле, снежинка, рыбы под толщей льда; для дид. игры: картинки с изображением водопада, реки, лужи, льда, снегопада, тучи, дождя, пара, снежинки, капли и т. д.; для экспериментирования: баночки с водой, цветная гуашь, кисточки, пуговицы, шарики и др. мелкие предметы, формочки для льдинок; для рисования: цветная бумага (голубая или фиолетовая), белая гуашь, кисточки

Дети научились правильно складывать бумагу, наносить узор и затем вырезать его

Перспективный план:

Тема

Задачи

Оборудование

Результат

1

Пришла зима – снег и радость принесла

Уточнить и расширить представления детей о зиме, о снеге. («Познание»)

• Опытно-экспериментальным путем дать детям понять, что вода прозрачная (сквозь нее все видно), но ее можно сделать цветной, тогда она становится непрозрачной (сквозь нее ничего не видно). Из такой воды можно сделать цветные льдинки, разлив ее по формочкам. («Познание»)

• Побуждать детей анализировать, делать выводы, грамотно формулировать свой ответ. («Коммуникация»)

• Развивать логическое мышление, сообразительность, фантазию во время отгадывания загадок. («Коммуникация»)

• Развивать ловкость, быстроту, желание участвовать в совместных подвижных играх. («Физическая культура»)

• Развивать фантазию. («Художественное творчество»)

Картинки с признаками зимы, прикрепляемыми на мольберт; картинки: сугроб, метель, иней, узоры на стекле, снежинка, рыбы под толщей льда; для дид. игры: картинки с изображением водопада, реки, лужи, льда, снегопада, тучи, дождя, пара, снежинки, капли и т. д.; для экспериментирования: баночки с водой, цветная гуашь, кисточки, пуговицы, шарики и др. мелкие предметы, формочки для льдинок; для рисования: цветная бумага (голубая или фиолетовая), белая гуашь, кисточки, непроливайки; муз. композиция «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик» П. Чайковского.

1.Дети получили дополнительные знания о зиме.

2.Провели опыт с водой.

2

Простые узоры

1.Научить детей складывать бумагу для последующего вырезания снежинок.

2.Научить правильно наносить узор для вырезания.

3.Практиковаться в вырезании снежинок.

1.Бумага цветная

2.Простой карандаш

3.Ножницы

4.Схемы (прилагаются)

Дети научились правильно складывать бумагу, наносить узор и затем вырезать его

3

Сложные узоры

1.Научить детей складывать бумагу для последующего вырезания снежинок.

2.Научить правильно наносить узор для вырезания с усложнением орнамента.

Практиковаться в вырезании снежинок.

1.Бумага цветная

2.Простой карандаш

3.Ножницы

4.Схемы (прилагаются)

Дети научились правильно складывать бумагу, наносить узор и затем вырезать его

4

Удивительный снегопад

1.Сложение бумаги для последующего вырезания снежинок.

2.Нанесение узора для вырезания.

3.Вырезание снежинок.

4.Создание коллективной композиции

1.Бумага цветная

2.Ватман

3.Простой карандаш

4.Ножницы

5.Схемы (прилагаются)

Дети научились правильно складывать бумагу, наносить узор и затем вырезать его, создали совместную работу.

Программа КОП «Весёленькие ребусы»

Актуальность: Условия, необходимые для организации систематической работы по формированию и развитию самостоятельности мышления, очень трудно обеспечить на уроке. Этому должна служить организация систематических занятий во внеклассной работе. Такой подход создает условия для развития у детей познавательных интересов, стимулирует стремление ребенка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Во время таких занятий у учеников происходит становление и развитие форм самосознания и самоконтроля, исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необоснованное беспокойство.

Цель: Научить детей решать и составлять ребусы.

Задачи:

- Дать понятие «ребус», познакомить с правилами и приёмами, которые употребляются при их составлении.

- Выучить алгоритм решения ребусов.

- Развивать умения:

- Умения пользоваться логическими приёмами: сравнение, обобщение, классификация;

- Умение вырабатывать навыки последовательного и доказательного мышления;

- Умение развивать концентрацию внимания.

- Заинтересовать детей с помощью заданий, побудить их творчески мыслить.

- Отработать умения решать ребусы.

Длительность практики: 4 занятия по 25-30 минут.

возраст

Пояснительная записка

Структура программы КОПа

оборудование

результат

5-7 лет

Игры-головоломки и ребусы или геометрические конструкторы известны с незапамятных времен. Современными исследованиями установлено, что они могут быть также эффективным средством умственного, в частности, математического развития детей младшего школьного возраста.

«Мозговая гимнастика»;

беседа с детьми о том, что такое ребус и какие они бывают; для чего и как их решать, физкультминутка; работа с простыми ребусами.

правила составления ребусов; примеры их составления;

весёлая игра в слова; работа с ребусами. Вручение детям сертификатов о прохождении краткосрочной образовательной практики.

1.Интерактивная доска, ноутбук, презентация.

2.Сборник ребусов.

3.Карандаши, бумага.

4.Картинки.

5.Жетоны для викторины.

6.Сертификаты о прохождении краткосрочной образовательной практики.

Научить составлять и решать ребусы

Перспективный план:

1.Занятие: «Понятие «ребус» и правило их решения»

Задачи: Дать понятие-«ребус»; познакомить с правилами и алгоритмом решения ребусов; расширять интерес детей к решению ребусов.

Ход занятия: «Мозговая гимнастика»; беседа с детьми о том, что такое ребус и какие они бывают; для чего и как их решать, физкультминутка; работа с простыми ребусами.

2.Занятие: «Составление ребусов»

Задачи: Познакомить детей с приёмами и правилами составления ребусов; развивать воображение; закрепить алгоритм решения ребусов; упражнять в решении и составлении ребусов.

Ход занятия: «Мозговая гимнастика»; правила составления ребусов; примеры их составления; весёлая игра в слова; работа с ребусами.

3.Занятие: «Логические приёмы: сравнение, обобщение, классификация»

Задачи: Познакомить детей с логическими приёмами: сравнение, обобщение, классификация; закрепить алгоритм составления ребусов; развивать концентрацию внимания.

Ход занятия: «Мозговая гимнастика»; знакомство с логическими приёмами (сравнение, обобщение, классификация); решение логических задачек; игра на концентрацию внимания; самостоятельная работа с ребусами.

4.Занятие: «Игра-викторина: Путешествие в царство Логики»

Задачи: С помощью заданий заинтересовать детей, побуждая их творчески мыслить; учить работать в группах; отработать умение решать ребусы.

Ход занятия: Сюрпризный момент; деление детей на две команды, выполнение заданий викторины на составление и решение ребусов; рефлексия. Вручение детям сертификатов о прохождении краткосрочной образовательной практики.

Программа КОП «Завязывание бантиков»

Актуальность темы:

огромная проблема научить ребенка завязыванию шнурков, ведь мы сами покупаем обувь на липучках и резинках для удобства.

Игра со шнурками способствует улучшению координации движений, гибкости кисти и раскованности движений вообще.

Игры со шнурками развивают мелкую моторику, пространственное ориентирование, усидчивость и терпение.

Цель: научить самостоятельно, завязывать шнурки двумя способами.

Задачи:

- Способствовать усвоению понятий "вверху", "внизу", "справа", "слева";

- Формировать навыки шнуровки (шнурование, завязывание шнурка на бант);

- Способствовать развитию речи; развивать творческие способности; развивать усидчивость.

- Развитие сенсомоторной координации, мелкой моторики рук, пространственного ориентирования

возраст

Пояснительная записка

Структура программы КОПа

оборудование

результат

5-7 лет

огромная проблема научить ребенка завязыванию шнурков, ведь мы сами покупаем обувь на липучках и резинках для удобства. Игра со шнурками способствует улучшению координации движений, гибкости кисти и раскованности движений вообще. Игры со шнурками развивают мелкую моторику, пространственное ориентирование, усидчивость и терпение.

1.Беседа

2.Рассматривание схем

3.Игры со шнуровками

4.Игра «Одень Машеньку» с завязыванием шапок и ботинок

одежды кукол

5.Самостоятельное одевание с завязыванием шнурков на одежде

1.Схемы – иллюстрации с последовательным выполнением завязывания бантиков

2.Игры – шнуровки

3.2-3 куклы с комплектом верхней одежды

научить самостоятельно, завязывать шнурки двумя способами.

Программа КОП «Умелая иголочка»

Актуальность: Новизна предлагаемой дополнительной программы по трудовому обучению старших дошкольников основана на практических занятиях, где дети знакомятся со свойствами ткани, со швейными принадлежностями, способами работы швейной иглой, а так же изучают технику безопасности при шитье. Такая деятельность позволяет вызвать устойчивый интерес у детей к процессу рукоделия, а так же эффективно развивается мелкая моторика рук, обогащается словарь дошкольников. Предлагаемый материал достаточно активно развивает детскую фантазию.

Цель: научить подшивать края полотняной ткани на швейной машинке.

Задачи: познакомить детей со свойствами ткани, со швейными принадлежностями;

- Закреплять правила ТБ при шитье;

- Вызвать интерес детей к процессу рукоделия.

- Учить шить по прямой на детской швейной машине,

- Показать способ изготовления петель из ниток, при помощи их переплетения.

Возраст: 6-7 лет.

Длительность практики: 2 занятия по 30 минут.

возраст

Пояснительная записка

Структура программы КОПа

оборудование

результат

5-7 лет

Такая деятельность позволяет вызвать устойчивый интерес у детей к процессу рукоделия, а так же эффективно развивается мелкая моторика рук, обогащается словарь дошкольников. Предлагаемый материал достаточно активно развивает детскую фантазию.

1 часть – организационная;

2 часть – показ, объяснение;

3 часть – начало практической части;

4 часть – пальчиковая игра;

5 часть – окончание практической части;

6 часть – итог.

Основной метод - показ, зрительный ориентир, помощь воспитателя.

Словесный – указание, объяснение

Практический – отработка практических навыков на ткани и картоне.

Длительность реализации: 1 часа.

Количество занятий: 1 занятие в неделю по 30 минут.

Материально – техническое обеспечение: ткань разной фактуры и видов, ножницы, иголки с широким ушком, подушки для хранения иголок, нитки, детские швейные машины, алгоритм выполнения действия, схемы по правилам работы со швейными принадлежностями.

1.Схемы

2.Детская швейная машинка

3.Картон

4.Полотняная ткань

5.Нитки

Изготовление кухонных полотенец из полотняной ткани к женскому дню.

Программа КОП «Веселые человечки»

Актуальность: Это отличный обучающий материал. Игра в конструктор развивает цветовое и логическое мышление, пространственное воображение, цепкость пальцев, одним словом, развивает все познавательные процессы. Показав один раз ребенку принцип игры с конструктором, вы не сможете его оторвать от этого увлекательного занятия очень долго. Лего тем и хорош, что можно бесконечно изменять его конструкции, создавать что-то новое. Именно это разнообразие так притягивает детей, давая им пищу для творческого мышления.

Цель: собирать из лего конструктора человечка

Задачи:

- Дать понятие «Лего»

- Выучить алгоритм сбора деталей лего.

- Умение развивать концентрацию внимания.

- Заинтересовать детей с помощью заданий, побудить их творчески мыслить.

- Отработать умения решать ребусы.

- Развивать логическое мышление

- Развивать пространственное воображение

- Развивать мелкую моторику пальцев.

возраст

Пояснительная записка

Структура программы КОПа

оборудование

результат

5-7 лет

Это отличный обучающий материал. Игра в конструктор развивает цветовое и логическое мышление, пространственное воображение, цепкость пальцев, одним словом, развивает все познавательные процессы. Показав один раз ребенку принцип игры с конструктором, вы не сможете его оторвать от этого увлекательного занятия очень долго. Лего тем и хорош, что можно бесконечно изменять его конструкции, создавать что-то новое. Именно это разнообразие так притягивает детей, давая им пищу для творческого мышления.

1.Рассматривание образцов человечков из лего конструктора

2.Изучение схемы последовательности сборки

3.Начало практической части

4.Окончание практической части

5.Самостоятельные игры с человечками из лего конструктора.

Конструктор «Лего»

схемы

Самостоятельное собирание человечка из деталей лего конструктора