Дошкольный возраст, Воспитание дошкольников

DoshVozrast.RU

Сайт для детского сада, для воспитателей детских садов и родителей

Методическая работа

Передовой педагогический опыт в детском саду

Проект в ДОУ «Подружись с планетой Земля»

Гумарова Венера Мударисовна, воспитатель МБДОУ д/с №5 г.Лениногорска РТ

Введение

Дошкольное детство - важный период в жизни ребенка, когда закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Основы экологической культуры могут быть заложены лишь в процессе общения с природой и педагогически грамотно организованной деятельности. Экологическое сознание ребенка постепенно поднимается на более высокий уровень, если создается интерес, установка на восприятие природы, занятия затрагивают чувства ребенка, вызывают сопереживания. Ребенок стремится к активной деятельности; важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет экологическое развитие ребенка.

Постановка проблемы

Мы - жители планеты Земля, единственная планета Солнечной системы, где имеется достаточно большое количество кислорода в свободном состоянии. Благодаря ему на нашей планете возможно существование жизни.

Земля - наш маленький, прекрасный и единственный дом, надежный космический корабль, в котором человек должен быть хозяином. Этот дом полон тайн и чудес. Природа окружает нас постоянно но, к сожелению дети, как правило почти не обращают внимание на нее. Не замечают опасности в природе. Они весьма поверхностно знакомы с богатством и особенностями окружающей природы. У большинства детей наблюдается отсутствие стойкого познавательного интереса к природе, стремление глубже узнать этот мир, прочувствовать его красоту.

Как сделать так, чтобы жизнь каждого человека не прошла мимо самой большой человеческой ценности - Природы? Как сделать так, чтобы все могли видеть и слышать красоту природы, нежность Весны, торжественность Зимы, хрупкость травинки...

Если не дать развиться этим чувствам в детстве, вероятнее всего, позже они не появятся. Важность экологического воспитания детей в современном мире переоценить невозможно. Чем раньше начинается формирование основ экологической культуры, тем выше его эффективность. Ведь убеждение человека закладываются с детства. У ребенка восприятие природы острее, чем у взрослого. И чувствует он сильнее, так как соприкасается с природой впервые, и у него растет интерес к ней.

Формирование проблемы

«Как стать заботливыми хозяевами своей планеты?»

Для успешной реализации проблемы разработан проект «Подружись с планетой Земля».

Суть проекта

Проект носит комплексный, интегрирующий характер. Обеспечивает взаимосвязь экологического воспитания с эстетическим, экономическим, другими направлениями воспитательно - образовательного процесса. Предполагает активное включение всех участников в экологически ориентированную творческую деятельность.

Реализация проекта осуществляется в форме длительной игры, акцентирующий внимание на природной, социальной среде, экологии города. Игровой сюжет основан на том, что в детский сад приходит письмо от Лунтика - который просит с просьбой совершить путешествие и узнать тайны планеты Земля. Главные действующие лица в игре дети. Им предлагается роль «юных экологов». Они в процессе игры открывают тайны Земли, желают стать хозяевами своей планеты, улучшают окружающий мир, делают его прекраснее своими руками, приносят реальную помощь своей планете.

В ходе игры каждое мероприятие представляет собой своеобразный экологический практикум для дошкольников, их родителей и педагогов. Важное место отведено специальным занятиям развивающего типа, урокам доброты, экологическим экспедициям, природоохранным акциям, обучающим тренингам. Играя, дошкольники познают окружающий мир, выявляют причинно - следственные взаимосвязи. У них формируется опыт экологически грамотного поведения в природной и социальной среде.

Таким образом, работа над проектом стимулирует потребность каждого ребенка в самореализации, самовыражении, в творческой деятельности, что позволяет обеспечить систему его личностного роста, ориентируясь на критерии экологической воспитанности.

Гипотиза: если воздействовать на чувства ребенка с помощью практической экологически ориентированной и творческой продуктивной деятельности на основе проектного метода, то можно сформировать личность, способную бережно относиться к природным ресурсам (богатствам) родного края, проявлять заботу и беспокойство об их состоянии.

Цель проекта воспитание гуманных чувств, бережного отношения природным ресурсам родного края.

Задачи проекта:

  1. Воспитание познавательного интереса к природе, искренней любви и бережного отношения, стремления к сохранению и приумножению природных богатств.
  2. Учить устанавливать причинноследственные связи между природными явлениями.
  3. Развитие творческих способностей, исследовательских навыков в процессе детского экспериментирования и разрешения специально моделируемых проблемных ситуаций.
  4. Обогащение позитивного опыта взаимодействия с окружающей средой.
  5. Включение родителей в осуществление данного экологического проекта.

Целевая группа проекта

  • по составу участников: групповой (дети 6-7 лет, педагоги, родители);
  • по целевой установке: познавательный, исследовательско - творческий;
  • по тематике: ролево - игровой;

Сроки реализации проекта средней продолжительности (от 1 до 3 месяцев)

Место реализации проекта МБДОУ №5

Этапы реализации проекта

I. Подготовительный этап.

  • Запуск проекта: чтение звукового письма от Лунтика, беседа;
  • отбор наглядно и методического материала по теме проекта;
  • изготовление дидактических игр по теме;
  • подбор материала для организации совместной деятельности педагога с детьми;
  • подбор материалов для творческих работ.

II. Основной этап

Основное содержание проекта

План мероприятий по реализации проекта

Наименование мероприятия

Место проведения

Срок проведения

Ответственный

1

Экспедиция в природу

(экскурсии, целевые прогулки)

Экскурсии, целевые прогулки

август

Гумарова В. М.

2

Оформление «стены тревоги»

ДОУ

август

Гумарова В. М.

3

Экологические игры

ДОУ

август

Гумарова В. М.

4

«Час» экологического чтения

ДОУ

август

Гумарова В. М.

5

Занятия развивающего типа.

1блок

«Живая и неживая природа»;

2блок - Флора

«Растения»;

«Деревья»;

«Цветы».

3блок - Фауна

«Животный мир»

4блок

«Мир насекомых»

5блок

«В мире все взаимосвязано»;

Игра «Пищевая цепочка»

6блок

Жизнь человека не Земле

ДОУ

сентября

Гумарова В. М.

6

Игра «нравственная дилемма».

ДОУ

октябрь

Гумарова В. М.

7

Природоохранные акции

На участке детского сада

октябрь

Гумарова В. М.

8

КТДколлективные творческие дела, поисково - исследовательская деятельность.

ДОУ

октябрь

Гумарова В. М.

III. Заключительный этап

  • Письмо Лунтику о проведенной работе, с иллюстрационным материалом.
  • Создание «Панорамных добрых дел»: выставляются все выполненные в ходе проекта творческие работы, фотоматериалы, рисунки, подтверждающие конкретные экологически ориентированные дела.
  • Экологический праздник, посвященный Всемирному дню охраны окружающей среды.

Ресурсы

Условия

Необходимо

Имеется

Источники

Сроки

Нормативно-правовое :

1. Закона об образовании РФ, Приказа Минобрнауки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования») ,

2. Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 «Об утверждении СанПиН 2. 4. 1. 3049-13 "Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций"»,

3 . Приказа Минобрнауки РФ от 30 августа 2013 года N 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»

4. основная общеобразовательная программа «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.

5. Региональная программа образования детей дошкольного образования. Р. К. Шаехова. - РИЦ, 2012.

Необходимо изучить

+

+

+

+

+

 

В течении года

Материально-технические:

1. Ноутбук;

2. Интерактивная доска;

3. Магнитофон.

 

+

+

+

   

Кадровые:

1. Психолог;

2. Логопед;

3. Музыкальный руководитель;

4. Инструктор по физкультуре;

5. Воспитатель по обучению татарскому языку.

 

+

+

+

+

+

   

Научно-методические:

1. Журналы

2. Энциклопедии

   

Личная библиотека

В течении года

Информационные:

1. Стенды;

2. Конференции;

3. Бюллетени;

4. Конференции;

5. Призентации.

 

+

+

+

   

Мотивационные:

1. Самообразование;

2. Обучение на курсах;

3. Конкурсы;

4. Родительские собрания;

5. Анкетирование.

 

+

+

   

Организационные:

1. Разработка плана мероприятия

       

Финансовые:

1. Призы;

2. Грамоты;

3. Газеты

4. Журналы

     

Собственные средства педагога

Ожидаемые результаты реализации проекта:

  • Овладение навыками исследовательской деятельности, действиями, благотворно влияющими на окружающий мир, изменяющими его к лучшему; проявление готовности оказать помощь нуждающимся в ней людям, животным, растениям.
  • Внесение личного вклада каждого участника проекта в улучшение экологического состояния планеты, благополучие Земли, самих себя, окружающей среды.
  • Соблюдение норм и правил взаимодействия с окружающим.
  • Проявление нравственной, экологической позиции.

Критерии эффективности проекта (методы диагностики)

Итоговые диагностические задания (мониторинг) для детей 6-7 лет (подготовительная группа) направлены на определение конечных результатов освоения детьми знаний по данному проекту.

Полученные результаты заносятся в сводную диагностическую карту.

Тест - опросник

  1. Что такое Земля? 1 б.
  2. Сколько всего планет в Солнечной системе? Назови 3 планеты. 1б.
  3. Кто жители планеты Земля? 1б.
  4. Кто появился на Земле раньше: человек или животный мир? 2б.
  5. Может ли так случиться, что Земля погибнет? Почему? 2б.
  6. Что такое природа? 1б.
  7. Назови не менее 5 объектов живой и неживой природы. Объясни свой выбор. 2б.
  8. Как ты думаешь, почему нужно охранять природу? Расскажи о своих размышлениях. 2б.
  9. Знаете ли вы животных основных классов (звери, птицы, насекомые, рыбы, земноводные)? 2 б.
  10. Умеете ли различать и называть травянистые растения, кустарники, деревья, комнатные растения? 1б.

Обработка данных.

За полный правильный ответ - 1 балл, а в вопросах - 4, 5, 7, 8, 9 - 2 балла.

Учитывается и умение детей рассуждать, обобщать, делать выводы.

Если ребенок набрал:

От 12 - 15 баллов - высокий уровень знаний («отлично»)

От 9 - 12 баллов - хороший уровень («хорошо»)

От 5 - 9 баллов - средний уровень («удовлетворительно»)

До 5 баллов низкий уровень («неудовлетворительно»)

Литература

  1. Белавина И. , Найденская Н. Планета - наш дом «ЛАЙДА», Москва 1995.
  2. Дыбина О. В. , Рахманова Н. П. , Щетинина В. В. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников/ Под ред. О. В. Дыбиной. - М. : ТЦ Сфера, 2010. - (Ребенок в мире поиска)
  3. Егоренков Л. И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников, Москва 2000.
  4. Колонина Н. В. Занятия по экологии в детском саду. Экологические проекты в детском саду, 2011.
  5. Узорова О, Нефедова Е. «Энциклопедия для дошкольников», 2011.
  6. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ /Авт. -сост. : Л. С. Киселева, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова. - 3-е изд. , испр. и доп. - М. : АРКТИ, 2005. -96 с.
  7. Машкова С. В. и др. Познавательно - исследовательские занятия с детьми на экологической тропе / С. В. Машкова и др. - Волгоград: Учитель, 2011
  8. О. М Масленникова, А. А Филлипенко. - Волгоград: Учитель, 2011
  9. Николаева С. Н. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду / Под ред. С. Н. Николаевой. - Москва «Мозаика - синтез» 2010
  10. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания в детском саду / С. Н. Николаева. - Москва. «Просвещение», 2000г.
  11. Соломнникова О. В. Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации для занятий с детьми 2-7 лет, 2011г.
  12. Шалаева Г. Г. «Энциклопедия дошкольника» - Москва. «Просвещение», 2000г