Методическая работа
Передовой педагогический опыт в детском саду
Проект в ДОУ «Подружись с планетой Земля»
Гумарова Венера Мударисовна, воспитатель МБДОУ д/с №5 г.Лениногорска РТ
Введение
Дошкольное детство - важный период в жизни ребенка, когда закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Основы экологической культуры могут быть заложены лишь в процессе общения с природой и педагогически грамотно организованной деятельности. Экологическое сознание ребенка постепенно поднимается на более высокий уровень, если создается интерес, установка на восприятие природы, занятия затрагивают чувства ребенка, вызывают сопереживания. Ребенок стремится к активной деятельности; важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет экологическое развитие ребенка.
Постановка проблемы
Мы - жители планеты Земля, единственная планета Солнечной системы, где имеется достаточно большое количество кислорода в свободном состоянии. Благодаря ему на нашей планете возможно существование жизни.
Земля - наш маленький, прекрасный и единственный дом, надежный космический корабль, в котором человек должен быть хозяином. Этот дом полон тайн и чудес. Природа окружает нас постоянно но, к сожелению дети, как правило почти не обращают внимание на нее. Не замечают опасности в природе. Они весьма поверхностно знакомы с богатством и особенностями окружающей природы. У большинства детей наблюдается отсутствие стойкого познавательного интереса к природе, стремление глубже узнать этот мир, прочувствовать его красоту.
Как сделать так, чтобы жизнь каждого человека не прошла мимо самой большой человеческой ценности - Природы? Как сделать так, чтобы все могли видеть и слышать красоту природы, нежность Весны, торжественность Зимы, хрупкость травинки...
Если не дать развиться этим чувствам в детстве, вероятнее всего, позже они не появятся. Важность экологического воспитания детей в современном мире переоценить невозможно. Чем раньше начинается формирование основ экологической культуры, тем выше его эффективность. Ведь убеждение человека закладываются с детства. У ребенка восприятие природы острее, чем у взрослого. И чувствует он сильнее, так как соприкасается с природой впервые, и у него растет интерес к ней.
Формирование проблемы
«Как стать заботливыми хозяевами своей планеты?»
Для успешной реализации проблемы разработан проект «Подружись с планетой Земля».
Суть проекта
Проект носит комплексный, интегрирующий характер. Обеспечивает взаимосвязь экологического воспитания с эстетическим, экономическим, другими направлениями воспитательно - образовательного процесса. Предполагает активное включение всех участников в экологически ориентированную творческую деятельность.
Реализация проекта осуществляется в форме длительной игры, акцентирующий внимание на природной, социальной среде, экологии города. Игровой сюжет основан на том, что в детский сад приходит письмо от Лунтика - который просит с просьбой совершить путешествие и узнать тайны планеты Земля. Главные действующие лица в игре дети. Им предлагается роль «юных экологов». Они в процессе игры открывают тайны Земли, желают стать хозяевами своей планеты, улучшают окружающий мир, делают его прекраснее своими руками, приносят реальную помощь своей планете.
В ходе игры каждое мероприятие представляет собой своеобразный экологический практикум для дошкольников, их родителей и педагогов. Важное место отведено специальным занятиям развивающего типа, урокам доброты, экологическим экспедициям, природоохранным акциям, обучающим тренингам. Играя, дошкольники познают окружающий мир, выявляют причинно - следственные взаимосвязи. У них формируется опыт экологически грамотного поведения в природной и социальной среде.
Таким образом, работа над проектом стимулирует потребность каждого ребенка в самореализации, самовыражении, в творческой деятельности, что позволяет обеспечить систему его личностного роста, ориентируясь на критерии экологической воспитанности.
Гипотиза: если воздействовать на чувства ребенка с помощью практической экологически ориентированной и творческой продуктивной деятельности на основе проектного метода, то можно сформировать личность, способную бережно относиться к природным ресурсам (богатствам) родного края, проявлять заботу и беспокойство об их состоянии.
Цель проекта воспитание гуманных чувств, бережного отношения природным ресурсам родного края.
Задачи проекта:
- Воспитание познавательного интереса к природе, искренней любви и бережного отношения, стремления к сохранению и приумножению природных богатств.
- Учить устанавливать причинноследственные связи между природными явлениями.
- Развитие творческих способностей, исследовательских навыков в процессе детского экспериментирования и разрешения специально моделируемых проблемных ситуаций.
- Обогащение позитивного опыта взаимодействия с окружающей средой.
- Включение родителей в осуществление данного экологического проекта.
Целевая группа проекта
- по составу участников: групповой (дети 6-7 лет, педагоги, родители);
- по целевой установке: познавательный, исследовательско - творческий;
- по тематике: ролево - игровой;
Сроки реализации проекта средней продолжительности (от 1 до 3 месяцев)
Место реализации проекта МБДОУ №5
Этапы реализации проекта
I. Подготовительный этап.
- Запуск проекта: чтение звукового письма от Лунтика, беседа;
- отбор наглядно и методического материала по теме проекта;
- изготовление дидактических игр по теме;
- подбор материала для организации совместной деятельности педагога с детьми;
- подбор материалов для творческих работ.
II. Основной этап
Основное содержание проекта
План мероприятий по реализации проекта
№ |
Наименование мероприятия |
Место проведения |
Срок проведения |
Ответственный |
1 |
Экспедиция в природу (экскурсии, целевые прогулки) |
Экскурсии, целевые прогулки |
август |
Гумарова В. М. |
2 |
Оформление «стены тревоги» |
ДОУ |
август |
Гумарова В. М. |
3 |
Экологические игры |
ДОУ |
август |
Гумарова В. М. |
4 |
«Час» экологического чтения |
ДОУ |
август |
Гумарова В. М. |
5 |
Занятия развивающего типа. 1блок «Живая и неживая природа»; 2блок - Флора «Растения»; «Деревья»; «Цветы». 3блок - Фауна «Животный мир» 4блок «Мир насекомых» 5блок «В мире все взаимосвязано»; Игра «Пищевая цепочка» 6блок Жизнь человека не Земле |
ДОУ |
сентября |
Гумарова В. М. |
6 |
Игра «нравственная дилемма». |
ДОУ |
октябрь |
Гумарова В. М. |
7 |
Природоохранные акции |
На участке детского сада |
октябрь |
Гумарова В. М. |
8 |
КТДколлективные творческие дела, поисково - исследовательская деятельность. |
ДОУ |
октябрь |
Гумарова В. М. |
III. Заключительный этап
- Письмо Лунтику о проведенной работе, с иллюстрационным материалом.
- Создание «Панорамных добрых дел»: выставляются все выполненные в ходе проекта творческие работы, фотоматериалы, рисунки, подтверждающие конкретные экологически ориентированные дела.
- Экологический праздник, посвященный Всемирному дню охраны окружающей среды.
Ресурсы
Условия |
Необходимо |
Имеется |
Источники |
Сроки |
Нормативно-правовое : 1. Закона об образовании РФ, Приказа Минобрнауки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования») , 2. Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 «Об утверждении СанПиН 2. 4. 1. 3049-13 "Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций"», 3 . Приказа Минобрнауки РФ от 30 августа 2013 года N 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования» 4. основная общеобразовательная программа «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. 5. Региональная программа образования детей дошкольного образования. Р. К. Шаехова. - РИЦ, 2012. |
Необходимо изучить |
+ + + + + |
В течении года |
|
Материально-технические: 1. Ноутбук; 2. Интерактивная доска; 3. Магнитофон. |
+ + + |
|||
Кадровые: 1. Психолог; 2. Логопед; 3. Музыкальный руководитель; 4. Инструктор по физкультуре; 5. Воспитатель по обучению татарскому языку. |
+ + + + + |
|||
Научно-методические: 1. Журналы 2. Энциклопедии |
Личная библиотека |
В течении года |
||
Информационные: 1. Стенды; 2. Конференции; 3. Бюллетени; 4. Конференции; 5. Призентации. |
+ + + |
|||
Мотивационные: 1. Самообразование; 2. Обучение на курсах; 3. Конкурсы; 4. Родительские собрания; 5. Анкетирование. |
+ + |
|||
Организационные: 1. Разработка плана мероприятия |
||||
Финансовые: 1. Призы; 2. Грамоты; 3. Газеты 4. Журналы |
Собственные средства педагога |
Ожидаемые результаты реализации проекта:
- Овладение навыками исследовательской деятельности, действиями, благотворно влияющими на окружающий мир, изменяющими его к лучшему; проявление готовности оказать помощь нуждающимся в ней людям, животным, растениям.
- Внесение личного вклада каждого участника проекта в улучшение экологического состояния планеты, благополучие Земли, самих себя, окружающей среды.
- Соблюдение норм и правил взаимодействия с окружающим.
- Проявление нравственной, экологической позиции.
Критерии эффективности проекта (методы диагностики)
Итоговые диагностические задания (мониторинг) для детей 6-7 лет (подготовительная группа) направлены на определение конечных результатов освоения детьми знаний по данному проекту.
Полученные результаты заносятся в сводную диагностическую карту.
Тест - опросник
- Что такое Земля? 1 б.
- Сколько всего планет в Солнечной системе? Назови 3 планеты. 1б.
- Кто жители планеты Земля? 1б.
- Кто появился на Земле раньше: человек или животный мир? 2б.
- Может ли так случиться, что Земля погибнет? Почему? 2б.
- Что такое природа? 1б.
- Назови не менее 5 объектов живой и неживой природы. Объясни свой выбор. 2б.
- Как ты думаешь, почему нужно охранять природу? Расскажи о своих размышлениях. 2б.
- Знаете ли вы животных основных классов (звери, птицы, насекомые, рыбы, земноводные)? 2 б.
- Умеете ли различать и называть травянистые растения, кустарники, деревья, комнатные растения? 1б.
Обработка данных.
За полный правильный ответ - 1 балл, а в вопросах - 4, 5, 7, 8, 9 - 2 балла.
Учитывается и умение детей рассуждать, обобщать, делать выводы.
Если ребенок набрал:
От 12 - 15 баллов - высокий уровень знаний («отлично»)
От 9 - 12 баллов - хороший уровень («хорошо»)
От 5 - 9 баллов - средний уровень («удовлетворительно»)
До 5 баллов низкий уровень («неудовлетворительно»)
Литература
- Белавина И. , Найденская Н. Планета - наш дом «ЛАЙДА», Москва 1995.
- Дыбина О. В. , Рахманова Н. П. , Щетинина В. В. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников/ Под ред. О. В. Дыбиной. - М. : ТЦ Сфера, 2010. - (Ребенок в мире поиска)
- Егоренков Л. И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников, Москва 2000.
- Колонина Н. В. Занятия по экологии в детском саду. Экологические проекты в детском саду, 2011.
- Узорова О, Нефедова Е. «Энциклопедия для дошкольников», 2011.
- Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ /Авт. -сост. : Л. С. Киселева, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова. - 3-е изд. , испр. и доп. - М. : АРКТИ, 2005. -96 с.
- Машкова С. В. и др. Познавательно - исследовательские занятия с детьми на экологической тропе / С. В. Машкова и др. - Волгоград: Учитель, 2011
- О. М Масленникова, А. А Филлипенко. - Волгоград: Учитель, 2011
- Николаева С. Н. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду / Под ред. С. Н. Николаевой. - Москва «Мозаика - синтез» 2010
- Николаева С. Н. Методика экологического воспитания в детском саду / С. Н. Николаева. - Москва. «Просвещение», 2000г.
- Соломнникова О. В. Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации для занятий с детьми 2-7 лет, 2011г.
- Шалаева Г. Г. «Энциклопедия дошкольника» - Москва. «Просвещение», 2000г
Аттестация педагогических работников | Консультации для воспитателей | Контроль и руководство педагогическим процессом в ДОУ | Методический кабинет старшего воспитателя | Педсоветы, Семинары в ДОУ | Передовой педагогический опыт, Образовательные проекты в ДОУ | КОП технической направленности