Методическая работа
Передовой педагогический опыт в детском саду
Сказкотерапия для детей «Духовно-нравственное обучение сказкой»
Глухова Елена Николаевна, воспитатель МБДОУ №5 г.Лениногорск РТ
«Сказки злые и добрые могут помочь воспитать ум. Сказка может дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, может помочь ребёнку узнать мир, может одарить его воображение и научить не воспринимать окружающее».
Д. Родари.
Для того чтобы помочь детям справиться с ожидающими их в жизни сложными задачами, я считаю, что необходимо позаботиться о своевременном и полноценном формировании у них речи. Это - основное условие успешного обучения. Всякая задержка в ходе развития речи затрудняет общение ребёнка с другими детьми и взрослыми, в какой-то мере исключает их из игр, занятий.
Что же следует делать для того, чтобы речь ребёнка развивалась правильно? Воспитание и обучение детей дошкольного возраста должно быть комплексным. Одним из путей создания оптимальных условий для гармоничного развития детей является совмещение общеобразовательных и коррекционных задач.
Развитие чистой речи у детей дошкольного возраста - задача большой общественной значимости, и её серьёзность должны осознавать и родители и педагоги.
По моему мнению, организация специальной совместной деятельности по развитию речи в дошкольном учреждении будет более успешной в том случае, когда у большей части детей будет достаточно развито зрительно-слуховое сосредоточение на речи, и не менее половины детей группы будут владеть активной речью.
В течение 2012-2013 учебного года, я работала над методической темой: «Духовнонравственное - обучение сказкой» в средней группе.
Актуальность данной темы связана с тем, что к сожалению, сегодня у многих детей, по результатам мониторинга, уровень речевого развития ниже положенной нормы. В силу возрастных особенностей развития, у дошкольников уровень передачи эмоциональных состояний героев недоразвит, интонирование, восприятие различных оттенков речи не соответствует возрасту.
В настоящее время изучению проблемы речевого развития дошкольников посвящается большое количество научно-исследовательских работ психологов и педагогов. Исследователи отмечают, что, постоянное совершенствование речевых навыков, овладение литературным языком являются необходимыми компонентами образованности и интеллигентности в дальнейшем.
Важными источниками развития речевого развития являются художественная литература и фольклорные произведения: сказки, былины, потешки.
Особенность сказки состоит в том, что развитие личности дошкольника происходит в гармонии, согласованности, с успешным овладением грамотной и связной речью.
Воспитательные и обучающие свойства сказки, как педагогического средства, известны с давних времен. Сказка формирует и поддерживает у детей дошкольного возраста созидательную систему ценностей человека, воспитывает, решает проблемы, успокаивает, и, являясь языком ребенка, помогает педагогам многому его научить.
Огромную роль в этом призван сыграть родной русский язык, богатство и многообразие которого отражено в русских народных сказках. А так же высший психический процесс - воображение.
К сожалению, сегодня дети воспитываются не столько на русских народных сказках, сколько на диснеевских мультфильмах. Детские психологи считает это большим упущением родителей в деле воспитания детей. Многие малыши не слышали ни о Колобке, ни о Красной Шапочке, ни о Репке, и очень жаль. Потому что дети, которым читают сказки, быстрее начинают говорить, и не просто выдают набор слов, а выражаются целыми предложениями на хорошем литературном языке. Очень многим детям родители не читают сказки.
Сказка - незаменимый инструмент формирования личности ребенка. То, что ребенок видит и слышит, является первыми опорными точками для его будущего творчества. Он накапливает материал, из которого впоследствии будет строиться его фантазия. Поэтому сказки способствуют развитию в ребенке творческого мышления и воображения.
В настоящее время нередки ошибки, когда сказка подбирается без учета возраста ребенка, рассказчик не пользуется приемами эмоционального подкрепления, что нарушает эстетическую ценность восприятия. Не менее важен и способ преподнесения сказки. Таким образом, сказка является составляющей субкультуры детей дошкольного возраста, в то же время она теряет свою значимость, т. к. теряется культура ознакомления с ней. Чтение сказки было особым ритуалом, который тщательно хранили и передавали из поколения в поколение.
Мною были поставлены такие основные цели и задачи обучения дошкольников сказкой:
Цели: организовать работу по развитию речи детей, обучению импровизации по содержанию знакомых сказок и их драматизации.
Задачи:
- Продолжать совершенствовать диалогическую форму речи.
- Развивать умение поддерживать непринуждённую беседу; связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки.
- Работать над звукопроизношением, звуковой культурой речи детей, обогащать словарь.
- Обучать детей построению полных и выразительных ответов по содержанию прочитанной сказки.
- Формировать понимание сказки на основе построения наглядной модели; умение использовать заместители при пересказе не только всей сказки, но и отдельных эпизодов;
- Воспитывать умение отличать сказочные ситуации от реальных.
Работу со сказкой я строю следующим образом:
- Чтение или рассказ самой сказки; ее обсуждение. Причем, в обсуждении ребенок должен быть уверен, что он может высказывать любое свое мнение, т. е. все, что он ни говорит не должно подвергаться осуждению.
- Рисунок наиболее значимого для ребенка отрывка;
- Драматизация, т. е. проигрывание сказки в ролях. Ребенок интуитивно выбирает для себя "исцеляющую" роль. И здесь надо отдавать роль сценариста самому ребенку, тогда проблемные моменты точно будут проиграны.
Каждый этап обсуждается, т. к. важны чувства ребенка.
Знакомство с новой сказкой в нашей группе происходит еженедельно, весь воспитательный и обучающий материал распределен на неделю. Работа проводиться в виде занятий (НОД), а также в процессе образовательной деятельности в рамка режимных моментов.
Непосредственно образовательная деятельность.
В ходе непосредственной образовательной деятельности по речевому развитию я осуществляю следующие основные виды деятельности детей:
- Слушание и запоминание сказок.
- Пересказывание сказки одним ребёнком или поочерёдно (по фразам) группой детей.
- Придумывание продолжения к известной сказке или другого конца сказки.
- Придумывание сказок (групповое или индивидуальное).
- Рисование сказок.
- Разыгрывание сказок (инсценировки, кукольный театр, музыкальные спектакли).
- Развивающие игры на основе сказочных образов и сюжетов, связанных с природой и животными. (Игра в сказку способствует активизации разных сторон речи детей: словаря, грамматического строя, диалогической и монологической речи, совершенствованию звуковой стороны речи)
Прежде чем приступить к работе над сказкой, я определяю на каком уровне находятся мои воспитанники и выбираю конкретные способы реализации материала, намечаю последовательность чтения сказок в течение года, определяемую усложнением содержания и соответствием временам года.
Во время непосредственной деятельности, я наблюдаю, как ребенок реагирует на те или иные поступки героев, для того, чтобы выявить ценностные представления, страхи; отследить позы ребенка, движения, мимику. Кроме комментариев ребенка истолковываю невербальные сигналы, чтобы выявить наиболее значимые места. Ведь духовный мир ребенка может обогащаться в том случае, если он это богатство воспитывает через чувства сопереживания, радости, гордости, через познавательный интерес.
Обращаю внимание на шутки и смех ребенка, на тревогу, на те моменты, которые вызывают особый интерес или, наоборот, не привлекли внимания ребенка, на его комментарии по ходу рассказа. Хочу отметить, что с кем из героев сказки себя идентифицировал ребенок; догадаться об этом нетрудно по личностным реакциям, то есть проявляемым эмоциям.
Я прошу ребенка рассказать любимую сказку или рассказ, или наиболее запомнившуюся. Любимая сказка, чаще всего, представляет собой грубо упрощенный жизненный сценарий и, выявив, с кем из героев - Героем или Неудачником идентифицирует себя ребенок, можно определить его "программу" на всю взрослую жизнь.
Вывод: Таким образом, в процессе планового, систематического обучения и воспитания дошкольников через сказку можно добиться положительных результатов диагностики: дети станут лучше, эмоционально - выразительнее рассказывать сказки, находить в них эпитеты, сравнивать и активно их использовать; строить развернутые ответы на вопросы по содержанию знакомой сказки и делать попытки сочинять собственные, используя наглядные модели.
Из сказки ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Сказка не только повышает познавательный интерес и мотивацию к учебной деятельности, но и побуждает ребенка анализировать, рассуждать, делать выводы.
Применение сказки в процессе обучения детей дошкольного возраста не только возможно, но и необходимо в силу эффективности этого средства обучения.
То есть, знакомство дошкольника со сказкой, разнообразные дидактические игры на ее основе, последующая инсценировка сказочного сюжета способствуют получению новых знаний, развитию прежде всего речи, а также всех психических функций и творческих способностей маленького рассказчика, художника, артиста.
Сказка-то самое зерно, которое даёт росток любви к чтению. Именно она способна разбудить в сердцах детей радость, восторг, сформировать их словарный запас, речь, обогатить их духовно и нравственно!
Библиографический список
- Алексеева М. М. . Яшина В. И. Речевое развитие дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. - М. 1999.
- Бородич А. М. Методика развития речи детей. Учебное пособие для студ. пед. ин-тов. - М. 1981.
- Выготский С. Л. Собрание сочинений. Т4. 5.
- Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи. - М. . 1961.
- Горбушина Л. А. . Николаичева А. П. Выразительное чтение и рассказывание детям дошкольного возраста. - М. : Просвещение. 1983.
- Гриценко З. А. Ты детям сказку расскажи… Методика приобщения детей к чтению. - М. : Линка-Пресс. 2003.
- Диагностика речевого развития дошкольников: Научно-метод. пособие / Под ред. О. С. Ушаковой. - М. . 1997.
- Михайлова Н. Б. Адаптированный вариант Гейдельбергского теста речевого развития детей. // Современные модели психологии речи и психолингвистики. - М. 1990.
- Павлова А. А. Диагностика и коррекция речевого развития детей. // Современные модели психологии речи и психолингвистики. - М. . 1990.
- Проблемы изучения речи дошкольника. Сб. научных трудов. посвященный памяти Ф. А. Сохина. - М. 1994.
- Программа обучения. воспитания и развития ребенка в детском саду/ Под ред. М. А. Васильевой. Т. С. Комаровой // Дошкольное воспитание. № 1-12. 2003.
- Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя детского сада/ В. И. Логинова. А. И. Максаков. М. И. Попова и др. ; Под ред. Ф. А. Сохина. - М. : Просвещение. 1984.
- Современные образовательные программы для дошкольных учреждений: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Под ред. Т. И. Ерофеевой. - М. 2002.
- Сохин Ф. А. Психолого-педагогические проблемы развития речи дошкольника //Вопросы психологии. -1989. - №3.
- Тихеева Е. И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста) - М. . 1967.
- Тихомирова И. М. Школа развивающего чтения. - Нижний Новгород. 1996.
- Умственное воспитание детей дошкольного возраста / Под ред. Н. Н. Поддьякова, Ф. А. Сохина. - М. . 1984.
- Яшина В. И. Изучение уровня речевой подготовки детей дошкольного возраста к обучению в школе. Спецкурс. Диагностика готовности детей к обучению в школе. - М. 1992.
- Русские сказки, сборник в обработке О. А. Богдановой, Ленинград, 1991.
- Сказки в обработке А. Н. Толстого. Москва, «Детская литература», 1987.
- Сказки народов мира. Сборник 12 томов. Москва - Минск, 1992.
- Л. Венгер, О. Дьяченко, К. Тарасова, М. Крулехт. дошкольное обучение: программа, направление на развитие способностей. «Дошкольное воспитания» № 9-10, 1992.
- О. Дьяченко, Н. Варенцова. Основные направления работы по программе «Развитие» для детей 2 мл. группы. Дошкольное воспитание № 2, 1994.
- О. Дьяченко, Н. Варенцова. Основные направления работы по программе «Развитие» для детей средней группы. Дошкольное воспитание № 3, 1994.
- О. Дьяченко, Н. Варенцова. Основные направления работы по программе «Развитие» для детей старшей группы. Дошкольное воспитание № 9, 1994.
- О. Дьяченко. Особенности развития воображения умственно-одаренных детей. Дошкольное воспитание. № 8, 1993.
- Л. Венгер. О чем рассказывает сказка. Дошкольное воспитание. № 5. 1994.
- А. Булычева, О. Дьяченко. Возможности образовательной работы с умственно-одаренными дошкольниками 5-7 лет. Дошкольное воспитание № 3, 1995.
- Произведения для чтения детям по программе «Радуга». Д. Хармс «Веселый старичок». Д. Харрис «Братец лис и лягушки». М. Яснов «Игры в слова» - считалки, скороговорки. Дошкольное воспитание № 8, 1994.
- Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. - Москва, 1989.
- О. М. Дьяченко, Е. Л. Агаева. Чего на свете не бывает? - Москва, 1991.
- Л. И. Успенская, М. Б. Успенский. Учитесь правильно говорить (стихи, рассказы). - Москва, 1991.
- Г. С. Швайко. Игры и игровые упражнения для развития речи. - Москва, 1988.
- Т. И. Линго. Игры, ребусы, загадки для дошкольников. (загадки из сказок, стр. 84, портреты героев сказок, стр. 154). - Ярославль, 1998.
- Е. В. Субботский. Ребенок открывает мир. Где бывает волшебство?. Стр. 89. - Москва, 1991.
- Н. Л. Вадченко, Н. В. Хаткина. Азбука и сазки, загадки и подсказки (энциклопедия для детей). - Москва, 2000.
- Л. С. Выгодский. Умственное развитие в процессе обучения. - М. ; 1935.
- Детство. Программа развития и воспитания детей в детском саду. Под ред. Т. И. Бабаевой, З. А. Михайловой, Л. М. Гурович. - СПб. : Детство - Пресс, 2003.
- О. С. Ушакова. Развитие речи и творчества дошкольников: игры, упражнения, конспекты занятий. - М. , 2001.
- Сказки, придуманные детьми. // Ребенок в детском саду. - 2002. - № 4. -с. 51.
- Е. Калунина. Воспитание сказкой. // Ребенок в детском саду. - 2002. - № 5. - с. 73.
Аттестация педагогических работников | Консультации для воспитателей | Контроль и руководство педагогическим процессом в ДОУ | Методический кабинет старшего воспитателя | Педсоветы, Семинары в ДОУ | Передовой педагогический опыт, Образовательные проекты в ДОУ | КОП технической направленности