Методическая работа
Передовой педагогический опыт в детском саду
Проект «Путешествие в мир математики»
Состав ТГ (творческой группы): Музипова С.Р. - руководитель,
Трошкина Р.Р., Русяева Е.М., Глухова Е.Н., Евсеева Е.В.,
Гайфуллина О.В., Фадеева С.В. МБДОУ №5 г. Лениногорск РТ
Актуальность.
Родителей и педагогов всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе. Один из показателей интеллектуальной готовности ребёнка к школьному обучению - уровень развития математических и коммуникативных способностей.
Среди учебных предметов, вызывающих повышенные трудности в усвоении, математика занимает повышенное место. Это обнаруживается уже в дошкольном возрасте, но особенно четко наблюдается в процессе обучения в начальной школе. Абстрактный характер математического материала, который необходимо анализировать, обобщать, делая определенные выводы, недостаточное владение математической памятью создают особые трудности в освоении математики. Содержание учебного материала по отдельным разделам программы для многих детей оказывается непосильным, а медленный темп продвижения не позволяет им полностью усваивать программу в установленные сроки.
Математика для детей имеет наиболее важное значение, в плане развития памяти, и дальнейшего восприятия математической информации. Для более эффективного внедрения математики в сознание ребенка, изучение ее должно начинаться, безусловно, в детском саду. Причем не надо бояться серьезных геометрических фигур и прочего. В этом возрасте мозг ребенка улавливает все до мелочей, и если порой малыш не все понимает, это не страшно, все равно какая-то часть учебного процесса закладывается у него в памяти, мозг начинает привыкать к новым данным. Постепенно, после повторений, ребенок с легкостью уже будет различать геометрические фигуры, научиться прибавлять и вычитать.
Очень важно в этом плане иметь правильный подход, заниматься с ребенком только в игровой форме, методом игр и подсказок, иначе строгие занятия быстро станут малышу скучным проведением времени, и он не захочет больше к этому возвращаться.
Математика - это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. Известно и то, что от эффективности математического развития ребенка в дошкольном возрасте зависит успешность обучения математике в начальной школе.
Почему же многим детям так трудно дается математика не только в начальной школе, но уже сейчас, в период подготовки к учебной деятельности? Попробуем ответить на этот вопрос и показать, почему общепринятые подходы к математической подготовке ребенка-дошкольника часто не приносят желаемых положительных результатов. В современных обучающих программах важное значение придается логической составляющей. Развитие логического мышления ребенка подразумевает формирование логических приемов мыслительной деятельности, а также умения понимать и прослеживать причинно-следственные связи явлений и умения выстраивать простейшие умозаключения на основе причинно-следственной связи. Чтобы ребёнок не испытывал трудности буквально с первых уроков и ему не пришлось учиться с нуля, уже сейчас, в дошкольный период, нужно готовить ребенка соответствующим образом.
Многие родители полагают, что главное при подготовке к школе - это познакомить ребенка с цифрами и научить его писать, считать, складывать и вычитать (на деле это обычно выливается в попытку выучить наизусть результаты сложения и вычитания в пределах 10). Однако при обучении математике по учебникам современных развивающих систем (система Л. В. Занкова, система В. В. Давыдова, система "Гармония", "Школа 2100" и др.) эти умения очень недолго выручают ребенка на уроках математики. Запас заученных знаний кончается очень быстро (через месяц-два), и несформированность собственного умения продуктивно мыслить (то есть самостоятельно выполнять указанные выше мыслительные действия на математическом содержании) очень быстро приводит к появлению "проблем с математикой". Актуальность данного вопроса натолкнула на мысль создать проект "Путешествие в мир математики" по овладению детьми старшего дошкольного возраста - умению логически мыслить, анализировать, развивать память, внимание и самое главное правильно выражать свои мысли вслух.
Тип проекта - по доминирующей в проекте деятельности: учебно-методический.
По содержанию - обучающий.
Цель проекта - создать условия для усвоения дошкольниками математических представлений, обеспечить успешное развитие способностей и мышления детей.
Задачи:
- Организовать пропедевтическую работу по подготовке детей к изучению математики.
- Активно воздействовать на всестороннее развитие детей:
- Обогащать новыми представлениями и понятиями;
- закреплять знания;
- активизировать мыслительную деятельность (умение сравнивать, обобщать, классифицировать, анализировать).
- Разработать систему занятий, включающих разнообразные игры и упражнения, направленные на развитие математических представлений, развитие способностей и мышления детей.
При реализации данного проекта "Путешествие в мир математики" важно целенаправленно способствовать:
- поднятию на новый уровень наглядно-образного мышления дошкольников;
- совершенствованию способности к зрительному восприятию различных форм;
- становлению умения ориентироваться в пространстве, во времени;
- доведению до автоматизма навыков счета в пределах первого десятка.
Практическая значимость проекта определена в трёх аспектах:
- Раскрывается один из показателей подготовки ребёнка к школьному обучению.
- Представлен систематизированный материал по развитию математических представлений, памяти, мышления, воображения, мелкой моторики кистей рук с выходом на развитие творческих способностей детей.
- Предлагается система разработок игровых упражнений и ситуаций, которые педагоги могли бы использовать в индивидуальной работе с детьми или кружковой работе.
Предполагаемый результат:
- использование в работе игровых ИКТ заданий;
- создание в каждой группе математических уголков;
- расширение математических знаний, умений и представлений при помощи мультимедиа;
- внешние продукты: разработка учебно-дидактического комплекта мультимедийных объектов.
Список литературы:
- Михайлова З. А. , Иоффе Э. Н. Математика от трех до семи: учебно-методическое пособие для воспитателей детских садов. - СПб. : Детство-пресс, 2003 г.
- «Математика - это интересно» - рабочая тетрадь.
- Учебно-дидактический комплект «Игровая математика».
- Михайлова З. А. Игровые ситуации для детей дошкольного возраста, методическое пособие для педагогов
- Санитарные правила и нормы. - М. : «Издательство ПРИОР», 2001. - 464 с.
- Горвиц Ю. М. Зачем нужны компьютеры в дошкольных учреждениях?, ж-л «Информатика и образование», №5, 1998, с. 60
Источники информации:
- dеtskiy-sаd. com
- nspоrtal. ru
- 50ds. ru
- dоshkоlniк. ru
Реализуемые мероприятия.
НОД и ОД |
СД |
Работа с родителями |
ОД ● Логические задачи математического содержания в стихах по теме: "Количество и счет" ● Игры и задания с логическими блоками. ● Веселый счет - дошкольникам. Развивающие занятия с дошкольниками - веселый счет. Презентация - игры ИКТ: «Устный счёт», «Белочка», «Счёт в пределах 10. Буратино», «Счёт в пределах 10. Весёлый ёжик», «Форма», «Геометрические фигуры», «Неравенства», «Решаем задачи» и др. Заучивание стихов: С. Маршак "Веселый счет", заучивание считалок, стихов, потешек, загадок, пальчиковых игр на закрепление счёта. Игры-аттракционы ИКТ: «Логическая математика», «Дидактические игры по математике», «Найди 10 отличий» и др. Консультации для воспитателей. ● Виды дидактических игр для ФЭМП. ● Загадки, задачи - шутки, занимательные вопросы в обучении детей. ● Занимательный материал в обучении дошкольников элементарной математике . ● «Музыка и математика». Работа с одарёнными детьми: «Игры для ума», «Игры головоломки», Компьютерные игры». Технологии развития интеллекта. |
Дидактические, пальчиковые, подвижные игры математического содержания: «Найди квадрат», «Одинаковые домики». «Мозаика», «Блоки Дьенеша», «Посчитаем, поиграем», «Прогулка по городу», «Больше-меньше», «Картотека игр на развитие восприятие цвета», «Форма и цвет», «Геометрическое лото», «Нарисуй треугольник ниткой», «Помоги кошке добраться до мышки», «Помоги мышонку», «Геометрические дорожки», «Подбери рукавички», «Поймай рыбку», «Телевизор», «Привяжи к шарам ниточку» и др. Подвижные игры с движением, математические логоритмики. |
Консультации для родителей: «Значение логических дидактических игр в умственном развитии старшего дошкольного возраста». «Роль логических дидактических игр в развитии восприятия у детей старшего дошкольного возраста». Выпуск папок - передвижек «Весёлые цифры», «Живые геометрические фигуры» и др. |
Аттестация педагогических работников | Консультации для воспитателей | Контроль и руководство педагогическим процессом в ДОУ | Методический кабинет старшего воспитателя | Педсоветы, Семинары в ДОУ | Передовой педагогический опыт, Образовательные проекты в ДОУ | КОП технической направленности