Методическая работа
Передовой педагогический опыт в детском саду
Познавательно-исследовательский проект «Русская береза»
Смекина Наталия Григорьевна, воспитатель МБДОУ
д/с №11 «Родничок» г.Кашин, Тверской области
Автор: Смекина Наталия Григорьевна, воспитатель МБДОУ д/с № 11 «Родничок» г. Кашин, Тверской области
Вид проекта: Познавательно-исследовательский
Тип проекта: групповой, долгосрочный (1 месяц).
Участники проекта: дети средней группы, родители, воспитатели, музыкальный руководитель.
Цель проекта: формировать познавательный и исследовательский интерес детей.
Задачи проекта:
- Приобщение детей к традициям русского народа, связанных с березой.
- Познакомить детей с приметами, поговорками, песнями, стихами, музыкальными произведениями и творчеством художников, связанными с березой.
- Окружить дерево (березу) на участке детского сада заботой и вниманием, развивать исследовательский интерес детей.
- Психогимнастика «Свет родных берез» (Упражнение на произвольное напряжение и расслабление мышц).
- Привлекать родителей к совместной деятельности: изготовлению пособий, поделок, рисунков и т. п.
Актуальность проекта: Мы редко обращаем внимание на деревья, которым много лет. А ведь они могут многое рассказать нам. Это целая история жизни. Данный проект позволяет изучить вместе с детьми эту историю, провести исследования, составить паспорт дерева, окружить его вниманием и заботой. А так же познакомиться с традициями русского народа, связанными с выбранным деревом, произведениями художников, поэтов, писателей и композиторов.
Форма работы: познавательные игры, способствующие реализации цели проекта, экологические экспертизы, походы, тематические встречи с интересными людьми, праздники и развлечения.
Образовательная область |
Мероприятия |
Интеграция |
Познание |
1. Беседа «Народная любимица - береза». Цель: Познакомить детей с видами берез, местами их произрастания, отличительными особенностями, и полезными свойствами. 2. Викторина «Во поле береза стояла...» Цель: Развивать познавательный интерес детей. |
Чтение художественной литературы, Художественное творчество. Социализация |
Коммуникация |
Разучивание потешек, стихов, разгадывание загадок о березе. Цель: Активизировать речь детей, способствовать развитию мышления и умению анализировать. |
Чтение художественной литературы. Художественное творчество, Социализация. |
Социализация |
Вечер встречи с мастером – краснодеревшиком Гаркушей В. Н. Цель: Приобщение детей к русским традициям и народному ремеслу. |
Художественное творчество, Труд, Познание. |
Художественное творчество |
Беседа «Русская березка». Цель: Познакомить детей с произведениями русских художников. С куртинами, где изображена береза в разные времена года. |
Чтение художественной литературы, Познание. |
Музыка |
Праздник русской березы «Нет дерева сердцу милее». Цель: Познакомить и разучить с детьми песни и стихи о березе, познакомить с традициями русского народа. Произведениями русских композиторов и поэтов-песенников о березе. |
Художественное творчество, Чтение художественной литературы, Социализация, Познание, Коммуникация. |
Здоровье |
Беседа «Какая польза от березы?» Цель: Познакомить детей с народными средствами лечения и профилактики болезней с помощью коры, листьев, сока и почек березы. |
Коммуникация, Познание, Социализация, |
Труд |
Посадка деревьев на участке детского сада. Цель: Приобщение детей к труду, воспитание уважительного отношения к природе. |
Социализация, Познание |
Физическая культура |
Психогимнастика «Свет родных берез» Цель: Познакомить детей с упражнениями на произвольное напряжение и расслабление мышц. |
Социализация, Чтение художественной литературы. |
Чтение художественной литературы |
Чтение рассказов, сказок, стихотворений о березе. Цель: Познакомить детей с русским народным творчеством, произведениями литературы современных писателей и поэтов. |
Коммуникация, Социализация |
Пояснительная записка:
Нашему детскому саду уже 27 лет. Много детей вышли из его стен за все это время. Каждый год наши воспитанники, которые покидают детский сад, сажают деревья на участке – это наша традиция. Деревьев и кустарников у нас очень много, но есть одно дерево, которое росло здесь задолго до строительства садика. Это береза. Ей уже 55 лет. Много историй она может рассказать, о многом поведать. Именно это дерево и стало нашим объектом исследования. Нами был создан паспорт дерева, где, при помощи родителей и сотрудников детского сада, был указан возраст дерева, история его посадки. Но мы с детьми пошли дальше. Нами был собран большой материал по истории березы, собраны энциклопедические материалы для детей, разработаны конспекты НОД по ИЗО, познанию и физической культуре. Мы провели встречи с людьми, которые имеют непосредственное отношение к нашей красавице – березке и организовали праздники и викторины, связанные с березой. В ходе реализации этого проекта дети средней группы не только узнали о традициях русского народа, но и познакомились с творчеством русских поэтов, писателей и художников, которые запечатлели русскую березку в своих произведениях, а так же узнали о пользе березовых почек, сока, коры и листьев. Наша красавица окружена заботой и вниманием наших воспитанников. Дети научились уважать и ценить труд людей и сами научились приносить пользу обществу. В конце проекта дети в торжественной обстановке передали свои обязанности по уходу за деревом малышам, которые перешли на наш участок.
Аттестация педагогических работников | Консультации для воспитателей | Контроль и руководство педагогическим процессом в ДОУ | Методический кабинет старшего воспитателя | Педсоветы, Семинары в ДОУ | Передовой педагогический опыт, Образовательные проекты в ДОУ | КОП технической направленности