Методическая работа
Передовой педагогический опыт в детском саду
Проект во II младшей группе «Путешествие по экологической тропинке»
Москаева И.В., воспитатель МБДОУ д/с №30 «Золотая рыбка» г.Туапсе
Паспорт проекта.
Вид проекта: познавательно-информационный с заданным результатом, групповой.
Продолжительность: среднесрочный (с 01. 04. по 01. 05).
Участники: дети второй младшей группы «Солнышко», музыкальный руководитель, родители воспитанников.
Образовательная область: познание, коммуникация.
Актуальность: экологически-грамотное отношение к природе.
Цели проекта: создание благоприятных условий на участке детского сада для экологического воспитания детей.
Задачи проекта: сформировать знания детей о деревьях (берёза, платан, сосна), воспитание любви к природе.
Предполагаемый результат: умение детей вести себя экологически правильно в природе.
Предварительная работа: наблюдения, сбор материала, беседы, чтения художественной литературы.
Участие специалистов ДОУ в осуществлении проекта: привлечение музыкального руководителя.
Работа с родителями: консультация, анкетирование.
Продукт проектной деятельности: выставка поделок из природного материала родителей с детьми, выставка рисунков «Деревья нашего детского сада», путешествие с детьми по экологической тропинке, презентация проекта.
«Изучение и наблюдение природы породило науку» Цицерон
Актуальность:
Заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям можно только в младшем возрасте. Потом поменять мировоззрение, изменить представления и взгляды человека на окружающее необычайно сложно. Именно поэтому важно своевременно развивать экологическое сознание маленькой личности.
Большинство современных детей редко общается с природой. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. В любом городе можно найти интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомых, птиц. Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности. Поэтому, детям предоставляется дополнительная возможность приобщиться к исследовательской работе, как к ведущему способу познания окружающего мира.
Вид проекта: познавательно-информационный.
Цель проекта: Создание благоприятных условий на участке детского сада для экологического воспитания детей. Знакомство с разными объектами живой природы.
Задачи:
- Развивать у детей экологические представления о растениях в природе, выделять характерные признаки.
- Формировать умение передавать свои впечатления от общения с природой в рисунках.
- Познакомить с разными объектами живой природы и показать ее взаимосвязь с окружающим миром.
- Сделать общение ребенка с природой безопасным для ребенка и самой природы.
- Формировать чувства близости к природе и сопереживанию всему живому, заботы и бережного отношения к природе.
Участники проекта:
- Воспитатель.
- Дети 2 мл. группы.
- Родители.
Предполагаемые результаты:
- Знание детьми названий деревьев и их характерных особенностей.
- Бережное отношение детей к природе. Интерес детей к объектам и явлениям природы.
Этапы создания и оформления тропинки:
- Детальное обследование территории детского сада и выделение наиболее интересных объектов.
- Составление картосхемы тропинки с нанесением маршрута и всех ее объектов.
- Выбор вместе с детьми хозяина тропы – сказочного персонажа.
- Составление паспорта всех точек тропинки.
- Составление рекомендаций по работе с детьми на каждой точке.
На экологической тропинке детского сада:
- Точка «Дерево... (платан)»
Обращается внимание на то, что дерево – лиственное растение. Особое внимание уделяется стволу дерева, его необычной окраске коры, форме листа.
- «Царство удивительных пеньков»
Здесь предоставляется возможность для психологической разгрузки и игр.
- Точка «Дерево... (сосна)»
Обращается внимание на то, что сосна – хвойное растение. Особое внимание уделяется иголкам, шишкам.
- Точка «Дерево... (береза)»
Обращается внимание на окраску ствола дерева, размер листьев.
- Точка «Кустарник... (сирень)»
Обращается внимание на то, что сирень – это кустарник. Особое внимание уделяется тому, как цветет сирень.
- Точка «Цветок... (одуванчик)»
Наблюдение и рассматривание.
- «Огород»
Посадка новых растений воспитателем с детьми, полив, уход.
- «Зеленая зона в группе»
Объектом для наблюдения являются растения уголка природы в группе. Наблюдения и уход за ними.
Продукты проекта:
Фотографии природных объектов, рисунки. Карта экологической тропинки, дидактические экологические игры, комнатные цветы, деревья и цветы на участке детского сада.
Этапы проекта:
Проект включает три основных этапа:
- 1-й - подготовительный: постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования, предварительная работа с детьми и их родителями.
- 2-й - собственно исследовательский: поиск ответов на поставленные вопросы разными способами; составление экологической тропы с изучением природных объектов;
- 3-й - обобщающий (заключительный): обобщение результатов работы в самой различной форме, их анализ, закрепление полученных знаний.
Предварительная работа:
- подбор иллюстративного материала по теме;
- подбор литературы по теме;
- подбор дидактических игр по экологии;
- оформление уголка «Мир природы» в группе;
- создание и оформление тропинки и ее карты-схемы;
- наблюдение в природе на прогулке.
Сотрудничество с семьёй:
- Анкетирование родителей по теме.
- Консультация «Экологическое воспитание детей в семье»
- Совместное творчество родителей с детьми из природного материала
Взаимодействие со специалистами:
- Разучивание хоровода «Березка»
План реализации проекта:
Виды деятельности |
Сроки |
Цель |
Форма регистрации результата |
1 |
2 |
3 |
4 |
1. Прогулка «Деревья» |
1 неделя |
Формирование знаний о деревьях, умения различать деревья по их характерным признакам |
Конспект образовательной деятельности, рисунки. |
2. Изобразительная деятельность: рисование Тема: “Желтый одуванчик” |
1 неделя |
Создание творческого продукта изобразительной деятельности |
Выставка |
3. Экскурсия «Поход в лес». |
2 неделя |
Воспитание интереса и бережного отношения к природе |
Конспект образовательной деятельности, поделки детей |
4. Собрание коллекции природного материала |
2 неделя |
Формирование желания изучать объекты живой природы |
Коллекции природного материала |
5. НОД «Комнатные растения» |
3 неделя |
Формирование навыков по уходу за растениями |
Конспект образовательной деятельности, рисунки. |
6. Изобразительная деятельность: рисование Тема: “Деревья нашего детского сада” |
3 неделя |
Создание творческого продукта изобразительной деятельности |
Выставка |
7. Настольные игры: «Времена года», «Растения и животные», «Круглый год» |
В течение месяца |
Формирование представлений детей об окружающем мире, развитие коммуникативных навыков |
Фотографии |
8. Подвижные игры: «Кто больше соберет», «Ножки, ножки», «Найди свой домик», «Ежик», «Мы с друзьями». |
В течение месяца |
Закрепление знаний о лесных обитателях |
Описание игр |
9. Домашнее задание для детей и родителей – изготовление поделок из природного материала |
4 неделя |
Содействие сотрудничеству детей и взрослых |
Выставка |
10. «Путешествие по экологической тропинке» |
4 неделя |
Повышение уровня экологических знаний, познавательной и речевой активности детей дошкольного возраста |
Конспект образовательной деятельности |
11. Дидактические игры по экологии |
В течение месяца |
Закрепление знаний об окружающем мире |
Описание игр |
12. Беседы: |
|
Закрепление знаний об окружающем мире |
Конспекты |
«Идем на экскурсию (пешая экскурсия)» | 1 неделя | ||
«Осторожно: грибы и растения на участке д/с» | 2 неделя | ||
«Правила поведения на участке д/сада во время прогулки» | 3 неделя | ||
«Насекомые - польза и вред» | 4 неделя | ||
13. Разучивание стихов: «У задумчивой березки», «Эта стройная сосна», «Грибы искать не просто», «Одуванчик». |
В течение месяца |
Чтение наизусть стихов, формирование любви к природе |
Художественное слово |
Результаты:
На территории детского сада создана экологическая тропинка. Это "экологическое пространство" позволяет проводить с дошкольниками разнообразную эколого-педагогическую работу.
На всей территории детского сада расположены цветники - учреждение для маленьких детей должно быть действительно цветущим садом. В цветникахпредставлены различные неприхотливые однолетние и многолетние растения.
В результате реализации проекта: Повысился уровень экологических знаний, познавательной и речевой активности детей дошкольного возраста.
Вывод
Таким образом, создание эколого-развивающей среды в детском саду - это непрерывный педагогический процесс, который включает в себя организацию групповых пространств, наблюдения в природе, экскурсии по экологической тропинке. Это позволяет, не покидая территории детского сада, познакомить детей с родной природой, научить бережно к ней относиться, учить ценить ее красоту и помогать ей.
Приложение (.doc)
Аттестация педагогических работников | Консультации для воспитателей | Контроль и руководство педагогическим процессом в ДОУ | Методический кабинет старшего воспитателя | Педсоветы, Семинары в ДОУ | Передовой педагогический опыт, Образовательные проекты в ДОУ | КОП технической направленности