Методическая работа
Передовой педагогический опыт в детском саду
Проект-программа по изучению истории родного города
«Мой родной город - Лениногорск»
Музипова Светлана Ривкатовна, воспитатель
1квал.категории
МБДОУ д/с №5 г.Лениногорск, РТ
Введение.
Ознакомление дошкольников с родным городом, республикой – это знакомство с историей своего народа, с культурой русского и татарского народа, его обычаями, традициями. Это одна из задач патриотического воспитания.
Знание истории своего народа, основных элементов народной культуры позволяет сохранить преемственность поколений. Связь времён и поколений обеспечивают традиции, обычаи, обряды.
Известно, что полюбить можно то, что знаешь. Если не рассказывать дошкольникам о своём городе, его истории, достопримечательностях, трудно воспитать в них чувство любви и уважения к своему народу, городу, в котором он живёт.
Надо помнить, что дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально и чувство уважения к своему народу у него проявляется в восхищении им. Именно это чувство необходимо вызывать в процессе работы по ознакомлению дошкольников с родным городом и страной.
Такие чувства не могут возникнуть после нескольких, даже очень удачных занятий. Это результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребенка.
Успеха в этой работе можно достичь только, если сам воспитатель будет знать историю жизни своего народа и любить свой народ. Он должен уметь отобрать те знания, которые будут доступны детям дошкольного возраста, то, что может вызвать у детей чувство восторга и чувство гордости.
«В воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности. Никакие уставы и программы, никакой искусственный организм заведения, как бы хитро он ни был придуман, не может заменить личности в деле воспитания». Эти слова К. Д. Ушинского в полной мере относятся к воспитанию интереса и любви к родному городу и родной стране.
Отсутствие заинтересованности у родителей в домашних условиях закреплять знания детей о жизни родного города, о его достопримечательностях, истории, её героях, настоящем и прошлом подтолкнуло к изготовлению программы «Мой родной город Лениногорск». Настоящая программа предназначена для организации воспитания детей старшего дошкольного возраста.
В процессе работы по ознакомлению детей с родным городом, нужно вызвать чувство восхищения своим городом, восторга и гордости. Материал подбирается доступный детям дошкольного возраста. Этот процесс длительный и сложный. Он не может проходить от случая к случаю. Положительного результата можно достичь только систематической работой, которая проходит вне занятий. Используются различные формы работы по ознакомлению с родным городом.
В процессе бесед, занятий о родном городе, необходимо обязательно использовать наглядный материал: репродукции картин, фотографии, слайды, различные схемы, видеоматериалы и видеоролики, опубликованные в интернете, презентации и т. д.
Даты, сообщаемые детям, необязательны для запоминания. Язык рассказа должен быть очень простым.
Рассматривая достопримечательности родного города достаточно выделить что-то главное, что отличает его от других.
Лениногорск - расположенный в живописном месте, окружённый лесами и величественными холмами с перепадами высот, население - 65 тыс. человек, также является крупным многоотраслевым промышленным, культурным и научным центром республики, входящий территориально-производственный комплекс. Город многократно удостоен звания одного из самых благоустроенных городов России. Несмотря на свой возраст, город процветает и хорошеет с каждым годом. И в этом заслуга всех жителей. Мы все разные, но нас объединяет общее стремление - сделать жизнь лучше и добрее.
Мы научим детей замечать вокруг себя то положительное, что создаётся руками людей, восхищаться этой работой, ценить и беречь то, что их окружает. Научим любить и гордиться своим городом, в котором они живут, покажем его красоту, познакомим с героическими страницами его истории. Представленный материал поможет нам интересно и творчески решить трудную и благородную задачу - воспитание юного патриота России.
Цель программы: Воспитание любви к родным местам, к малой родине, развитие толерантности старших дошкольников.
Задачи:
- Обогатить знания о достопримечательностях родного города.
- Воспитывать гордость за свой город.
- Формировать элементарные представления о полезных ископаемых и их значении в жизни человека.
- Закреплять знания о жизненно важных объектах родного города.
- Привлечение родителей к сотрудничеству с ДОУ.
- Активизация творческого потенциала родителей.
- Развитие познавательного интереса старших дошкольников к истории и культуре своего этноса.
- Пополнение словарного запаса детей старшего дошкольного возраста.
- Обеспечение благоприятного, эмоционально насыщенного положительного климата в группе и во взаимоотношениях между семьей и сотрудниками дошкольного учреждения.
- Развитие у детей эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости и творческих способностей.
- Обогатить игровой опыт старших дошкольников средствами национальных подвижных игр.
Обеспечение:
1. Методическое:
- Н. В. Алёшина Знакомство дошкольников с родным городом и страной. - М. : УЦ «Перспектива», 2011 г.
- Е. Ю. Александрова, Е. П. Гордеева, М. П. Посникова, Г. П. Попова. Система патриотического воспитания в ДОУ. – Волгоград: Учитель, 2007 г.
2. Материально - техническое:
Книги, посвященные городу Лениногорск:
- Ахтямов Л. И. , Габбасов А. А. Здравствуй, мой добрый город! Лениногорск, 1995 г.
- Бариев Р. М. , Булатов Н. Х. , Валитов Н. М. , Гулова Ф. Ф. Батырлар китабы. Книга героев. Татарское книжное изд-во, 2000 г.
- Галеев А. З. Д. Ш. Дорофеева, Н. К. Садович, Ф. И. Якушкин Там, где растут ромашки. Альметьевск, 1995 г.
- Гареев И. А. , Герасимов Ю. Л. , Гришина Л. Н. и др. Республика Татарстан. Лениногорск. Приглашение к сотрудничеству. ООО «Чебоксарская типография» г. Чебоксары, 2011 г.
- Дронова Т. , Дронов П. Мы начинаем путь. г. Наб Челны, 2005г.
- Кондрыкинская Л. А. Занятия по патриотическому воспитанию в ДОУ. – ТЦ Сфера, 2011 г.
- Мазина Н. П. Лениногорск. Казань, 1985 г.
- Рахимов З. Шугур – край сокровищ. ТОО «СТАР», 1997 г.
- Хакимов К. . Б. Они сражались за Родину: (Книга памяти) Краснодар: Изд-ль Малышев В. В. , 1997 г.
Альбомы, созданные с помощью родителей.
«С Днём Победы!»
«Профессия – нефтяник»
«Мой родной город»
«Город, в котором я живу»
«Город, вчера сегодня, завтра»
Игры.
Д/и «Собери герб»
Д/и «История города Лениногорска»
Напольная игра «Путешествие по Лениногорску»
3. Диагностико-дидактический:
- Конспекты НОД (смотри перспективное планирование).
- Творческие рассказы детей, составленные совместно с родителями, с использованием фотоматериала и рисунков детей.
Предполагаемый результат.
- Повышение уровня патриотизма старших дошкольников.
- Получение первого опыта рефлексии (самооценки).
- Творческое самовыражение воспитанников и их родителей в процессе подготовки и проведения обобщающего занятия.
- Пополнение развивающей среды группы альбомами о населенных пунктах, где проживают дети.
1 этап подготовительный.
Разработка стратегии реализации проекта.
Создание условий для самостоятельной деятельности:
Фото информация - «Достопримечательности моего города - Лениногорска».
Альбомы «Дорога от дома до детского сада», «Я здесь живу».
2 этап - основной.
Образовательные ситуации с детьми:
Чтение книг о городе Лениногорск.
Рассматривание фотографий - достопримечательности города Лениногорска.
Беседа «Мой адрес».
Напольная игра – путешествие «Путешествие по Лениногорску».
ОД «Путешествие по родному городу».
Д/и «История города Лениногорска».
Создание альбома «Дорога от дома до детского сада»
Заучивание стихотворений о своей малой родине.
Выпуск газеты и создание презентации «Их именами названы улицы города».
Сотрудничество с родителями:
Создание альбомов «Город, в котором я живу», «Город, вчера сегодня, завтра», «С Днём Победы!», «Профессия – нефтяник», «Мой родной город»
Подбор стихотворений о городе Лениногорск и разучивание их с детьми дома.
Подбор материала на тему «Их именами названы улицы города».
3 этап – заключительный.
Проведение открытого обобщающего мероприятия «День города».
Викторина - конкурс знатоков родного города в форме брейн-ринга «Мой родной город Лениногорск»
Планирование непосредственно – образовательной деятельности:
Сентябрь.
- Целевая прогулка по близлежащим улицам.
- История возникновения родного города.
- Беседа об истории возникновения родного города. Презентация.
- Рассказ – беседа о том, как давали названия улицам.
Октябрь.
- Беседа о названиях улиц родного города.
- Учреждения города.
- Беседа о городском транспорте.
- Дорожные знаки.
Ноябрь.
- Памятники родного города.
- Барельефная лепка «Достопримечательности города – Лениногорска».
- Наши права.
- День матери. Описательный рассказ «Моя мама работает...». Изготовление подарков – матерям, конкурс рисунков «Мама, мама, мамочка».
Декабрь.
- Путешествие в прошлое. (Город сегодня, город вчера).
- Архитектура родного города.
- Игра – викторина «Знаешь ли ты свой город?»
- Беседа с детьми о районе, где они живут. Д/игра «Узнай, где я нахожусь?»
Январь.
- Лениногорск – город нефтяников. Изготовление альбома.
- Барельефная лепка «Нефть - наше богатство».
- Игровое занятие. Д/игра «Букет красивых слов», "Что покажем гостям Лениногорска?"
Февраль.
- Беседа о названиях улиц города. Работа с картой.
- Посещение исторических мест города (совместно с родителями) «Вечный огонь».
- Беседа о названиях улиц. Шашин В. Д.
- Беседа о названиях улиц. Лермонтов М. Ю.
Март.
- Беседа о названиях улиц. Кошевой О. В.
- Беседа о названиях улиц. Тукай Г. М.
- Беседа о названиях улиц. Ленинградская.
- Беседа о названиях улиц. Чайковского П. И.
Апрель.
- Беседа о названиях улиц. Заварыкин И. А.
- Беседа о названиях улиц. Гафиатуллин Г. Г.
- Беседа о названиях улиц. Ленин В. И.
- Беседа о названиях улиц. Садриев С. С.
Май.
- Экскурсия на аллею – героев.
- Герои – защитники отечества (о людях – героях, защищавших наш город во время Вов).
- Экскурсии в музей нефти.
- Викторина – конкурс знатоков родного города. Брейн – ринг «Мой родной город Лениногорск».
Приложение 1.
Игра «Путешествие по родному городу»
Воспитатель предлагает детям поиграть в путешествие. Путешествовать они будут на автобусе по своему родному городу. Но в автобусе будут не только жители нашего города, но и гости, которые приехали в наш город в первый раз. Поэтому нужно выбрать экскурсоводов. Они будут рассказывать о тех местах, которые мы будем проезжать. Дети строят из стульев автобус, выбирают водителя и экскурсоводов, а остальные исполняют роли гостей города. Воспитатель напоминает гостям, чтобы они не стеснялись и задавали вопросы, если им будет что-то непонятно во время путешествия.
Дети занимают свои места в автобусе, и воспитатель во время путешествия показывает иллюстрации с изображением разных достопримечательностей города, с которыми дети уже знакомы, а экскурсоводы по очереди объясняют, где они находятся и что это такое
Гости нашего города, вы хотите что-нибудь спросить у экскурсовода?'
(Воспитатель предлагает детям сформулировать вопрос - «Кому поставлен этот Памятник - Экскурсовод Витя сейчас об этом расскажет)
Воспитатель, показывая детям иллюстрации с изображением знакомых им достопримечательностей родного города, продолжает игру.
Дидактическая игра «История города Лениногорска» (игра – лото).
Цель: Закрепить знания у детей представление об истории родного города.
Содержание игры: Играть могут 3-7 детей. Ведущий раздаёт игровые поля и показывает карточки участникам. Игроки должны полностью закрыть своё игровое поле карточками, подходящими временному отрезку.
Примечание: На каждой карточке есть надпись с названием объекта и временным отрезком. Если ребёнок ошибается, то даётся «Подсказка», которую может дать как воспитатель, так и ребёнок.
Материалы игры: Игровые поля (6 штук) с изображением видов города от его зарождения до наших дней; карточки с изображениями отдельных построек и мест, относящихся к разным временным отрезкам истории нашего города.
Ожидаемый результат: Обогатить знания о достопримечательностях родного города, воспитывать гордость за свой город.
Напольная игра «Путешествие по Лениногорску»
Цель игры: Обобщить знания детей о родном городе, в котором они живут, его особенности и достопримечательностях.
Материал: Игровое поле с маршрутом следования, кубик с числовыми фигурами от 1 до 6; фишки в виде конусов, фигур животных; картинки с достопримечательностями города с цифрой на обратной стороне, «мини энциклопедия» с краткими справками по теме игры.
Ход игры: Играть может любое количество детей. Они самостоятельно выбирают себе персонажа для отправления в путешествие. Дети по очереди бросают кубик: сколько числовых фигур выпадает, на столько делений они продвигаются вперёд. Участникам необходимо пройти весь маршрут от старта до финиша. Если фишка попадёт на голубое поле, для продвижения дальше необходимо ответить на вопрос, обозначенный номером этого поля; если фишка попадёт на оранжевое поле, то ребёнок в зависимости от ситуации передвигается вперёд или возвращается назад согласно стрелкам, указывающим путь.
Примечание: Если ребёнок не знает ответа на вопрос «синего поля» - пропускает ход, идущий следом за ним ребёнок при попадании на данное игровое поле должен дать правильный ответ или более развёрнутый ответ, т. е. какую-либо историческую справку. Если ребята не знают точного ответа, они могут воспользоваться подсказкой «мини – энциклопедии».
Приложение 2.
Барельефная лепка, выполненная детьми на тему: «Нефть - наше богатство».
Барельефная лепка, выполненная детьми на тему: «Достопримечательности города – Лениногорска».
Аттестация педагогических работников | Консультации для воспитателей | Контроль и руководство педагогическим процессом в ДОУ | Методический кабинет старшего воспитателя | Педсоветы, Семинары в ДОУ | Передовой педагогический опыт, Образовательные проекты в ДОУ | КОП технической направленности