Дошкольный возраст, Воспитание дошкольников

DoshVozrast.RU

Сайт для детского сада, для воспитателей детских садов и родителей

Методическая работа

Передовой педагогический опыт в детском саду

Управленческий проект «...И мы сохраним тебя - русская речь,
великое русское слово!»

Суслова Тамара Михайловна, заместитель заведующего
МБОУ д/с №34 г. Лысьва Пермский край

«Разработка системы и поиск эффективных методов и приемов по повышению педагогического мастерства в вопросах речевого развития дошкольников».

Проект рассчитан на один год, по количеству участников: педагоги ДОУ, специалисты ЦГБ, ППМС-центра, актриса драматического театра, родители, дети.

Проект будет реализован в три этапа: подготовительный, основной, (практический) и заключительный. На первом этапе реализации проекта специалисты ДОУ и воспитатели дошкольных групп проведут анализ ситуации и аудит программы «Детство», сопоставляя требования программы к ФГТ.

По итогам первого этапа будет сделана корректировка второго – практического (основного этапа), разработаны система перспективного планирования и цикл конспектов образовательной области «Коммуникация» (речевое развитие) и презентация проектов, которые могут быть востребованы педагогами других детских садов.

На заключительном этапе будет проведён анализ реализации проекта через анкетирование педагогов и родителей, диагностику знаний, умений и навыков детей. Результаты реализации проекта будут представлены через показ открытых мероприятий в рамках проекта на городском уровне и размещении методических материалов на сайте ДОУ№34.

Руководитель и разработчик проекта: З/З по ВМР Т. М Суслова.

Координатор: Заведующая МБДОУ Н. В. Чудинова.

Краткое описание проекта:

Реализацияданного проекта направлена на самосовершенствование и творческую самореализацию педагогов, осуществляющих инновационную деятельность, посредством проведения методических мероприятий по повышению профессионального мастерства в вопросах речевого развития дошкольников. Правильно организованные, разнообразные по форме методические мероприятия должны обеспечить необходимую базу для успешного профессионального становления и развития педагогов, участвующих в инновационной деятельности. Важным в профессиональном развитии и становлении специалиста дошкольного учреждения считаю: информационное обеспечение его деятельности (консультации, участие в работе семинаров, практикумов, методических объединений) и психолого-педагогическую поддержку (организация ситуации успеха, поддержка и оценка успешной деятельности, в том числе и материальное поощрение; постоянная помощь в тех пределах, в которых он нуждается).

Практическая значимость данного проекта видится в широком использовании разработанной системы работы с педагогами по повышению уровня профессионального развития, мастерства воспитателей детского сада

Актуальность

В современном обществе все более важным становится вопрос повышения уровня квалификации и профессиональной грамотности педагогов дошкольных учреждений, работающих в инновационном режиме. Большое внимание уделяется психологическим факторам, как кадровой политики в целом, так и конкретно личностным качествам педагога, его собственным знаниям в области педагогики, психологии. А для педагога, работающего в инновационном режиме по проблеме речевого развития детей, необходимы знания и умения в области логопедии и многих частных методик.

От личности воспитателя дошкольного учреждения, его педагогического мастерства и от выбранного им стиля зависят и мотивация детей, и их отношение к окружающему миру, к себе, к имеющимся недостаткам развития, к будущему обучению в школе.

Важность работы над обозначенной проблемой состоит в том, что только профессиональная деятельность и развитие способствуют возникновению мотивации к творчеству, успеху в деятельности. Педагог, развиваясь профессионально, содействует становлению успешной личности ребенка. Главной задачей развития связной речи ребёнка в данном возрасте является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности:

  • пересказ литературных произведений;
  • составление описательных рассказов о предметах, объектах и явлениях природы;
  • создание разных видов творческих рассказов, освоение форм речи-рассуждения (объяснительная речь, речь-доказательство, речь-планирование);
  • сочинение рассказов по картине, и серии сюжетных картинок.

Диагностика детей в умении составлять рассказы по картине и серии сюжетных картинок показала, что при списочном составе в 21 человек:

7 чел. - имеют низкий уровень умений по данному виду речевой деятельности (дети затрудняются в установлении связей, поэтому допускают содержательные и смысловые ошибки в рассказах; при рассказывании всегда требуют помощи взрослого; повторяют рассказы сверстников; словарный запас беден).

10 чел. - средний уровень (в рассказах дети допускают логические ошибки, но сами их исправляют при помощи взрослых и сверстников; словарный запас достаточно широкий).

И лишь 4 человека владеет теми умениями, которые соответствуют высокому уровню (ребёнок самостоятелен в придумывании рассказов, не повторяет рассказов других детей; имеет широкий словарный запас).

Проблема

Коллектив МБДОУ давно работает над проблемой речевого развития дошкольников, и педагоги всегда старались добросовестно готовиться к занятиям, организовывать совместную деятельность с детьми по составлению рассказов по картине и серии сюжетных картинок. Но те пособия, которые были рекомендованы к использованию воспитателям, перестали отвечать современным взглядам и требованиям к проведению занятий по данным видам рассказывания.

Известно, что процесс развития речи у детей протекает под руководством взрослого. Но при этом эффективность педагогического воздействия зависит от активности ребёнка в условиях речевой деятельности. Необходимо вести целенаправленную систематическую работу по обучению рассказыванию с использованием на занятиях более эффективных, целесообразных, интересных, занимательных для детей методических, приёмов, средств, которые могут способствовать появлению интереса у воспитанников к данному виду речевой деятельности. Необходимо внести изменения в практику деятельности педагога, переосмыслить цели и задачи, формы организации образовательного процесса.

Авторы программы "Детство", по которой мы работаем уже 7-ой год, также предлагают серию занятий по обучению составления рассказов по картине. Но эти занятия, на наш взгляд, написаны по прежним образцам: имеют ту же, структуру, те же, требования, что и занятия Гербовой и Ушаковой. Поменялись только названия картин и их содержание. Дети уже с первых минут теряют интерес к предстоящей деятельности, т. к. это трудоёмкая, серьёзная, продолжительная по времени работа, требующая от детей навыков и умений.

Цель проекта:

Разработка системы и поиск эффективных методов и приемов по повышению педагогического мастерства в вопросах речевого развития дошкольников, обогащение педагогического опыта и взаимодействия с родителями.

Задачи:

С детьми:

  • Повысить эффективность работы по формированию умений и навыков детей в составлении рассказов по картине и сюжетным картинкам (с использованием схем и моделей).
  • Организовать дополнительную работу с детьми, направленную на формирование интереса к родному языку, его истории, культуре, традициям через установление связей с социумом (музей АК ЛМЗ).

С педагогами:

  • Разработать и апробировать систему перспективного планирования образовательной работы по области "Коммуникация" (речевое развитие).
  • Разработать и апробировать цикл конспектов образовательных занятий и мероприятий по обучению составления рассказов по картине и сюжетным картинкам, с использованием схем и моделей

С родителями:

Создать условия для активного участия родителей в совместной с детьми речевой и продуктивной деятельности.

Миссия – повышение качества образования в целом, повышение имиджа среди ДОУ.

Возможные риски:

1. Пассивность педагогов в использовании развивающих возможностей современных педагогических технологий.

Пути выхода:

  • Организация конкурсов: конспектов занятий, сценариев, сочинений, выставок.
  • Взаимопросмотры занятий .
  • Разработка диагностического материала, системы планирования.
  • Создание инициативной группы педагогов.
  • Стимулирование педагогов.
  • Защита проектов на педагогическом совете.

2. Недостаточная заинтересованность родителей в совместной деятельности и включение в педагогический процесс МБДОУ.

Пути выхода:

  • Организация конкурсов и выставок совместных работ по речевому развитию: (конкурс сочинений, детских поздравлений и пожеланий к праздникам, самодельных книжек и т. д.).
  • Диспуты и развлечения на тему: «Говорим правильно».
  • Вовлечение родителей в познавательный процесс по сбору информации к конкурсу «Продолжите пословицу».

Продукт проекта:

  • педагогические проекты по данной образовательной области.
  • система планирования познавательно-речевой деятельности
  • Обновление и пополнение речевой развивающей среды.

Предполагаемый результат:

  • Повышение педагогического мастерства воспитателей МДОУ.
  • Повышение творческого потенциала и уровня методической готовности педагогов к инновационной деятельности.
  • Накопление научно-практического материала, технологий воспитания и обучения детей в речевом развитии дошкольников.
  • Привлечение родителей воспитанников к проблемам воспитания и обучения детей дошкольного возраста посредством личной включенности в образовательный процесс МБДОУ.

Критерии результативности проекта:

Оценка эффективности методической работы МБДОУ по следующим критериям:

  1. Системность.
  2. Дифференциация.
  3. Этапность.

Планирование ресурсного обеспечения проекта.

1) Кадровые:

  • создание творческой группы педагогов, в составе которой будут 6 воспитателей дошкольных групп и 2 специалиста, заместитель заведующего по ВМР. Из них: 7 педагогов – с первой категорией, 1 – со второй категорией. Стаж работы у 80 % педагогов более 20 лет. Уровень профессионализма достаточно высокий;
  • привлечение консультантов из ППМС - центра, актрисы ЛДТ.

2) Научно-методические:

  • подбор печатных теоретических материалов по развитию речевой и познавательной деятельности - образовательная область «Коммуникация»;
  • методическое сопровождение проектной деятельности;
  • разработка системы планирования, методических материалов (конспекты, сценарии, картотека схем и моделей, и т. п.);
  • самообразование педагогов, курсовая подготовка 30 % педагогов.

3) Организационные:

  • организация работы творческой группы по реализации этапов проекта;
  • разработка Положения о смотре-конкурсе «Книжка – малышка;
  • определение критериев эффективности реализации проекта, повышения профессионализма педагогов в организации познавательно - речевой деятельности.

4) Информационные:

  • использование возможностей Интернета в поиске информации, адресов опыта;
  • консультации и семинары по педагогическому проектированию;
  • знакомство родителей с проблемой на общем собрании;
  • создание банка методических материалов.

5) Мотивационные:

  • разработка системы материального стимулирования педагогов-участников проекта;
  • организация смотра-конкурса «Книжка - малышка»
  • накопление и обобщение педагогического опыта;
  • повышение категорий у педагогов.

6) Материально-технические:

  • подключение Интернета в МБДОУ, создание сайта МБДОУ;
  • размещение информации и методических материалов на сайте МБДОУ и ЦНМО;
  • оформление фото коллажа (с выставки), презентаций по результатам реализации проекта.

7) Финансовые:

  • материальное поощрение педагогов по результатам смотра-конкурса;
  • финансирование курсовой подготовки;
  • оплата услуг Интернета;
  • приобретение методических материалов по области «Коммуникация» (речевое развитие);
  • привлечение спонсорских средств родителей и других заинтересованных лиц.

План реализации проекта:

1-ый этап - Подготовительный

Сроки

Содержание

Ответственные

Май-июнь

Анализ ситуации по области «Коммуникация» (речевое развитие – данные диагностики на конец учебного года).

Педагоги, заместитель заведующего.

Июньиюль

Изучение ФГТ в области «Коммуникация» (речевое развитие) - аудит программы «Детство»

Педагоги, заместитель заведующего.

Июль-август

Подбор психолого-педагогической литературы по данной проблеме, пополнение картотеки.

заместитель заведующего.

Август-сентябрь

Разработка системы перспективного планирования по образовательной области "Коммуникация» (речевое развитие).

заместитель заведующего

Сентябрь-октябрь

Разработка и апробация цикла конспектов образовательных занятий и мероприятий по обучению составления рассказов по картине и сюжетным картинкам. Корректировка схем и моделей.

Педагоги.

Творческая группа.

Октябрь

Консультация: на тему: «Основные принципы построения развивающей речевой среды».

Специалист ППМС-центра.

Октябрьноябрь

Семинар-практикум «Игровые технологии в развитии речи дошкольников» с использованием методов активизации педагогов.

Актриса ЛДТ им. Савина. Тихомирова С. Н.

Ноябрь

Сообщение из опыта работы с показом мероприятия «Организация образовательной речевой деятельности с детьми».

Воспитатель подготовит. гр.

Декабрь

Разработка критериев конкурсов: «Педагогический проект», «Книжка-малышка».

Члены ТГ.

Январь.

Анализ реализации подготовительного этапа проекта. Корректировка второго – практического (основного) этапа проекта.

заместитель заведующего, члены ТГ.

2ой этап Основной.

Январь-февраль

Диагностика речевого развития детей.

заместитель заведующего

Февральмарт

Беседы о родном языке, экскурсия в ЦГБ (читальный зал), музей АК ЛМЗ.

Педагоги, заместитель заведующего.

Март.

Совместное с родителями, детьми и педагогами изготовление и пополнение схем, моделей.

Педагоги.

Март

Выбор направления по созданию «Уголка книги» в группах ДОУ.

Педагоги, дети.

Мартапрель

Творческие работы детей (ИЗО, рукоделие) по теме: «Как я учу говорить правильно свою любимую куклу».

Педагоги, дети.

 

Взаимодействие с родителями:

 

В течение всего периода.

Анкетирование родителей.

Групповые родительские собрания.

Папки-передвижки с материалами по чтению в домашнем кругу.

Организация совместной деятельности родителей с детьми по изготовлению творческих работ, сочинений о домашних питомцах, детских книжек-малышек.

заместитель заведующего, педагоги.

3–й этап Заключительный.

Организация работы творческой группы педагогов

Апрель-май.

Презентация пед. проектов по речевому развитию дошкольников для педагогов других ДОУ.

Заместитель заведующего, педагоги.

Апрель-май.

Создание пакета методических материалов по разработке перспективного планирования по области «Коммуникация» (речевое развитие).

Заместитель заведующего, члены ТГ.

Май.

Показ открытых мероприятий для педагогов детских садов города.

Заместитель заведующего, педагоги ДОУ.

Май.

Анкетирование педагогов для определения уровня повышения компетентности.

Заместитель заведующего.

Июнь.

Анализ реализации педагогических проектов и проекта в целом, итоговый педагогический совет.

Заместитель заведующего, заведующий.

проходит на протяжении всего времени внедрения проекта.

В методическом кабинете один раз в месяц обновляется информация на стенде «Педагогический вестник», в рубрике «Резюме», где педагоги рассказывают о себе, о своих приоритетах в работе, делятся своими практическими наработками. Разрабатываются и пополняются картотека и видеотека с методическими разработками для распространения опыта педагогов.

Заместитель заведующего.

Управление проектом:

Руководитель проекта – заместитель заведующего по ВМР

Координатор проекта – заведующий МБДОУ «Детский сад № 34»

Консультанты – специалисты ППМС-центра, ЦГБ, музейные работники. Исполнители проекта – педагоги и специалисты МБДОУ.

Финансовое обеспечение реализации проекта.

Приобретаемый ресурс (товар либо услуга).

Стоимость

Количество

Источники финансирования (бюджетные, внебюджетные)

Оплата канала выхода в Интернет (из бюджета)

650р.

12 месяцев.

7.8 т.р.

Премия за участие в смотре-конкурсе мини-проектов (из стимулирующего фонда).

2 т.р.

1 раз. (1-е место-2т. р. , 2-е место-1. 5т. р. ,3-е место1т. р.

4.5 т.р.

Приобретение папок и файлов для оформления проекта (бюджет)

6папок по 50р; 1пачка файлов по 70р.

1 раз

370р.

Пачка бумаги для печатания конспектов, пед. проектов (бюджет)

2 пачка по 250р.

1 раз

500р.

Стимулирование педагогов в процессе реализации проекта: промежуточный этап, заключительный этап

8 педагогов

В среднем 800 руб. в квартал на 1чел.

6.4 т.р.

Оплата услуг специалистов ППМС-центра, актрисы ЛДТ.

3 чел.

1 т.р.

3 т.р.

Итого

   

22 т. 820 р.

Перспективы распространения результатов проекта.

  • Презентация педагогических проектов на городском уровне.
  • Показ открытых мероприятий в рамках проектной деятельности для педагогов детских садов города.
  • Размещение методических материалов на сайте МБДОУ, ЦНМО.
  • Описание опыта работы и выступление на городском и краевом уровне (конференции, педагогические чтения и т. п.)

Литература:

  • Т. И. Бабаева, О. В. Акулова, М. В. Крулехт Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Детство».
  • В. И. Логинова, О. Н. Сомкова «Развиваем речь детей».
  • М. М. Аллексеева, В. И. Яшина «Методика развития речи и обучения родному языку дошкольника».