Методическая работа
Передовой педагогический опыт в детском саду
Управленческий проект «...И мы сохраним тебя - русская речь,
великое русское слово!»
Суслова Тамара Михайловна, заместитель заведующего
МБОУ д/с №34 г. Лысьва Пермский край
«Разработка системы и поиск эффективных методов и приемов по повышению педагогического мастерства в вопросах речевого развития дошкольников».
Проект рассчитан на один год, по количеству участников: педагоги ДОУ, специалисты ЦГБ, ППМС-центра, актриса драматического театра, родители, дети.
Проект будет реализован в три этапа: подготовительный, основной, (практический) и заключительный. На первом этапе реализации проекта специалисты ДОУ и воспитатели дошкольных групп проведут анализ ситуации и аудит программы «Детство», сопоставляя требования программы к ФГТ.
По итогам первого этапа будет сделана корректировка второго – практического (основного этапа), разработаны система перспективного планирования и цикл конспектов образовательной области «Коммуникация» (речевое развитие) и презентация проектов, которые могут быть востребованы педагогами других детских садов.
На заключительном этапе будет проведён анализ реализации проекта через анкетирование педагогов и родителей, диагностику знаний, умений и навыков детей. Результаты реализации проекта будут представлены через показ открытых мероприятий в рамках проекта на городском уровне и размещении методических материалов на сайте ДОУ№34.
Руководитель и разработчик проекта: З/З по ВМР Т. М Суслова.
Координатор: Заведующая МБДОУ Н. В. Чудинова.
Краткое описание проекта:
Реализацияданного проекта направлена на самосовершенствование и творческую самореализацию педагогов, осуществляющих инновационную деятельность, посредством проведения методических мероприятий по повышению профессионального мастерства в вопросах речевого развития дошкольников. Правильно организованные, разнообразные по форме методические мероприятия должны обеспечить необходимую базу для успешного профессионального становления и развития педагогов, участвующих в инновационной деятельности. Важным в профессиональном развитии и становлении специалиста дошкольного учреждения считаю: информационное обеспечение его деятельности (консультации, участие в работе семинаров, практикумов, методических объединений) и психолого-педагогическую поддержку (организация ситуации успеха, поддержка и оценка успешной деятельности, в том числе и материальное поощрение; постоянная помощь в тех пределах, в которых он нуждается).
Практическая значимость данного проекта видится в широком использовании разработанной системы работы с педагогами по повышению уровня профессионального развития, мастерства воспитателей детского сада
Актуальность
В современном обществе все более важным становится вопрос повышения уровня квалификации и профессиональной грамотности педагогов дошкольных учреждений, работающих в инновационном режиме. Большое внимание уделяется психологическим факторам, как кадровой политики в целом, так и конкретно личностным качествам педагога, его собственным знаниям в области педагогики, психологии. А для педагога, работающего в инновационном режиме по проблеме речевого развития детей, необходимы знания и умения в области логопедии и многих частных методик.
От личности воспитателя дошкольного учреждения, его педагогического мастерства и от выбранного им стиля зависят и мотивация детей, и их отношение к окружающему миру, к себе, к имеющимся недостаткам развития, к будущему обучению в школе.
Важность работы над обозначенной проблемой состоит в том, что только профессиональная деятельность и развитие способствуют возникновению мотивации к творчеству, успеху в деятельности. Педагог, развиваясь профессионально, содействует становлению успешной личности ребенка. Главной задачей развития связной речи ребёнка в данном возрасте является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности:
- пересказ литературных произведений;
- составление описательных рассказов о предметах, объектах и явлениях природы;
- создание разных видов творческих рассказов, освоение форм речи-рассуждения (объяснительная речь, речь-доказательство, речь-планирование);
- сочинение рассказов по картине, и серии сюжетных картинок.
Диагностика детей в умении составлять рассказы по картине и серии сюжетных картинок показала, что при списочном составе в 21 человек:
7 чел. - имеют низкий уровень умений по данному виду речевой деятельности (дети затрудняются в установлении связей, поэтому допускают содержательные и смысловые ошибки в рассказах; при рассказывании всегда требуют помощи взрослого; повторяют рассказы сверстников; словарный запас беден).
10 чел. - средний уровень (в рассказах дети допускают логические ошибки, но сами их исправляют при помощи взрослых и сверстников; словарный запас достаточно широкий).
И лишь 4 человека владеет теми умениями, которые соответствуют высокому уровню (ребёнок самостоятелен в придумывании рассказов, не повторяет рассказов других детей; имеет широкий словарный запас).
Проблема
Коллектив МБДОУ давно работает над проблемой речевого развития дошкольников, и педагоги всегда старались добросовестно готовиться к занятиям, организовывать совместную деятельность с детьми по составлению рассказов по картине и серии сюжетных картинок. Но те пособия, которые были рекомендованы к использованию воспитателям, перестали отвечать современным взглядам и требованиям к проведению занятий по данным видам рассказывания.
Известно, что процесс развития речи у детей протекает под руководством взрослого. Но при этом эффективность педагогического воздействия зависит от активности ребёнка в условиях речевой деятельности. Необходимо вести целенаправленную систематическую работу по обучению рассказыванию с использованием на занятиях более эффективных, целесообразных, интересных, занимательных для детей методических, приёмов, средств, которые могут способствовать появлению интереса у воспитанников к данному виду речевой деятельности. Необходимо внести изменения в практику деятельности педагога, переосмыслить цели и задачи, формы организации образовательного процесса.
Авторы программы "Детство", по которой мы работаем уже 7-ой год, также предлагают серию занятий по обучению составления рассказов по картине. Но эти занятия, на наш взгляд, написаны по прежним образцам: имеют ту же, структуру, те же, требования, что и занятия Гербовой и Ушаковой. Поменялись только названия картин и их содержание. Дети уже с первых минут теряют интерес к предстоящей деятельности, т. к. это трудоёмкая, серьёзная, продолжительная по времени работа, требующая от детей навыков и умений.
Цель проекта:
Разработка системы и поиск эффективных методов и приемов по повышению педагогического мастерства в вопросах речевого развития дошкольников, обогащение педагогического опыта и взаимодействия с родителями.
Задачи:
С детьми:
- Повысить эффективность работы по формированию умений и навыков детей в составлении рассказов по картине и сюжетным картинкам (с использованием схем и моделей).
- Организовать дополнительную работу с детьми, направленную на формирование интереса к родному языку, его истории, культуре, традициям через установление связей с социумом (музей АК ЛМЗ).
С педагогами:
- Разработать и апробировать систему перспективного планирования образовательной работы по области "Коммуникация" (речевое развитие).
- Разработать и апробировать цикл конспектов образовательных занятий и мероприятий по обучению составления рассказов по картине и сюжетным картинкам, с использованием схем и моделей
С родителями:
Создать условия для активного участия родителей в совместной с детьми речевой и продуктивной деятельности.
Миссия – повышение качества образования в целом, повышение имиджа среди ДОУ.
Возможные риски:
1. Пассивность педагогов в использовании развивающих возможностей современных педагогических технологий.
Пути выхода:
- Организация конкурсов: конспектов занятий, сценариев, сочинений, выставок.
- Взаимопросмотры занятий .
- Разработка диагностического материала, системы планирования.
- Создание инициативной группы педагогов.
- Стимулирование педагогов.
- Защита проектов на педагогическом совете.
2. Недостаточная заинтересованность родителей в совместной деятельности и включение в педагогический процесс МБДОУ.
Пути выхода:
- Организация конкурсов и выставок совместных работ по речевому развитию: (конкурс сочинений, детских поздравлений и пожеланий к праздникам, самодельных книжек и т. д.).
- Диспуты и развлечения на тему: «Говорим правильно».
- Вовлечение родителей в познавательный процесс по сбору информации к конкурсу «Продолжите пословицу».
Продукт проекта:
- педагогические проекты по данной образовательной области.
- система планирования познавательно-речевой деятельности
- Обновление и пополнение речевой развивающей среды.
Предполагаемый результат:
- Повышение педагогического мастерства воспитателей МДОУ.
- Повышение творческого потенциала и уровня методической готовности педагогов к инновационной деятельности.
- Накопление научно-практического материала, технологий воспитания и обучения детей в речевом развитии дошкольников.
- Привлечение родителей воспитанников к проблемам воспитания и обучения детей дошкольного возраста посредством личной включенности в образовательный процесс МБДОУ.
Критерии результативности проекта:
Оценка эффективности методической работы МБДОУ по следующим критериям:
- Системность.
- Дифференциация.
- Этапность.
Планирование ресурсного обеспечения проекта.
1) Кадровые:
- создание творческой группы педагогов, в составе которой будут 6 воспитателей дошкольных групп и 2 специалиста, заместитель заведующего по ВМР. Из них: 7 педагогов – с первой категорией, 1 – со второй категорией. Стаж работы у 80 % педагогов более 20 лет. Уровень профессионализма достаточно высокий;
- привлечение консультантов из ППМС - центра, актрисы ЛДТ.
2) Научно-методические:
- подбор печатных теоретических материалов по развитию речевой и познавательной деятельности - образовательная область «Коммуникация»;
- методическое сопровождение проектной деятельности;
- разработка системы планирования, методических материалов (конспекты, сценарии, картотека схем и моделей, и т. п.);
- самообразование педагогов, курсовая подготовка 30 % педагогов.
3) Организационные:
- организация работы творческой группы по реализации этапов проекта;
- разработка Положения о смотре-конкурсе «Книжка – малышка;
- определение критериев эффективности реализации проекта, повышения профессионализма педагогов в организации познавательно - речевой деятельности.
4) Информационные:
- использование возможностей Интернета в поиске информации, адресов опыта;
- консультации и семинары по педагогическому проектированию;
- знакомство родителей с проблемой на общем собрании;
- создание банка методических материалов.
5) Мотивационные:
- разработка системы материального стимулирования педагогов-участников проекта;
- организация смотра-конкурса «Книжка - малышка»
- накопление и обобщение педагогического опыта;
- повышение категорий у педагогов.
6) Материально-технические:
- подключение Интернета в МБДОУ, создание сайта МБДОУ;
- размещение информации и методических материалов на сайте МБДОУ и ЦНМО;
- оформление фото коллажа (с выставки), презентаций по результатам реализации проекта.
7) Финансовые:
- материальное поощрение педагогов по результатам смотра-конкурса;
- финансирование курсовой подготовки;
- оплата услуг Интернета;
- приобретение методических материалов по области «Коммуникация» (речевое развитие);
- привлечение спонсорских средств родителей и других заинтересованных лиц.
План реализации проекта:
1-ый этап - Подготовительный
Сроки |
Содержание |
Ответственные |
Май-июнь |
Анализ ситуации по области «Коммуникация» (речевое развитие – данные диагностики на конец учебного года). |
Педагоги, заместитель заведующего. |
Июньиюль |
Изучение ФГТ в области «Коммуникация» (речевое развитие) - аудит программы «Детство» |
Педагоги, заместитель заведующего. |
Июль-август |
Подбор психолого-педагогической литературы по данной проблеме, пополнение картотеки. |
заместитель заведующего. |
Август-сентябрь |
Разработка системы перспективного планирования по образовательной области "Коммуникация» (речевое развитие). |
заместитель заведующего |
Сентябрь-октябрь |
Разработка и апробация цикла конспектов образовательных занятий и мероприятий по обучению составления рассказов по картине и сюжетным картинкам. Корректировка схем и моделей. |
Педагоги. Творческая группа. |
Октябрь |
Консультация: на тему: «Основные принципы построения развивающей речевой среды». |
Специалист ППМС-центра. |
Октябрьноябрь |
Семинар-практикум «Игровые технологии в развитии речи дошкольников» с использованием методов активизации педагогов. |
Актриса ЛДТ им. Савина. Тихомирова С. Н. |
Ноябрь |
Сообщение из опыта работы с показом мероприятия «Организация образовательной речевой деятельности с детьми». |
Воспитатель подготовит. гр. |
Декабрь |
Разработка критериев конкурсов: «Педагогический проект», «Книжка-малышка». |
Члены ТГ. |
Январь. |
Анализ реализации подготовительного этапа проекта. Корректировка второго – практического (основного) этапа проекта. |
заместитель заведующего, члены ТГ. |
2ой этап Основной.
Январь-февраль |
Диагностика речевого развития детей. |
заместитель заведующего |
Февральмарт |
Беседы о родном языке, экскурсия в ЦГБ (читальный зал), музей АК ЛМЗ. |
Педагоги, заместитель заведующего. |
Март. |
Совместное с родителями, детьми и педагогами изготовление и пополнение схем, моделей. |
Педагоги. |
Март |
Выбор направления по созданию «Уголка книги» в группах ДОУ. |
Педагоги, дети. |
Мартапрель |
Творческие работы детей (ИЗО, рукоделие) по теме: «Как я учу говорить правильно свою любимую куклу». |
Педагоги, дети. |
Взаимодействие с родителями: |
||
В течение всего периода. |
Анкетирование родителей. Групповые родительские собрания. Папки-передвижки с материалами по чтению в домашнем кругу. Организация совместной деятельности родителей с детьми по изготовлению творческих работ, сочинений о домашних питомцах, детских книжек-малышек. |
заместитель заведующего, педагоги. |
3–й этап Заключительный.
Организация работы творческой группы педагогов
Апрель-май. |
Презентация пед. проектов по речевому развитию дошкольников для педагогов других ДОУ. |
Заместитель заведующего, педагоги. |
Апрель-май. |
Создание пакета методических материалов по разработке перспективного планирования по области «Коммуникация» (речевое развитие). |
Заместитель заведующего, члены ТГ. |
Май. |
Показ открытых мероприятий для педагогов детских садов города. |
Заместитель заведующего, педагоги ДОУ. |
Май. |
Анкетирование педагогов для определения уровня повышения компетентности. |
Заместитель заведующего. |
Июнь. |
Анализ реализации педагогических проектов и проекта в целом, итоговый педагогический совет. |
Заместитель заведующего, заведующий. |
проходит на протяжении всего времени внедрения проекта. |
В методическом кабинете один раз в месяц обновляется информация на стенде «Педагогический вестник», в рубрике «Резюме», где педагоги рассказывают о себе, о своих приоритетах в работе, делятся своими практическими наработками. Разрабатываются и пополняются картотека и видеотека с методическими разработками для распространения опыта педагогов. |
Заместитель заведующего. |
Управление проектом:
Руководитель проекта – заместитель заведующего по ВМР
Координатор проекта – заведующий МБДОУ «Детский сад № 34»
Консультанты – специалисты ППМС-центра, ЦГБ, музейные работники. Исполнители проекта – педагоги и специалисты МБДОУ.
Финансовое обеспечение реализации проекта.
Приобретаемый ресурс (товар либо услуга). |
Стоимость |
Количество |
Источники финансирования (бюджетные, внебюджетные) |
Оплата канала выхода в Интернет (из бюджета) |
650р. |
12 месяцев. |
7.8 т.р. |
Премия за участие в смотре-конкурсе мини-проектов (из стимулирующего фонда). |
2 т.р. |
1 раз. (1-е место-2т. р. , 2-е место-1. 5т. р. ,3-е место1т. р. |
4.5 т.р. |
Приобретение папок и файлов для оформления проекта (бюджет) |
6папок по 50р; 1пачка файлов по 70р. |
1 раз |
370р. |
Пачка бумаги для печатания конспектов, пед. проектов (бюджет) |
2 пачка по 250р. |
1 раз |
500р. |
Стимулирование педагогов в процессе реализации проекта: промежуточный этап, заключительный этап |
8 педагогов |
В среднем 800 руб. в квартал на 1чел. |
6.4 т.р. |
Оплата услуг специалистов ППМС-центра, актрисы ЛДТ. |
3 чел. |
1 т.р. |
3 т.р. |
Итого |
22 т. 820 р. |
Перспективы распространения результатов проекта.
- Презентация педагогических проектов на городском уровне.
- Показ открытых мероприятий в рамках проектной деятельности для педагогов детских садов города.
- Размещение методических материалов на сайте МБДОУ, ЦНМО.
- Описание опыта работы и выступление на городском и краевом уровне (конференции, педагогические чтения и т. п.)
Литература:
- Т. И. Бабаева, О. В. Акулова, М. В. Крулехт Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Детство».
- В. И. Логинова, О. Н. Сомкова «Развиваем речь детей».
- М. М. Аллексеева, В. И. Яшина «Методика развития речи и обучения родному языку дошкольника».
Аттестация педагогических работников | Консультации для воспитателей | Контроль и руководство педагогическим процессом в ДОУ | Методический кабинет старшего воспитателя | Педсоветы, Семинары в ДОУ | Передовой педагогический опыт, Образовательные проекты в ДОУ | КОП технической направленности