Дошкольный возраст, Воспитание дошкольников

DoshVozrast.RU

Сайт для детского сада, для воспитателей детских садов и родителей

Методическая работа

Передовой педагогический опыт в детском саду

«Инновационные подходы и авторские разработки по профилактике ДДТТ»

Иванова Надежда Владимировна, воспитатель
МБДОУ Д/с №54 «Искорка» г. Набережные Челны

Актуальность профилактики ДДТТ: у детей дошкольного возраста отсутствует защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Их жажда знаний, желание постоянно открывать что-то новое часто ставит ребенка перед реальными опасностями, в частности на улицах, на дороге. Поэтому уже в детском саду необходимо изучать с детьми правила дорожного движения и формировать у них навыки осознанного безопасного поведения на улице большого города. Всвязи с этим я разработала Перспективный план по обучению детей подготовительной группы правилам безопасного поведения на дорогах, а также составила диагностику уровня знаний детей по ПДД, чтобы оценить результативность знаний и умений детей.

Цель: формирование у детей навыков осознанного безопасного поведения на улице города.

Задачи: - усвоение дошкольниками первоначальных знаний о правилах безопасного поведения на улице; - формирование у детей качественно новых двигательных навыков и бдительного восприятия окружающей обстановки. Ребенок должен не только правильно двигаться в соответствии с полученным сигналом или ориентируясь на взрослого, но и уметь координировать свои движения с движениями других людей и перемещением транспорта; - развитие у детей способности к предвидению возможной опасности в конкретной меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения.

Перспективный план по обучению детей подготовительной группы правилам безопасного поведения на дорогах.

Месяц

Тема

Обучающие цели и задачи

Связь с другими видами деятельности

Сентябрь

История ПДД.

Познакомить детей с историей правил дорожного движения. Объяснить, почему необходимо их выполнять.

Беседа об Истории ПДД, познавательная игра «Эволюция транспорта», рисование «Древний транспорт»

Октябрь

Правила дорожного движения.

Расширить знания детей о правилах поведения на улице, уточнить назначение «островка безопасности»; закрепить умение детей применять полученные знания о правилах дорожного движения в играх, инсценировках.

Беседа о правилах безопасного поведения на дорогах; сюжетно дид. игра «Нам на улице не страшно»; д/и «Веселый жезл»

Ноябрь

Берегись автомобиля.

Уточнить представления детей о правилах поведения на улицах города, закреплять знания о правилах дорожного движения, о сигналах светофора, о том что люди ходят по тротуарам. Продолжать воспитывать внимательность, умение ориентироваться при переходе улицы.

П/и «Светофор»; д/и «Угадай транспорт»; рисование «Улица города»; аппликация «Разноцветные автомобили»

Декабрь

Мы – пешеходы и пассажиры.

Закрепить у детей знание правил дорожного движения; учить адекватно реагировать на дорожные ситуации и прогнозировать свое поведение в тех или иных обстоятельствах; воспитывать у детей внимание, сосредоточенность.

Беседы на темы: «Как вести себя в общественном транспорте?», с/р игры «Автобус», «Пешеходы»; рисование по замыслу «Мы едем, едем, едем…»

Январь

Знаки дорожные помни всегда.

Учить детей различать дорожные знаки по цветовой гамме и форме, формировать систему знаний о дорожных знаках, которые предупреждают пешеходов и водителей об опасности; развивать познавательные интересы, умение применять усвоенные правила дорожного движения в различных игровых ситуациях; воспитывать у детей дисциплинированность, организованность.

Д/и «Подумай, отгадай», «Играй, да смекай»; лепка «Дорожный знак «Телефон» (пластилинография); настольнопечатная игра «Дорожные знаки»

Февраль

Пешеходный переход

Закрепить знания детей о правилах движения пешеходов, о пешеходном переходе; познакомить с наземным, надземным, подземным пешеходным переходом; сформировать представление о светофоре для пешеходов, продолжить работу с макетом пешеходного перехода через дорогу с двусторонним движением.

Заучивание наизусть стихотворения «Светофор»; рисование по замыслу «Пешеходный переход»; д/и «Собери знаки»

Март

Путешествие по городу дорожных знаков

Систематизировать знания детей о правилах дорожного движения, о дорожных знаках; уточнить и закрепить о правилах поведения на улице, в общественном транспорте, о различных видах транспорта; развивать внимание, мышление, память, ориентацию в окружающей обстановке; воспитывать культуру поведения на улице, в общественном месте, развивать чувство взаимопомощи.

Д/игра «Дорожные знаки, С/р игра «Автобус», Чтение Стихотворений о дорожных знаках (Т. Ф. Сафиуллина «Три сигнала светофора» стр. 95-98)

Апрель

Правила и безопасность дорожного движения.

Учить соблюдать правила дорожного движения; закреплять знания о правилах дорожного движения, о работе светофора; расширять представления о дорожных знаках и их назначении; воспитывать ответственность за свою безопасность и жизнь других людей.

П/и «Светофор», «Пешеходы и водители», лепка «Дорога опасна, с ней не шути» (коллективная работа)

Май

Экскурсия на перекресток.

Расширять знания детей об улицах города, о большом движении на них; закрепить навыки поведения на улице, знания о дорожных знаках, светофоре, о их значении; формировать у детей наблюдательность, осторожность на дороге.

Коллективная аппликация «На нашей улице», п/и «Пешеходы и водители»

Диагностика уровня знаний детей по ПДД

(на основании литературыСаулина Т. Ф. Три сигнала светофора. Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения. М. : Мозаика-Синтез, 2009; Обучение детей дошкольного возраста правилам безопасного поведения на дорогах. Казань, 2008).

Цель: определить уровень развития знаний и умений, усваиваемые детьми по правилам дорожного движения в подготовительной группе.

Критерии для проведения диагностики:

  1. Знаки сервиса включают в себя (больница, телефон, аптека)
  2. В специальный транспорт входит… (скорая, пожарная, милиция)
  3. В понятие транспорт входит… (машина, автобус, велосипед, трактор)
  4. Общественный транспорт включает в себя (автобус, трамвай, такси)
  5. У машины есть (руль, колеса, педаль, фары)
  6. Пешеход имеет право (переходить дорогу, идти по тротуару)
  7. Дорожные знаки делятся на (предупреждающие, запрещающие, указательные, разрешающие)
  8. Светофор состоит из цветов (зеленый, желтый, красный)
  • Низкий уровень: 1б. - 1слово.
  • Средний уровень: 2б. - 2слова.
  • Высокий уровень: 3б. - 3 и более слов.

Таблица проведения диагностики.

Ф. И. ребенка

1

2

3

4

5

6

7

8

итого

   

Н г

К г

Н г

К г

Н г

К г

Н г

К г

Н г

К г

Н г

К г

Н г

К г

Н г

К г

Н г

К г

1

2

3

                                     
 

Всего обследовано детей

                                   
 

Высокий уровень

                                   
 

Средний уровень

                                   
 

Низкий уровень

                                   

Перспективный план по работе с родителями.

Месяц

Работа с родителями

Сентябрь

Консультация «Дорожная азбука»

Октябрь

Консультация «Внимание! Дорога!»

Ноябрь

Консультация «Правила безопасного поведения на дорогах»

Декабрь

«Как вести себя в общественном транспорте»

Январь

Анкетирование: «Знает ли ваш ребенок ПДД?»

Февраль

Родительское собрание «Безопасность детей на улицах города»

Март

Открытое занятие «По городу дорожных знаков»

Апрель

Анкетирование родителей: «Я и мой ребенок на улице»

Май

Памятка родителям по обучению детей безопасному поведению на дороге.