Методическая работа
Передовой педагогический опыт в детском саду
«Инновационные подходы и авторские разработки по профилактике ДДТТ»
Иванова Надежда Владимировна, воспитатель
МБДОУ Д/с №54 «Искорка» г. Набережные Челны
Актуальность профилактики ДДТТ: у детей дошкольного возраста отсутствует защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Их жажда знаний, желание постоянно открывать что-то новое часто ставит ребенка перед реальными опасностями, в частности на улицах, на дороге. Поэтому уже в детском саду необходимо изучать с детьми правила дорожного движения и формировать у них навыки осознанного безопасного поведения на улице большого города. Всвязи с этим я разработала Перспективный план по обучению детей подготовительной группы правилам безопасного поведения на дорогах, а также составила диагностику уровня знаний детей по ПДД, чтобы оценить результативность знаний и умений детей.
Цель: формирование у детей навыков осознанного безопасного поведения на улице города.
Задачи: - усвоение дошкольниками первоначальных знаний о правилах безопасного поведения на улице; - формирование у детей качественно новых двигательных навыков и бдительного восприятия окружающей обстановки. Ребенок должен не только правильно двигаться в соответствии с полученным сигналом или ориентируясь на взрослого, но и уметь координировать свои движения с движениями других людей и перемещением транспорта; - развитие у детей способности к предвидению возможной опасности в конкретной меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения.
Перспективный план по обучению детей подготовительной группы правилам безопасного поведения на дорогах.
Месяц |
Тема |
Обучающие цели и задачи |
Связь с другими видами деятельности |
Сентябрь |
История ПДД. |
Познакомить детей с историей правил дорожного движения. Объяснить, почему необходимо их выполнять. |
Беседа об Истории ПДД, познавательная игра «Эволюция транспорта», рисование «Древний транспорт» |
Октябрь |
Правила дорожного движения. |
Расширить знания детей о правилах поведения на улице, уточнить назначение «островка безопасности»; закрепить умение детей применять полученные знания о правилах дорожного движения в играх, инсценировках. |
Беседа о правилах безопасного поведения на дорогах; сюжетно дид. игра «Нам на улице не страшно»; д/и «Веселый жезл» |
Ноябрь |
Берегись автомобиля. |
Уточнить представления детей о правилах поведения на улицах города, закреплять знания о правилах дорожного движения, о сигналах светофора, о том что люди ходят по тротуарам. Продолжать воспитывать внимательность, умение ориентироваться при переходе улицы. |
П/и «Светофор»; д/и «Угадай транспорт»; рисование «Улица города»; аппликация «Разноцветные автомобили» |
Декабрь |
Мы – пешеходы и пассажиры. |
Закрепить у детей знание правил дорожного движения; учить адекватно реагировать на дорожные ситуации и прогнозировать свое поведение в тех или иных обстоятельствах; воспитывать у детей внимание, сосредоточенность. |
Беседы на темы: «Как вести себя в общественном транспорте?», с/р игры «Автобус», «Пешеходы»; рисование по замыслу «Мы едем, едем, едем…» |
Январь |
Знаки дорожные помни всегда. |
Учить детей различать дорожные знаки по цветовой гамме и форме, формировать систему знаний о дорожных знаках, которые предупреждают пешеходов и водителей об опасности; развивать познавательные интересы, умение применять усвоенные правила дорожного движения в различных игровых ситуациях; воспитывать у детей дисциплинированность, организованность. |
Д/и «Подумай, отгадай», «Играй, да смекай»; лепка «Дорожный знак «Телефон» (пластилинография); настольнопечатная игра «Дорожные знаки» |
Февраль |
Пешеходный переход |
Закрепить знания детей о правилах движения пешеходов, о пешеходном переходе; познакомить с наземным, надземным, подземным пешеходным переходом; сформировать представление о светофоре для пешеходов, продолжить работу с макетом пешеходного перехода через дорогу с двусторонним движением. |
Заучивание наизусть стихотворения «Светофор»; рисование по замыслу «Пешеходный переход»; д/и «Собери знаки» |
Март |
Путешествие по городу дорожных знаков |
Систематизировать знания детей о правилах дорожного движения, о дорожных знаках; уточнить и закрепить о правилах поведения на улице, в общественном транспорте, о различных видах транспорта; развивать внимание, мышление, память, ориентацию в окружающей обстановке; воспитывать культуру поведения на улице, в общественном месте, развивать чувство взаимопомощи. |
Д/игра «Дорожные знаки, С/р игра «Автобус», Чтение Стихотворений о дорожных знаках (Т. Ф. Сафиуллина «Три сигнала светофора» стр. 95-98) |
Апрель |
Правила и безопасность дорожного движения. |
Учить соблюдать правила дорожного движения; закреплять знания о правилах дорожного движения, о работе светофора; расширять представления о дорожных знаках и их назначении; воспитывать ответственность за свою безопасность и жизнь других людей. |
П/и «Светофор», «Пешеходы и водители», лепка «Дорога опасна, с ней не шути» (коллективная работа) |
Май |
Экскурсия на перекресток. |
Расширять знания детей об улицах города, о большом движении на них; закрепить навыки поведения на улице, знания о дорожных знаках, светофоре, о их значении; формировать у детей наблюдательность, осторожность на дороге. |
Коллективная аппликация «На нашей улице», п/и «Пешеходы и водители» |
Диагностика уровня знаний детей по ПДД
(на основании литературыСаулина Т. Ф. Три сигнала светофора. Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения. М. : Мозаика-Синтез, 2009; Обучение детей дошкольного возраста правилам безопасного поведения на дорогах. Казань, 2008).
Цель: определить уровень развития знаний и умений, усваиваемые детьми по правилам дорожного движения в подготовительной группе.
Критерии для проведения диагностики:
- Знаки сервиса включают в себя (больница, телефон, аптека)
- В специальный транспорт входит… (скорая, пожарная, милиция)
- В понятие транспорт входит… (машина, автобус, велосипед, трактор)
- Общественный транспорт включает в себя (автобус, трамвай, такси)
- У машины есть (руль, колеса, педаль, фары)
- Пешеход имеет право (переходить дорогу, идти по тротуару)
- Дорожные знаки делятся на (предупреждающие, запрещающие, указательные, разрешающие)
- Светофор состоит из цветов (зеленый, желтый, красный)
- Низкий уровень: 1б. - 1слово.
- Средний уровень: 2б. - 2слова.
- Высокий уровень: 3б. - 3 и более слов.
Таблица проведения диагностики.
№ |
Ф. И. ребенка |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
итого |
||||||||||
Н г |
К г |
Н г |
К г |
Н г |
К г |
Н г |
К г |
Н г |
К г |
Н г |
К г |
Н г |
К г |
Н г |
К г |
Н г |
К г |
|||
1 2 3 |
||||||||||||||||||||
Всего обследовано детей |
||||||||||||||||||||
Высокий уровень |
||||||||||||||||||||
Средний уровень |
||||||||||||||||||||
Низкий уровень |
Перспективный план по работе с родителями.
Месяц |
Работа с родителями |
Сентябрь |
Консультация «Дорожная азбука» |
Октябрь |
Консультация «Внимание! Дорога!» |
Ноябрь |
Консультация «Правила безопасного поведения на дорогах» |
Декабрь |
«Как вести себя в общественном транспорте» |
Январь |
Анкетирование: «Знает ли ваш ребенок ПДД?» |
Февраль |
Родительское собрание «Безопасность детей на улицах города» |
Март |
Открытое занятие «По городу дорожных знаков» |
Апрель |
Анкетирование родителей: «Я и мой ребенок на улице» |
Май |
Памятка родителям по обучению детей безопасному поведению на дороге. |
Аттестация педагогических работников | Консультации для воспитателей | Контроль и руководство педагогическим процессом в ДОУ | Методический кабинет старшего воспитателя | Педсоветы, Семинары в ДОУ | Передовой педагогический опыт, Образовательные проекты в ДОУ | КОП технической направленности