Дошкольный возраст, Воспитание дошкольников

DoshVozrast.RU

Сайт для детского сада, для воспитателей детских садов и родителей

Методическая работа

Передовой педагогический опыт в детском саду

«Инновационные методы работы с родителями в ДОУ»

Минаева Анна Александровна, воспитатель Д/С №30 «Золотая рыбка» г.Туапсе

В законе от 1995 года «об образовании» говориться:

- «Закон обязывает педагогов и родителей стать не только неравнодушными, но и равноответственными участниками образовательного процесса».

В Федеральном законе «об утверждении федеральной программы развития образования от 2010 говориться следующее:

- «обязывать работников дошкольного образования развивать формы взаимодействия с семьями воспитанников, так как система образования должна быть ориентирована не только на задания со стороны государства, но и на общественно - образовательный спрос на реальные потребности образовательных услуг»

Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования от 23. 11. 2009 года Приказом Министерства образования и науки РФ, были утверждены Минюстом России от 08. 02. 2010 года Федеральные Государственные Требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Ф. Г. Т.)

Документ ориентирует на взаимодействие с родителями, родители должны участвовать в реализации программы, чтоб не упускать важнейший период в развитии личности ребенка, а не просто наблюдателями.

В наше время, когда большинство семей озабоченно решением проблем экономического, а порой физического воспитания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личности развития ребенка. Родители, не владея в достаточной мере знаниями возрастных индивидуальных особенностей развития ребенка, которой осуществляют воспитание вслепую, по старинке, интуитивно. Все это, как правило, не приносит позитивных результатов.

В статье 18 РФ говориться:

- «Родители являются первыми педагогами, они обязаны заложить первые основы физического, нравственного, интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте.

Семья и Детский Сад - два общественных института, которые стоят у источников нашего будущего, но зачастую. Не всегда хватает взаимопонимания и терпения между родителями и педагогами, хотеться, чтоб родители услышали воспитателя и поняли друг друга.

Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что д/с - место, где просто присматривают за их детьми. И от этого мы педагоги испытываем большие трудности в общении с родителями. Как сложно порой бывает достучаться до Мам и Пап.

Бывает нелегко объяснить родителям, что ребенка нужно не только накормить и красиво одеть, но и общаться с ним, учить его думать, размышлять, сопереживать.

Как изменить такое положение?

Как заинтересовать родителей в совместной работе?

Поэтому в 2012 году набирая группу малышей, я сразу продумала работу с родителями по новому, по современному, используя инновационные методы.

В далеком 1988 году я писала дипломную работу на тему «Взаимодействия детского сада с семьей».

Думала это интересно и актуально, вот прошло почти 25 лет, но и сегодня актуальность не только не уменьшилась, но даже стала еще острее.

По вовлечению родителей в совместную деятельность ДОУ я веду по четырем направлениям:

- информационно-аналитическое

- познавательное

- наглядно - информационное или мастер класс

- досуговая или по-современному «семейная ассамблея»

Коротко о каждом направлении:

1. Информационно-аналитическое: Работу с родителями я начала с анкетирования. Родительский курс - на основе этих анкет я получила реальную картину семей и развития каждого ребенка, выработала тактику своего общения с каждым из родителей. Анкета «Наш детский сад 2012» - которая лучше помогла мне ориентироваться в педагогических потребностях семьи их возможных предложениях по улучшению работы д/с, следующим шагом в знакомстве с родителями было посещение им д/с и «Будьте, как дома», так как взрослые часто проявляют робость, неуверенность, осторожность - стремилась к тому, чтобы родителями раскрылись и доверились мне, для создания новой большой семьи - под названием «Второй Дом наших детей».

Позднее я выделила для себя качественные показатели определённых семей их инициативность, ответственность, отношение мам и пап к совместной, новой для них деятельности.

Анкетирование и общение с родителями позволили мне выделить следующие группы родителей:

- Родители - лидеры: идут на любой контакт, с удовольствием участвуют в воспитательном - образовательном процессе, они видят ценность любой работы детского учреждения.

- Родителя - исполнители: они принимают участие при условии значимой мотивации, выслушав, задавая вопросы.

- Родители наблюдатели (к счастью таких мало) мягко говоря равнодушные к работе д/с, живущие по принципу «меня воспитывали так же».

2. Познавательное - обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей дошкольного возраста.

В моей группе созданы условия для тренинга, в этом мне помогают педагог - психолог, заведующая д/с, методист, муз. руководитель. Тренинги в наше время приобретают все большую популярность.

Для скоординированной работы ДОУ и родителей поставила перед собой следующие задачи:

- установление доверительных отношений с родителями.

- вовлечение семьи в единое образовательное пространство.

- активизировать и обогащать воспитательные умения родителей.

- работа в тесном контакте с семьями воспитанников.

- поощрение родителей

Для этого использую следующие формы и методы работы:

- общие и групповые собрания,

- занятия с привлечением родителей,

- дни посещения,

- работа с родительским комитетом,

- совместное создание предметно-развивающей среды,

- совместное оформление альбомов, газет, фотовыставок «Наша дружная семья»

- утро, вечер - открытых дверей,

- телефон доверия

Продолжая налаживать тесный контакт с родителями, первое собрание на тему «Будем знакомы» я повела в нетрадиционной форме вместе с малышами, под музыку с играми. Втрое собрание было в деловой форме, но главной линией звучала тема «благодарим родителей за содружество с д/с»:

- «Папы, мамы - молодцы!

Во всем помогают, белят, красят и поют

В классики играют!»

Родители активизировались, научились взаимодействовать друг с другом.

3. Наглядно - информационное или мастер класс:

- родительские уголки,

- вернувшиеся папки передвижки,

- семейно - групповой альбом «жили-были»,

- фотовыставка к праздникам,

- эмоциональный уголок «Я такой смешной...», «Поляна Ромашек»...

Форма работы через «Родительские уголки» традиционна, для того чтобы она стала действенной я предложила родителям самим вести две рубрики: - «Что говорят малыш дома», и «Носики - курносики» - где родителя делятся друг с другом событиями и полезными советами.

4. Досуговая или по современному «семейная ассамблея»: - развитие культуры взаимопониманий.

Так как группа у нас очень молодая, поэтому я решила создать клубы по интересам:

- «Клуб молодых бабушек»,

- «Моя любимая семья»,

- сейчас у нас очень активно идет подготовка к новогоднему утреннику, это естественно елка, подарки, хороводы, кроме этого родители предложили организовать «семейный театр» и поставит сказку для малышей, с приготовлением атрибутов.

Я убеждена, что праздник в д/с - это радость, веселье, торжество не только для детей, но я для их родителей.

В современных условиях д/с трудно обойтись без поддержки родителей, а именно поэтому у нас в группе многое сделано руками мам и пап наших воспитанников, это и пособия для занятий, и одежда для кукол, вязанные коврики и дорожки, много игрушек соответствующих раннему возрасту.

На сегодняшний день могу смело сказать, что у нас родилась большая дружная семья, а у меня сложилась определенная система в работе с родителями используя все выше сказанное, мои родители от наблюдателей с тали участникам и созидателями!

Стали проявлять искренний интерес к жизни группы, научились выражать восхищение результатами своей и детской деятельности.

В заключении хочу повториться:

Семья и Детский сад два воспитательных феномена, каждый из которых по своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают те условия, которые нужны для вхождения маленького человека в большой мир.

Взаимоотношения родителей и ДОУ редко возникают сразу. Это длительный процесс, долгий и кровопролитный. Хочется верить, что мне это удастся, я не останавливаюсь на достигнутом ищу новые пути и сохраняю наработанное.

Ведь у нас одна цель - воспитание будущих созидателей жизни.

Верю, что мои, наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать своих близких и родных.

Спасибо за внимание.