Дошкольный возраст, Воспитание дошкольников

DoshVozrast.RU

Сайт для детского сада, для воспитателей детских садов и родителей

Методическая работа

Передовой педагогический опыт в детском саду

Опыт работы по созданию условий
для сохранения психо-эмоционального здоровья
детей старшего дошкольного возраста

Клюева Н.А., воспитатель д/с №63 г.Ангарск Иркутская область

Уважаемые коллеги! Хочется представить вам свой опыт работы по созданию условий для сохранения психо - эмоционального здоровья детей старшего дошкольного возраста.

Для этой цели мною в группе был создан «Уголок уединения», чтобы помочь детям сохранить и укрепить психическое здоровье, а также помочь коллегам успешно осуществлять коррекционно-образовательную работу с детьми.

«Уголок уединения» в группе - это место, где ребёнок ощущает себя в полной безопасности, здесь он может побыть наедине с собой, успокоиться и расслабиться, поиграть с любимым предметом или игрушкой, рассмотреть интересную книгу или просто помечтать.

Уголок уединения в детском саду необходим, ведь он обеспечивает возможность уединения ребенка во время длительного пребывания среди большого числа сверстников. Это важный момент, позволяющий предупредить чрезмерное возбуждение ребенка, ведущее к утомлению его нервной системы. Эффективность преобразования группового пространства и взаимодействие с ним, значительно усиливаются, если в этом процессе принимают участие сами дети. В этом случае можно избежать существующей проблемы «недоступности» различного оборудования и игрушек, а также их бессодержательного массового использования, несоответствующего возрастным и психологическим особенностям детей.

Так как места в групповой комнате не очень много, то наш уголок уютно разместился в игровой комнате и выполняет разные игровые функции.

Это и сам «Уголок уединения» (Приложение № 1)

Цель которого создать условия для отдыха, уединения детей, релаксации и самостоятельных игр в течение дня, необходимых для выражения переживаемых детьми стрессовых ситуаций, например, утреннего расставания с родителями, привыкания к новому режимному моменту и т. п. В этом случае я использую:

  • Мягкий диванчик, удобные кресла, полупрозрачная ширма;
  • Так же может использоваться Мобильный «Домик-трансформер» - он дает возможность уединиться ребенку в случае необходимости от «шумного» окружения сверстников, восстановить психическое и эмоциональное состояние/равновесие;
  • Подушки - «думки», подушки - «плакушки», мягкие игрушки разных размеров (Приложение № 2)- обняв такую подушечку или игрушку, ребенок может поделиться с ней своим настроением;
  • Альбом с семейными фотографиями воспитанников - в любой момент ребенок может его открыть и мысленно оказаться рядом со своими близкими людьми, почувствовать их любовь, дающую чувство уверенности и защищенности в окружающем мире;
  • Телефон, по которому малыш «звонит» маме или папе поделиться чем-то сокровенным и т. д.
  • Любимая вещь мамы - ребёнок может найти среди разных вещей мамину любимую и мысленно оказаться рядом с ней, прижаться, успокоиться.
  • Островок радости - дети раскладывают на ткань по своему вкусу и усмотрению различные цветы, речку, домик и многое другое. Это занимательное упражнение поможет ребёнку избавиться от плохого настроения. (Приложение № 3)
  • Дидактические игры «Собери бусы» и «Собери букет» берут на себя функцию умиротворения. Создание красивых вещей для мамы поможет ребёнку быть в гармонии с собой.

Так же эта зона может быть и «Уголком настроения» цель которого: Способствовать обогащению эмоциональной сферы, дать понятие о разделении положительных и отрицательных эмоций, учить распознавать свои собственные эмоции и чувства, помогающие им адекватно реагировать на настроение сверстника или взрослого. В этом случае я использую:

  • Различные дидактические игры по изучению эмоциональных состояний.

Д/ игра «Чувства и эмоции»

Д/ игра «Как поступают друзья»

Д/ игра «Угадай эмоцию»

Д/ игра «Найди друзей»

Д/ игра «События и эмоции»

Д/ игра «Мои чувства»

Д/ игра «Эмоции в сказках»

Каждая игра подбирается в зависимости от ситуации. Если я вижу, что ребёнок чувствует себя некомфортно, то сначала пытаюсь мягко выяснить причину его состояния. И только потом, предлагаю ребёнку поиграть в ту или иную игру. Также у нас в группе подобраны различные картинки, изображающие чувства и эмоции («Чувства и эмоции» и «Определи эмоцию»)

В зависимости от состояния детей наш уголок может быть и «Уголком гнева»

Его цель: дать возможность детям в приемлемой форме освободиться от переполняющего их гнева, раздражения и напряжения. В таких ситуациях дети могут использовать:

  • «Коврик злости» - самодельный коврик, на котором дети могут потоптаться;
  • Коробочка гнева и раздражения «Спрячь всё плохое» - темного цвета коробочка, куда дети выбрасывают всю свою «злость и обиду» (сжав предварительно кулачки и собрав в них все, что накопилось «нехорошего»);
  • Коробочка «Попробуй порви» - дети мнут или рвут листы бумаги различной фактуры.
  • «Подушка-колотушка», стаканчики «Для крика», «Шар настроения», «Волшебные бутылочки», пластилин, который дети мнут и могут вылепить, что угодно. Всё это, при умелом использовании педагогами, поможет детям нормализовать свою эмоциональную сферу и быть успешными в коллективе. (Приложение № 4).

Так же мною была изготовлена коробочка «Давай помиримся», цель которой налаживать отношения между сверстниками и устранять конфликтные ситуации. Также подобрана картотека весёлых мирилок. (Приложение № 5)

Весь этот материал, атрибуты, игры не могут одновременно находиться в уголке уединения. Я периодично меняю атрибутику, дополняю соответствующими играми, всем необходимым материалом.

Ребёнок может самостоятельно проявить желание побыть в уголке уединения, а так же и при помощи взрослого. Когда я вижу, что ребёнок себя некомфортно чувствует, то предлагаю ему посидеть в тишине, раздражённого, агрессивного ребёнка к уголку уединения подведу постепенно, предварительно сняв состояние напряжения.

Это легко сделать с помощью следующих упражнений: «Обзывалки овощами» и «Спрячь всё плохое».

Таким образом, уголок уединения помогает ребёнку и взрослому справиться с рядом проблем.

В завершении мне хотелось бы пожелать всем детям эмоционального благополучия в семье и в стенах детского сада, а коллегам - творческих успехов в нашем общем деле!

Спасибо за внимание!

Приложения