Дошкольный возраст, Воспитание дошкольников

DoshVozrast.RU

Сайт для детского сада, для воспитателей детских садов и родителей

Методическая работа

Передовой педагогический опыт в детском саду

Рабочая учебная программа по разделу
«Изобразительная деятельность»
(старший дошкольный возраст с ЗПР)

Арнаутова Людмила Викторовна,
Учитель-дефектолог МБДОУ д/с №20
«Дельфин» г. Саяногорск

Пояснительная записка

Современная специальная психология и педагогика в поиске эффективных средств коррекции все больше ориентируется на использование искусства в процессе воспитания и обучения детей с нарушениями в развитии.

На важную роль искусства в коррекционной работе указывали представители зарубежной педагогики Э. Сеген, Ж. Демор, О. Декроли, а также отечественные ученые Л. С. Выготский, А. И. Граборов, Е. А. Екжанова, Т. С. Комарова и др. Они утверждают, что художественная деятельность детей обеспечивает их сенсорное развитие, формирует мотивационно-потребностную сторону их продуктивной деятельности, способствует развитию восприятия, произвольного внимания, воображения, речи, мелкой моторики, руки, коммуникации.

Исследования в области художественной педагогики показывают, что искусство позволяет ребенку с нарушениями в развитии ощутить мир во всем его многообразии и через художественные виды деятельности научиться его преобразовывать.

Коррекционные возможности изо деятельности по отношению к ребенку с нарушениями связаны, прежде всего, с тем, что она является источником новых позитивных переживаний ребенка, рождает новые креативные потребности и способы их удовлетворения, развивают познавательные процессы. А активация потенциальных возможностей в практической художественной деятельности - это и есть реализация социально-педагогической функции искусства.

Участие ребенка с нарушениями в изобразительной деятельности со сверстниками и взрослыми расширяет его социальный опыт, учит взаимодействию в совместной деятельности, обеспечивает коррекцию нарушений.

Коррекционно-развивающие возможности изо деятельности связаны с предоставлением ребенку с нарушениями практически неограниченных возможностей для самовыражения и самореализации, как в процессе творчества, так и в его продуктах, утверждением и познанием своего «Я». Интерес к результатам творчества ребенка со стороны окружающих, принятие ими поделок и рисунков повышает самооценку, самопознание.

В последние годы использование изобразительной деятельности все больше включается в коррекционно-развивающий педагогический процесс в специальных образовательных учреждениях и дает положительные результаты. Решаются следующие основные задачи коррекционной педагогики и психологии:

- разработка коррекционно-направленной системы художественного развития, формирование основ художественной культуры;

- разработка содержания и коррекционно-развивающих технологий использования искусства;

- осуществление средствами искусства коррекции имеющихся нарушений в развитии познавательной деятельности, эмоционально-волевой, моторной и личностной сфер.

Изобразительная деятельность предоставляет большие возможности для умственного, эмоционально-эстетического и волевого развития ребенка. Для совершенствования психических функций: зрительного восприятия, воображения, памяти, мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, абстрагирования), моторики, речи.

Сама изобразительная деятельность дошкольников с ЗПР подводит их к пониманию того, что изобразительное искусство отражает окружающий мир, посредством линий, цвета, красок, формы. В этот период детей знакомят с разными видами и жанрами изобразительного искусства, представления о которых у них углубляются в процессе изображения предметов, образов.

В детском саду занятия рисованием, лепкой, аппликацией интересны для ребенка с ЗПР. Он радуется результату своей работы. Свой рисунок или поделку он может подарить маме, бабушке, близким, друзьям, а также использовать в игре. И поэтому, занятия изобразительной деятельностью занимают особое место в коррекционной работе с детьми, имеющими задержку психического развития.

Данная программа разработана на основе программы «Подготовка к школе детей с ЗПР» под общей редакцией С. Г. Шевченко.

Также при составлении программы использованы пособия:

  • «Методика обучения изобразительной деятельности» под редакцией д. п. н. Т. С. Комаровой
  • Комарова Т. С. «Как научить ребенка рисовать»
  • Комарова Т. С. , Сакулина «Изобразительная деятельность в детском саду»
  • Давыдова Г. Н. «Пластилинография»
  • Малышева А. Н. , Ермолаева Н. В. «Аппликация в детском саду»

Общее количество занятий 32 (1 занятие в неделю по каждому виду деятельности), длительность 25-30 минут.

Цели:

  1. Развивать интерес к художественной деятельности.
  2. Формирование у детей изобразительных умений и навыков в рисовании, аппликации и лепке.
  3. Развитие и коррекция отклонений психических процессов.

Задачи:

- воспитание у детей эмоционально-эстетических чувств, эмоциональной отзывчивости при восприятии произведений искусства;

- развитие способности понимать их содержание, его единства со средствами выразительности в рисовании, лепке, аппликации;

- формирование оценочного отношения к результатам изобразительной деятельности, собственного и сверстников;

- формирование навыков и умений занятиями рисованием, лепкой и аппликацией, развитие творческих проявлений;

- развитие у детей моторного алгоритма изобразительных действий, техники изображения, пространственных ориентировок, представлений о средствах «изобразительного языка»;

- развитие и коррекция познавательных процессов: мышления, восприятия, памяти, внимания, речи и воображения.

Средства обучения. Наглядные, словесные и практические методы:

- наблюдения с детьми;

- обследование предметов, игрушек, готовых образцов, рассматривание картин и иллюстраций, несущих информацию о предметах и явлениях;

- объяснение, рассказ воспитателя, использование художественного слова;

- показ способов действия;

- упражнения;

- игровые приемы;

- совместный анализ выполненной работы.

Все средства направлены на освоение технических навыков и умений, овладение способами изображения предметов, развитие умений составлять узоры, украшать предметы, передавать сюжет, создание выразительного образа.

Диагностическое обследование проводится 2 раза в течение учебного года (сентябрь и май) с целью выявления уровня знаний, умений и навыков, полученных ребенком за прошедший учебный год. Диагностика проводится по методике «Обследование продуктивной деятельности» (Кирьянова Р. А. «Комплексная диагностика дошкольников» СПб. : «Каро», 2006).

Требования к уровню подготовки.

Ребенок в полной мере должен овладеть приемами изображения предметов и явлений - передавать формы в рисунке, лепке, аппликации; величину и строение предметов, четко передавать углы в изображении прямоугольных форм. Расположение частей передавать в соответствии с реальностью, использовать цвет как признак предмета. В аппликации иметь навык вырезывания по прямой, округления углов, аккуратно наклеивать детали. В лепке освоить приемы изображения предметов, использовать приемы соединения частей.

Тематический план по рисованию, по аппликации, по лепке

Подборка игр и игровых упражнений

Литература:

  1. Бондаренко А. К. «Дидактические игры в детском саду» - М. : «Просвещение», 1991
  2. Катаева А. А. , Стребелева Е. А. «Дидактические игры и упражнения». -М. : «Бук-Мастер», 1993
  3. Аксенова А. К. , Якубовская Э. В. «Дидактические игры» - М. : «Просвещение», 1991
  4. Венгер Л. А. и др. «Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста» - М. : «Просвещение», 1989
  5. Максаков А. И. , Тумакова Г. А. «Учите, играя» - М. : «Просвещение», 1983