Методическая работа
Передовой педагогический опыт в детском саду
«Развитие воображения через наблюдения в природе»
Прислала: Воробьёва Любовь Анатольевна
Тема моего выступления: «Развитие воображения через наблюдения в природе».
Исходя из названия темы, прежде всего, следует ответить на вопрос: «что такое воображение?»
Воображение - это способность к перекомбинированию и созданию новых образов. То есть ребёнок «видит» в красном кружке помидор, мяч, цветок и т. д.
Игра «На что похоже».
Бытует мнение, что воображение у детей развито сильнее, чем у взрослого человека, но на самом деле это не так, так как у детей ещё нет собственного опыта и очень мало знаний.
Мощный шаг в развитии воображения совершается в связи с усвоением речи. Задержки в речевом развитии всегда ведут к недоразвитию воображения ребёнка. Следовательно, чтобы воспитать творческую личность, нужно обогатить его память знаниями. На основе знаний развивать речь, мышление и воображение.
Я подхожу к решению этой проблемы через наблюдения в природе, занимаюсь ею с детьми своей группы, начиная с раннего возраста. При наблюдениях я опираюсь на любознательность детей. С наблюдениями в природе тесно связана исследовательская деятельность.
Маленькие дети очень близки к природе, им интересно всё, вкус и запах снега, качество песка, цвет травы, свойство грязи, то есть дети видели, слышали и распознавали все, что попадалось им на глаза, под руку, на язык.
Для развития воображения очень часто использовала приём сравнения. Например: листочки в луже сравнивали с разноцветными корабликами, снежинки со звёздочками, цветами. На что похож шум дождя, скрип снега, о чём поёт ручеёк и т. д. То есть любое явление природы должно ассоциироваться с чем то, вызывать какие-то определённые воспоминания, наводить на мысли.
Куда ушло солнышко? Куда бегут солнечные лучики, и что они там делают? Здесь можно использовать рассказ Ушинского «Солнечные лучики» (один разбудил пчёлку, другой. , а последний разбудил маленького лентяя).
Наблюдали за облаками. При этом я использовала собственные описательные рассказы: «вот плывёт облачко, оно белое, пушистое, как вата, как пух, такое лёгкое, его гонит ветерок и плывёт оно далеко далеко. Помашите ему ручкой, досвидание облачко!»
Таким образом, развивалась наблюдательность и обогащалась речь детей.
Чтобы активизировать воображение использовала вопросы: «Куда плывёт облачко? На что оно похоже?»
Вначале дети затруднялись с ответом, и я сама говорила им свои видения. Очень скоро детям понравилась эта игра, и они активно стали включатся в неё. Они стали сочинять рассказы об облачках, о том, что с ним произойдёт дальше. Это говорит уже о высокой степени развития воображения.
Как итог работы провела выставку рисунков «На что похожи облака?» Дети представили разные варианты. Здесь были: облако - корабль, облако - девочка, облако - цветок, встреча облаков, облако - лошадка и т. д.
Благодатной почвой для развития воображения являются наблюдения за деревьями. Сначала дети узнали о строении дерева (ствол, ветки, листья, корни), что деревья живые, так как они в течении жизни растут и видоизменяются (становятся толще, выше, могут погибать под влиянием неблагоприятных факторов).
С младшими детьми играли в игру «1, 2, 3 - к дереву беги. 1, 2, 3 - к травке беги. 1, 2, 3 - к кустику беги».
Это способствовало накоплению определённых знаний и проявлению интереса.
С более старшими детьми мы освоили игру «Как найти дорожку». Правила игры таковы: каждый ребёнок изображает из себя дерево, куст или другой объект природы, а заблудившийся в лесу ребёнок, чтобы найти дорогу должен отгадать по словесному описанию ребёнка кто он и пройти дальше. Например, ребёнок рассказывает:
- Я самое сильное дерево в лесу, я могу жить тысячу лет, у меня красивые резные листья и плоды, похожие на орех со шляпкой. Отгадай кто я?
Наблюдая за детьми, я заметила, что они могут отождествлять себя с деревом определённой породы, кустом, травкой, цветком и т. д. Это порадовало меня, и я поняла, что воображение детей достигло высокой степени развития.
Самыми любимыми объектами для наблюдения являются объекты живой природы, а именно: насекомые, птицы, животные.
Во время наблюдений давала знания о внешнем виде, повадках, привычках, способах питания, местах обитания. И дети делились своими знаниями, своим личным опытом. Использовала при наблюдениях сказки, рассказы, загадки. Предлагала детям составлять описательные загадки и сама отгадывала их. Чем больше дети знали, тем интереснее становились их загадки.
Вниманию детей предлагала небылицы, предлагала найти несоответствие. Например: «Я встала рано утром, солнце стояло очень высоко, петухи ещё спали. Я поужинала и пошла на работу в детский сад. Навстречу мне попалась собака и сказала «мяу».
Лучшим подтверждением развитого воображения стали небылицы сочинённые самими детьми. Я старалась творчески подойти и помочь детям узнать больше о природе, полюбить её. И как следствие стало развиваться воображение.
Очень помогает в накоплении опыта и развития интеллекта чтение художественных произведений о природе. Я использовала русские народные сказки о животных, которые так любимы детьми, драматизировала их с помощью фигурок настольного театра, пальчикового театра, кукол би-ба-бо. Устраивала игры драматизации по мотивам этих сказок, то есть дети, уже имели возможность проявить творчество, воображение, а не действовать по шаблону.
Дети моей группы подошли к концу дошкольного возраста. Я рада что сумела способствовать не только их физическому развитию, но и развитию их творческих возможностей и воображения. Думаю, что это поможет им при обучении в школе, и каждый ребёнок имеет возможность выразить их в определённом виде деятельности, кто-то в рисовании, кто-то в сочинительстве, в театральной деятельности, конструировании и т. д.
Аттестация педагогических работников | Консультации для воспитателей | Контроль и руководство педагогическим процессом в ДОУ | Методический кабинет старшего воспитателя | Педсоветы, Семинары в ДОУ | Передовой педагогический опыт, Образовательные проекты в ДОУ | КОП технической направленности