Дошкольный возраст, Воспитание дошкольников

DoshVozrast.RU

Сайт для детского сада, для воспитателей детских садов и родителей

Методическая работа

Передовой педагогический опыт в детском саду

Проект «Мир моря»

Автор: Маркеевич Татьяна Владимировна,
воспитатель Д/С № 35, г. Туапсе

Он взрослых изводил вопросом "Почему?"

Его прозвали "Маленький философ".

Но только он подрос, как начали ему

Преподносить ответы без вопросов.

И с этих пор он больше никому

Не задает вопросов "Почему?".

С. Маршак

Название проекта: «Мир моря».

Вид проекта: среднесрочный фронтальный групповой исследовательский проект с заданным результатом и элементами творчества для детей 5-6.

Продолжительность проекта: 2 месяца.

Участники проекта: дети старшей группы, родители воспитанников, воспитатели, узкие специалисты (музыкальный руководитель).

Образовательная область: экологическое воспитание, познавательное развитие.

Актуальность проблемы: насегодняшний день вопросы охраны окружающей средыстоят очень остро. Одной из причин этого является отсутствие у людей экологической грамотности и культуры. Основы экологической культуры закладываются ещё в дошкольном возрасте.

Наш город Туапсе располагается на берегу Черного моря. Что бы сохранить Чёрное море - жемчужину юга, необходимо воспитывать у детей бережное и осознанное поведение по отношению к родной природе. Но, к сожалению, из бесед с детьми следует что, они очень мало знают о флоре и фауне Чёрного моря. С целью осознания уникальности данного природного объекта и воспитания экологически грамотного поведения и был разработан образовательный проект «Мир моря».

Цель проекта: создание условий для воспитания экологической культуры и развития познавательных и творческих способностей детей в процессе реализации творческого проекта «Мир моря».

Задачи проекта:

  • формировать у детей представления о морских обитателях;
  • формировать желание пользоваться специальной терминологией;
  • формировать навыки поисковой деятельности;
  • развивать коммуникативные навыки, самостоятельность, инициативу;
  • воспитывать бережное отношение к природе.

Предполагаемый результат:

  • владеть понятиями «морские животные», «рыбы», «моллюски»;
  • иметь простейшие представления о некоторых особенностях строения тела в связи с их жизнью в воде, способах их передвижения (плавает, ползает), способах маскировки, об уникальности каждого вида;
  • знать о взаимосвязи с другими обитателями;
  • иметь представление о взаимосвязи деятельности человека и окружающей среды;
  • сформировать первоначальные навыки экологически грамотного поведения в природе;
  • составлять описательный рассказ о морском обитателе с использованием опорной схемы.

Предварительная работа:

  • поисковая работа по подбору иллюстративного материала по теме «Море»;
  • знакомство с литературными произведениями: Г. Косова «Азбука подводного мира», С. Сахарнов «Кто в море живёт?», А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», Г. Х. Андерсен «Русалочка»;
  • разучивание стихов В. Орлова «Для чего морю наряды?», «Я рисую море», Ю. Дулепины «Осьминог», С. Баранова «Дельфины», пословиц и поговорок, пальчиковой гимнастики «Чайка», загадывание загадок, словотворчество;
  • рассматривание репродукций картин И. К. Айвазовский «Ночь. Голубая волна», «Девятый вал», «Чёрное море», «Ураган на море», А. Рылов «Море. Камни», «В голубом просторе», А. Боголюбов «Парусник в море»;
  • прослушивание песни «Дельфины» на стихи С. Козлова из мультфильма «В порту»; Дебюсси К. « Море», эскиз для симфонического оркестра, «Разговор ветра с морем»; Равель М. «Игра воды»;
  • просмотр мультфильмов «Разноцветная семейка», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Русалочка», «В поисках Немо», «Подводная братва».

Сотрудничество с семьёй:

  • Консультация «В жаркий день – на пляже, в бассейне».
  • Фотовыставка «Подружись с волной!».
  • Родители записывают, придуманный ребёнком, рассказ о морском обитателе, помогают оформить рисунками.

Взаимодействие со специалистами:

  • Развлечение «В гостях у Нептуна».

Продукт проектной деятельности: рассказ о каком-либо морском обитателе по схеме, записанная родителями история с детскими иллюстрациями, дидактические игры, фотографии досугов, коллективная аппликация «В морских глубинах», поделки из природного материала (ракушки, камни), фотовыставка «Подружись с волной!».

Презентация проекта: представление и защита на педагогическом совете.

План реализации проекта:

Виды деятельности

Сроки

Результаты

Форма регистрации

результата

1

2

3

4

1. Тематические занятия: «Медуза», «Катран», «Морской конёк», «Баклан», «Чайка», «Мидия», «Рапана», «Краб», «Дельфин», «Хамса»

 

Знания о фауне моря, навыки поисковой деятельности, формирование экологически грамотного поведения в природе

Конспекты занятий

2. Экскурсия в дельфинарий

 

Воспитание интереса и бережного отношения к природе

Фотографии, рисунки детей

3. Развлечение «В гостях у Нептуна»

 

Воспитание эмоциональной отзывчивости

Фотографии

4. Познавательные опыты с водой

 

Формирование навыков поисковой деятельности

Картотека опытов и экспериментов

5. Изобразительная деятельность: коллективная аппликация «В морских глубинах», роспись камней «Необыкновенные рыбки», украшения в морском стиле (кулоны и браслеты из ракушек)

 

Творческий продукт изобразительной деятельности

Выставка

6. Фотовыставка «Подружись с волной!»

 

Творческий продукт

Выставка

7. Собрание коллекции «Сокровища Чёрного моря» (ракушки)

 

Формировать желание пользоваться специальной терминологией

Коллекция ракушек

8. Сюжетно-ролевые игры: «Путешествие на корабле», «Подводная экспедиция»

 

Формирование представлений о профессиях, связанных с морем

Фотографии

9. Настольные игры: «Остров сокровищ», «Поймай рыбку», «Морское путешествие»

 

Представления детей об окружающем мире, развитие коммуникативных навыков

Фотографии

10. Подвижные игры: «Море волнуется», «Водяной», «Водолаз», «Рыбаки и рыбки»

 

Формирование двигательных навыков

Описание игр

11. Викторина «Чудеса подводного мира»

 

Закрепление знаний о морских обитателях

Конспект викторины

12. Домашнее задание для детей и родителей - составление описательного рассказа о морском обитателе с детскими рисунками

 

Содействие сотрудничеству детей и взрослых

Описательный рассказ о морском обитателе с детскими рисунками