Методическая работа
Передовой педагогический опыт в детском саду
Проект «Мир моря»
Автор: Маркеевич Татьяна Владимировна,
воспитатель Д/С № 35, г. Туапсе
Он взрослых изводил вопросом "Почему?"
Его прозвали "Маленький философ".
Но только он подрос, как начали ему
Преподносить ответы без вопросов.
И с этих пор он больше никому
Не задает вопросов "Почему?".
С. Маршак
Название проекта: «Мир моря».
Вид проекта: среднесрочный фронтальный групповой исследовательский проект с заданным результатом и элементами творчества для детей 5-6.
Продолжительность проекта: 2 месяца.
Участники проекта: дети старшей группы, родители воспитанников, воспитатели, узкие специалисты (музыкальный руководитель).
Образовательная область: экологическое воспитание, познавательное развитие.
Актуальность проблемы: насегодняшний день вопросы охраны окружающей средыстоят очень остро. Одной из причин этого является отсутствие у людей экологической грамотности и культуры. Основы экологической культуры закладываются ещё в дошкольном возрасте.
Наш город Туапсе располагается на берегу Черного моря. Что бы сохранить Чёрное море - жемчужину юга, необходимо воспитывать у детей бережное и осознанное поведение по отношению к родной природе. Но, к сожалению, из бесед с детьми следует что, они очень мало знают о флоре и фауне Чёрного моря. С целью осознания уникальности данного природного объекта и воспитания экологически грамотного поведения и был разработан образовательный проект «Мир моря».
Цель проекта: создание условий для воспитания экологической культуры и развития познавательных и творческих способностей детей в процессе реализации творческого проекта «Мир моря».
Задачи проекта:
- формировать у детей представления о морских обитателях;
- формировать желание пользоваться специальной терминологией;
- формировать навыки поисковой деятельности;
- развивать коммуникативные навыки, самостоятельность, инициативу;
- воспитывать бережное отношение к природе.
Предполагаемый результат:
- владеть понятиями «морские животные», «рыбы», «моллюски»;
- иметь простейшие представления о некоторых особенностях строения тела в связи с их жизнью в воде, способах их передвижения (плавает, ползает), способах маскировки, об уникальности каждого вида;
- знать о взаимосвязи с другими обитателями;
- иметь представление о взаимосвязи деятельности человека и окружающей среды;
- сформировать первоначальные навыки экологически грамотного поведения в природе;
- составлять описательный рассказ о морском обитателе с использованием опорной схемы.
Предварительная работа:
- поисковая работа по подбору иллюстративного материала по теме «Море»;
- знакомство с литературными произведениями: Г. Косова «Азбука подводного мира», С. Сахарнов «Кто в море живёт?», А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», Г. Х. Андерсен «Русалочка»;
- разучивание стихов В. Орлова «Для чего морю наряды?», «Я рисую море», Ю. Дулепины «Осьминог», С. Баранова «Дельфины», пословиц и поговорок, пальчиковой гимнастики «Чайка», загадывание загадок, словотворчество;
- рассматривание репродукций картин И. К. Айвазовский «Ночь. Голубая волна», «Девятый вал», «Чёрное море», «Ураган на море», А. Рылов «Море. Камни», «В голубом просторе», А. Боголюбов «Парусник в море»;
- прослушивание песни «Дельфины» на стихи С. Козлова из мультфильма «В порту»; Дебюсси К. « Море», эскиз для симфонического оркестра, «Разговор ветра с морем»; Равель М. «Игра воды»;
- просмотр мультфильмов «Разноцветная семейка», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Русалочка», «В поисках Немо», «Подводная братва».
Сотрудничество с семьёй:
- Консультация «В жаркий день – на пляже, в бассейне».
- Фотовыставка «Подружись с волной!».
- Родители записывают, придуманный ребёнком, рассказ о морском обитателе, помогают оформить рисунками.
Взаимодействие со специалистами:
- Развлечение «В гостях у Нептуна».
Продукт проектной деятельности: рассказ о каком-либо морском обитателе по схеме, записанная родителями история с детскими иллюстрациями, дидактические игры, фотографии досугов, коллективная аппликация «В морских глубинах», поделки из природного материала (ракушки, камни), фотовыставка «Подружись с волной!».
Презентация проекта: представление и защита на педагогическом совете.
План реализации проекта:
Виды деятельности |
Сроки |
Результаты |
Форма регистрации результата |
1 |
2 |
3 |
4 |
1. Тематические занятия: «Медуза», «Катран», «Морской конёк», «Баклан», «Чайка», «Мидия», «Рапана», «Краб», «Дельфин», «Хамса» |
Знания о фауне моря, навыки поисковой деятельности, формирование экологически грамотного поведения в природе |
Конспекты занятий |
|
2. Экскурсия в дельфинарий |
Воспитание интереса и бережного отношения к природе |
Фотографии, рисунки детей |
|
3. Развлечение «В гостях у Нептуна» |
Воспитание эмоциональной отзывчивости |
Фотографии |
|
4. Познавательные опыты с водой |
Формирование навыков поисковой деятельности |
Картотека опытов и экспериментов |
|
5. Изобразительная деятельность: коллективная аппликация «В морских глубинах», роспись камней «Необыкновенные рыбки», украшения в морском стиле (кулоны и браслеты из ракушек) |
Творческий продукт изобразительной деятельности |
Выставка |
|
6. Фотовыставка «Подружись с волной!» |
Творческий продукт |
Выставка |
|
7. Собрание коллекции «Сокровища Чёрного моря» (ракушки) |
Формировать желание пользоваться специальной терминологией |
Коллекция ракушек |
|
8. Сюжетно-ролевые игры: «Путешествие на корабле», «Подводная экспедиция» |
Формирование представлений о профессиях, связанных с морем |
Фотографии |
|
9. Настольные игры: «Остров сокровищ», «Поймай рыбку», «Морское путешествие» |
Представления детей об окружающем мире, развитие коммуникативных навыков |
Фотографии |
|
10. Подвижные игры: «Море волнуется», «Водяной», «Водолаз», «Рыбаки и рыбки» |
Формирование двигательных навыков |
Описание игр |
|
11. Викторина «Чудеса подводного мира» |
Закрепление знаний о морских обитателях |
Конспект викторины |
|
12. Домашнее задание для детей и родителей - составление описательного рассказа о морском обитателе с детскими рисунками |
Содействие сотрудничеству детей и взрослых |
Описательный рассказ о морском обитателе с детскими рисунками |
Аттестация педагогических работников | Консультации для воспитателей | Контроль и руководство педагогическим процессом в ДОУ | Методический кабинет старшего воспитателя | Педсоветы, Семинары в ДОУ | Передовой педагогический опыт, Образовательные проекты в ДОУ | КОП технической направленности