Методическая работа
Передовой педагогический опыт в детском саду
Проект «Наши соседи – насекомые»
Автор: Маркеевич Татьяна Владимировна,
воспитатель Д/С № 35, г. Туапсе
Вид проекта: краткосрочный групповой исследовательский проект с заданным результатом и элементами творчества для детей 4-5 лет.
Продолжительность проекта: 1 месяц.
Участники проекта: дети средней группы, родители воспитанников, воспитатели, узкие специалисты (музыкальный руководитель, физкультурный работник).
Образовательная область: экологическое воспитание.
Актуальность проблемы: во время прогулки дети увидели насекомых. Реакция ребят была неоднозначной. Часть детей выразили радость и неподдельный интерес, другие - испугались. Были и такие ребята, которые предложили уничтожить насекомых. Мнения разделились. В ходе беседы выяснилось, что знания дошкольников о насекомых очень скудные. Таким образом, возникла проблема: «Нужны ли насекомые? Пользу или вред они приносят?» Участие детей в проекте позволит сформировать представления о насекомых, их пользе или вреде; развить творческие способности и поисковую деятельность.
Цель проекта: создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе реализации образовательного проекта «Наши соседи – насекомые».
Задачи проекта:
- формировать у детей элементарные представления о насекомых (бабочка, муравей, жук, пчела, кузнечик), их строении, способах передвижения;
- воспитывать бережное отношение к живому;
- развивать эмоциональную отзывчивость;
- развивать коммуникативные навыки;
- формировать навыки исследовательской деятельности.
Предполагаемый результат:
- дети должны знать и называть насекомых (бабочка, муравей, жук, пчела, кузнечик);
- иметь простейшие представления о некоторых особенностях внешнего вида (форма тела, количество ног, наличие крыльев), способах передвижения (прыгает, летает, бегает), издаваемых звуках (жужжит, стрекочет), где и как зимуют насекомые;
- знать о пользе или вреде, которую приносят людям и растениям;
- находить сходства и различия;
- владеть обобщающим понятием «насекомые»;
- составлять описательный рассказ о насекомом с использованием опорной схемы.
Предварительная работа:
- поисковая работа по подбору иллюстративного материала по теме «Насекомые»;
- знакомство с литературными произведениями: Г. Х. Андерсен «Дюймовочка», А. Бианки «Как муравьишка домой спешил», «Паучок – пилот», Г. Глушнёв «Кузнечик и кузнечики», С. Михалков «Академия наук», Г. Скребицкий «Счастливый жучок», В. Зотов из книги «Лесная мозайка» («Божья коровка», «Кузнечик», «Майский жук»), К. Ушинский «Пчёлки на разведках», К. Чуковский «Муха-Цокотуха»;
- разучивание стихов о насекомых «Сороконожка», «Песенка жука», «Про бабочку», пальчиковой гимнастики «Жук, стрекоза, осы», «Божьи коровки», загадывание загадок, словотворчество (сочинение детьми);
- прослушивание аудиозаписи Н. Римского-Корсакова «Полёт шмеля», А. Чайковского «Вальс цветов»;
- просмотр мультфильмов «Лунтик», «Пчёлка Майя», «Винни-Пух», «Под грибом».
Сотрудничество с семьёй:
- Консультации «Как привить любовь к природе», «Первая помощь при укусах насекомых».
- Родители записывают, придуманный ребёнком, рассказ о насекомом, помогают оформить рисунками.
Взаимодействие со специалистами:
- Музыкальный досуг «Пчёлки - добрые подружки».
- Физкультурное развлечение «На полянке».
Продукт проектной деятельности: рассказ о каком-либо насекомом по схеме, записанная родителями история с детскими иллюстрациями, дидактические игры, фотографии досугов, коллективная аппликация «На полянке», поделки из природного материала, выставка рисунков «Букашечки-таракашечки».
План реализации проекта:
Виды деятельности |
Сроки |
Результаты |
Форма регистрации результата |
1 |
2 |
3 |
4 |
1. Музыкальный досуг «Пчёлки – добрые подружки» |
Воспитание эмоциональной отзывчивости |
Фотографии |
|
2. Беседы «Путешествие в мир насекомых» |
Знания о насекомых |
Конспекты бесед |
|
3. Наблюдения за насекомыми |
Расширение кругозора и экологических представлений |
Дневник наблюдений Конспекты наблюдений |
|
4. Физкультурное развлечение «На полянке» |
Закрепление знаний о способах передвижения насекомых |
Фотографии |
|
5. Выставка детских работ «Букашечки-таракашечки» |
Творческий продукт изобразительной деятельности |
Выставка |
|
6. Настольные игры: «Лото», «Божьи коровки», «Паучок» |
Представления детей об окружающем мире |
||
7. Подвижные игры «Бабочки и ласточки», «Стрекозы, бабочки, пчёлы, кузнечики» |
Закрепление знаний о способах передвижения насекомых |
Описание игр |
|
8. Домашнее задание для детей и родителей - составление описательного рассказа о насекомом с детскими рисунками |
Содействие сотрудничеству детей и взрослых |
Описательный рассказ о насекомом с детскими рисунками |
Аттестация педагогических работников | Консультации для воспитателей | Контроль и руководство педагогическим процессом в ДОУ | Методический кабинет старшего воспитателя | Педсоветы, Семинары в ДОУ | Передовой педагогический опыт, Образовательные проекты в ДОУ | КОП технической направленности