Дошкольный возраст, Воспитание дошкольников

DoshVozrast.RU

Сайт для детского сада, для воспитателей детских садов и родителей

Методическая работа

Передовой педагогический опыт в детском саду

Взаимодействие с родителями как
условие успешной социализации ребенка

И.В.Кравчук, педагог-психолог МАДОУ
"ЦРР - Д/С №396" Приволжского района г.Казани

В семье подрастает малыш. Ему уже год, полтора. У родителей появляются первые проблемы, связанные с воспитанием и развитием ребенка. Теперь уже важно не только чем накормить, во что его одеть, но и чем занять малыша, как с ним играть, чему научить, как справиться с его капризами и непослушанием, когда лучше отдать в детский сад и отдавать ли вообще.

Где получить родителям ответы на все интересующие вопросы?

Таким центром повышения психолого-педагогической культуры родителей должен быть детский сад. А одной из актуальнейших задач, стоящих сегодня перед дошкольным учреждением, является организация работы с семьей в реальных социально-экономических условиях.

В последне время создается все больше новых форм работы дошкольных образовательных учреждений. И у современной семьи сейчас есть широкий выбор содержания и форм воспитания ребенка (школы раннего развития, ДОУ и т.п., массовые и индивидуальные, бюджетные и внебюджетные), выбор воспитывающего взрослого, отвечающего за присмотр, уход и образование дошкольника (домашний педагог, воспитатель дошкольного учреждения).

Одной из новых форм, которую выбрал наш детский сад, является группа кратковременного пребывания - группа совместного обучения для детей раннего возраста и их родителей "Малышок". Она призвана обеспечить комплексное развитие детей, еще не посещающих ДОУ, оптимизировать детско-родительские отношения, выработать у родителей компетентную педагогическую позициию по отношению к собственному ребенку, а также успешно социализировать детей, т.е. приобщить их к нормам и ценностям общества, адаптировать к новым социальным условиям.

Проблема адаптивности в современном обществе очень актуальна и значима. Наиболее эффективными методами социализации детей раннего возраста являются последовательное моделирование приемлемых форм поведения и установление с малышом теплых, дружеских отношений.

Этим определяются основные задачи организации группы:

  • обучение родителей навыкам правильной организации совместных взаимодействий с ребенком на содержательном уровне;
  • обучение родителей оказывать на малыша педагогически целесообразное воздействие;
  • обучение родителей актуализировать приобретаемые знания.

Параллельно с решением основных задач решаются задачи комплексного развития детей:

  • развитие навыков взаимодействия детей со взрослым и со сверстниками;
  • развитие умения согласовывать свои действия с действиями других детей, взрослых, с правилами игры, с ритмом стиха;
  • снятие эмоционального и мышечного напряжения;
  • повышение эмоционального тонуса;
  • снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии;
  • развитие внимания, зрительного, тактильного и слухового восприятия, речи, воображения, творческих способностей;
  • обучение отражению в речи своего местонахождения, местонахождения других детей, предметов;
  • развитие чувства ритма, общей и мелкой моторики,координации движений, ориентации в пространстве и в собственном теле;
  • развитие знаний о принадлежности к полу;
  • развитие произвольности, быстроты реакции, умения двигаться в одном ритме с другими детьми;
  • развитие игровых навыков.

Так как игра - основная и специфичная форма детской активности, и именно в игре реализуются взаимоотношения ребенка со средой, занятия в группе совмесного обучения проводятся в игровой форме и подчинены определенной теме.
К процессу обучения предпологается активное подключение родителей, так как совместные действия родителя с ребенком при положительном эмоциональном расположении к нему помогают установить ситуативно-действенный контакт со взрослым, расширить опыт общения и сформировать у ребенка потребность в общении. А чем шире у рбенка практика общения, тем легче он адаптируется к новым социальным условиям. Совмесные занятия для родителей являются своеобразным "мастерклассом", неформальная атмосфера занятий способствует более активному и открытому общению психолога с родителями.

Прежде чем прививать детям навыки конструктивного общения, необходимо, чтобы ребенок начал идентифицировать себя с детским коллективом. Поэтому каждое занятие начинается с ритуала приветствия, цель которого - положительно настроить детей и родителей на предстоящее занятие, погрузить их в атмосферу событий, происходящих на занятии, отвлечь от прочих проблем, переживаний, страхов, настроить на совместную групповую деятельность.

В основную часть каждого занятия входят:

  • разнообразные игры с речевым сопровождением,
  • учебно-игровые упражнения,
  • подвижные игры,
  • игры с правилами,
  • музыкально-ритмические упражнения, которые дают детям возможность интенсивно двигаться, свободно выражать свои эмоции, активно взаимодействовать со сверстниками;
  • расслабляющие упражнения - для снятия физического и психологического напряжения, что способствует глубокому раскрытию детей и родителей, для стабилизации психоэмоционального состояния детей и родителей, для регуляции процессов возбуждения и торможения у ребенка, что способствует формированию произвольного поведения;
  • для развития мелкой моторики - пальчиковые игры, различные традиционные и нетрадиционные приемы рисования, лепки, аппликации.

Все игры и упражнения объеденены общим игровым сюжетом.

Заканчивается занятие спокойными, малоподвижными играми и упражнениями - ритуал прощания.

Таким образом, предлагаемые занятия дают родителям возможность по-новому взглянуть на развитие и воспитание своего малыша, являясь активным участником этого процесса.

Приложение 1

Тематический план комплексных занятий группы совместного обучения "Малышок"

Осень

  1. "Давайте познакомимся".
  2. "Волшебные ладошки".
  3. "Осень в гости к нам пришла".
  4. "Сказка о дождике".
  5. "Мы в лесок пойдем, там грибок найдем".
  6. "А в саду растут у нас яблоки и груши" (фрукты).
  7. "Есть у нас огород" (овощи).
  8. "Мой волшебный колобок, у него румяный бок".
  9. "Домашние животные".
  10. "Кто живет в лесу?".
  11. "Подул холодный ветерок - принес первый нам снежок".

Зима

  1. "Белые снежинки кружатся, летят".
  2. "Вот пришла зима - много снега принесла".
  3. "Птицы вокруг нас".
  4. "Скоро, скоро Новый год!".
  5. "Прогулка в зимний лес".
  6. "Подарки Дедушки Мороза".
  7. "В гостях у сказки" ("Теремок").
  8. ("Три медведя").
  9. ("Репка").
  10. "Мои любимые игрушки".
  11. "Транспорт".

Весна

  1. "Что весной творится?".
  2. "Испеку я пирог мамочке на завтрак, и поздравлю ее с Днем 8-го марта".
  3. "Пришла весна - нам тепло принесла".
  4. "Петя, петя, петушок".
  5. "Первые листочки".
  6. "Кого весна разбудила?".
  7. "Кто живет в воде?".
  8. "Весенняя лужайка".
  9. "На лугу, лужочке расцвели цветочки".
  10. "Насекомые".
  11. "Посадили зернышко, вырастили солнышко".
  12. "Скоро, скоро лето!".