Методическая работа
Передовой педагогический опыт в детском саду
Взаимодействие с родителями как
условие успешной социализации ребенка
И.В.Кравчук, педагог-психолог МАДОУ
"ЦРР - Д/С №396" Приволжского района г.Казани
В семье подрастает малыш. Ему уже год, полтора. У родителей появляются первые проблемы, связанные с воспитанием и развитием ребенка. Теперь уже важно не только чем накормить, во что его одеть, но и чем занять малыша, как с ним играть, чему научить, как справиться с его капризами и непослушанием, когда лучше отдать в детский сад и отдавать ли вообще.
Где получить родителям ответы на все интересующие вопросы?
Таким центром повышения психолого-педагогической культуры родителей должен быть детский сад. А одной из актуальнейших задач, стоящих сегодня перед дошкольным учреждением, является организация работы с семьей в реальных социально-экономических условиях.
В последне время создается все больше новых форм работы дошкольных образовательных учреждений. И у современной семьи сейчас есть широкий выбор содержания и форм воспитания ребенка (школы раннего развития, ДОУ и т.п., массовые и индивидуальные, бюджетные и внебюджетные), выбор воспитывающего взрослого, отвечающего за присмотр, уход и образование дошкольника (домашний педагог, воспитатель дошкольного учреждения).
Одной из новых форм, которую выбрал наш детский сад, является группа кратковременного пребывания - группа совместного обучения для детей раннего возраста и их родителей "Малышок". Она призвана обеспечить комплексное развитие детей, еще не посещающих ДОУ, оптимизировать детско-родительские отношения, выработать у родителей компетентную педагогическую позициию по отношению к собственному ребенку, а также успешно социализировать детей, т.е. приобщить их к нормам и ценностям общества, адаптировать к новым социальным условиям.
Проблема адаптивности в современном обществе очень актуальна и значима. Наиболее эффективными методами социализации детей раннего возраста являются последовательное моделирование приемлемых форм поведения и установление с малышом теплых, дружеских отношений.
Этим определяются основные задачи организации группы:
- обучение родителей навыкам правильной организации совместных взаимодействий с ребенком на содержательном уровне;
- обучение родителей оказывать на малыша педагогически целесообразное воздействие;
- обучение родителей актуализировать приобретаемые знания.
Параллельно с решением основных задач решаются задачи комплексного развития детей:
- развитие навыков взаимодействия детей со взрослым и со сверстниками;
- развитие умения согласовывать свои действия с действиями других детей, взрослых, с правилами игры, с ритмом стиха;
- снятие эмоционального и мышечного напряжения;
- повышение эмоционального тонуса;
- снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии;
- развитие внимания, зрительного, тактильного и слухового восприятия, речи, воображения, творческих способностей;
- обучение отражению в речи своего местонахождения, местонахождения других детей, предметов;
- развитие чувства ритма, общей и мелкой моторики,координации движений, ориентации в пространстве и в собственном теле;
- развитие знаний о принадлежности к полу;
- развитие произвольности, быстроты реакции, умения двигаться в одном ритме с другими детьми;
- развитие игровых навыков.
Так как игра - основная и специфичная форма детской активности, и именно в игре реализуются взаимоотношения ребенка со средой, занятия в группе совмесного обучения проводятся в игровой форме и подчинены определенной теме.
К процессу обучения предпологается активное подключение родителей, так как совместные действия родителя с ребенком при положительном эмоциональном расположении к нему помогают установить ситуативно-действенный контакт со взрослым, расширить опыт общения и сформировать у ребенка потребность в общении. А чем шире у рбенка практика общения, тем легче он адаптируется к новым социальным условиям. Совмесные занятия для родителей являются своеобразным "мастерклассом", неформальная атмосфера занятий способствует более активному и открытому общению психолога с родителями.
Прежде чем прививать детям навыки конструктивного общения, необходимо, чтобы ребенок начал идентифицировать себя с детским коллективом. Поэтому каждое занятие начинается с ритуала приветствия, цель которого - положительно настроить детей и родителей на предстоящее занятие, погрузить их в атмосферу событий, происходящих на занятии, отвлечь от прочих проблем, переживаний, страхов, настроить на совместную групповую деятельность.
В основную часть каждого занятия входят:
- разнообразные игры с речевым сопровождением,
- учебно-игровые упражнения,
- подвижные игры,
- игры с правилами,
- музыкально-ритмические упражнения, которые дают детям возможность интенсивно двигаться, свободно выражать свои эмоции, активно взаимодействовать со сверстниками;
- расслабляющие упражнения - для снятия физического и психологического напряжения, что способствует глубокому раскрытию детей и родителей, для стабилизации психоэмоционального состояния детей и родителей, для регуляции процессов возбуждения и торможения у ребенка, что способствует формированию произвольного поведения;
- для развития мелкой моторики - пальчиковые игры, различные традиционные и нетрадиционные приемы рисования, лепки, аппликации.
Все игры и упражнения объеденены общим игровым сюжетом.
Заканчивается занятие спокойными, малоподвижными играми и упражнениями - ритуал прощания.
Таким образом, предлагаемые занятия дают родителям возможность по-новому взглянуть на развитие и воспитание своего малыша, являясь активным участником этого процесса.
Приложение 1
Тематический план комплексных занятий группы совместного обучения "Малышок"
Осень
- "Давайте познакомимся".
- "Волшебные ладошки".
- "Осень в гости к нам пришла".
- "Сказка о дождике".
- "Мы в лесок пойдем, там грибок найдем".
- "А в саду растут у нас яблоки и груши" (фрукты).
- "Есть у нас огород" (овощи).
- "Мой волшебный колобок, у него румяный бок".
- "Домашние животные".
- "Кто живет в лесу?".
- "Подул холодный ветерок - принес первый нам снежок".
Зима
- "Белые снежинки кружатся, летят".
- "Вот пришла зима - много снега принесла".
- "Птицы вокруг нас".
- "Скоро, скоро Новый год!".
- "Прогулка в зимний лес".
- "Подарки Дедушки Мороза".
- "В гостях у сказки" ("Теремок").
- ("Три медведя").
- ("Репка").
- "Мои любимые игрушки".
- "Транспорт".
Весна
- "Что весной творится?".
- "Испеку я пирог мамочке на завтрак, и поздравлю ее с Днем 8-го марта".
- "Пришла весна - нам тепло принесла".
- "Петя, петя, петушок".
- "Первые листочки".
- "Кого весна разбудила?".
- "Кто живет в воде?".
- "Весенняя лужайка".
- "На лугу, лужочке расцвели цветочки".
- "Насекомые".
- "Посадили зернышко, вырастили солнышко".
- "Скоро, скоро лето!".
Аттестация педагогических работников | Консультации для воспитателей | Контроль и руководство педагогическим процессом в ДОУ | Методический кабинет старшего воспитателя | Педсоветы, Семинары в ДОУ | Передовой педагогический опыт, Образовательные проекты в ДОУ | КОП технической направленности