Методическая работа
Передовой педагогический опыт в детском саду
Развитие логического мышления
Афонина И.А., воспитатель МАДОУ №378 г.Казань
В дошкольном возрасте развитие мышления тесно связано с практической игровой деятельностью ребенка. С её помощью он познает окружающую действительность, учиться понимать обращенную к нему речь, а затем и говорить. Однако, вначале значение слова (понимание его) слитно с конкретным предметом, т. е. ещё не несет в себе обобщения. Позже ребенок начинает соотносить слово с множеством предметов, тем самым, объединяя их между собой. Постепенно он учится образовывать простейшие обобщения, начинает выделять общие свойства предметов, пытается решить практические задачи по-своему, действительным путём. Формирование наглядно-действенного мышления становится возможным благодаря такой организации обучения, при которой новые, ранее скрытые свойства изучаемого объекта выделяются через практические действия. На основании наглядно-действенного мышления формируется и более сложная форманаглядно-образное мышление, которое проходит в своём развитии две стадии. Первая соответствует игре-действию, когда ребенок не сам придумывает себе роль, а берёт ту, которая ему предлагается. На второй стадии ребенок уже по своей инициативе преобразует ситуацию на образном уровне, самостоятельно решает задачи на основе представлений, без применения практических действий.
Наглядно-действенное и особенно наглядно-образное мышление тесно связаны с речью. Речевые высказывания ребёнка способствуют осознанию им хода и результата этого действия. Постепенно речь приобретает планирующую функцию. Проблема связанности и непротиворечивости детских суждений на данном этапе выступает на первый план. Поэтому данный вид мышления называют словесно-логическим.
Чтобы ребенок стал использовать слово как самостоятельное средство мышления, он должен усвоить выработанные человечеством понятия, т. е. знания об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, закрепленные в словах. Но между словами-понятиями взрослого и словами-представлениями ребенка есть существенные различия. Имеющиеся у детей представления стихийно не могут превратиться в понятия. Их можно лишь использовать для формирования понятий.
С этой целью я учу детей при помощи собственных действий выделять в предметах или их отношениях существенные признаки, которые должны войти в содержание понятия. Дальнейший ход его формирования заключается в замене ребенком реальных действий развернутым суждением, которое в словесной форме воспроизводит все основные моменты этого действия.
В конечном счете, рассуждение начинает приводиться не вслух, а про себя. Оно сокращается и превращается в действие отвлеченного логического мышления. Это действие выполняется при помощи внутренней речи. Возрастной переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению может быть ускорен путём специально организованного обучения.
Изучив процесс перестройки мышления, можно управлять им, учитывая особенности психического развития. Чрезмерно ускорять овладение логическими формами мышления в дошкольном возрасте нецелесообразно. Возможности формирования логического мышления можно использовать лишь в той степени, в которой это необходимо для ознакомления ребенка с некоторыми основами научных знаний, не стремясь к тому, чтобы сделать логическим весь строй его мышления.
В своей работе с использованием лингвистических и дидактических игр, логических задач, стихов-небылиц с логическими ошибками, которые направлены на развитие связной речи, логического мышления, обогащение лексического словарного запаса, я опираюсь на сенсорные процессы.
Привожу примеры используемых игр:
Тема: Грибы и ягоды.
Словесная игра «Назови и объясни».
Взяли мы с утра корзинки
И пошли в лесок.
И нашли мы под осинкой
Маленький грибок. Какой? ( Подосиновик).
А у Пети с Васей
Руки словно в масле.
Отгадаете, малыши,
Какой гриб они нашли? ( Маслёнок)
Самый яркий и красивый
И полезный для зверей.
Не клади его в корзину:
Он опасен для людей! ( Мухомор)
Вопросы: Что за гриб? Какую пользу приносит животным? Чем опасен для людей? Может ли быть полезен людям?
Словесная игра «Объяснялки».
Объясни происхождение названий (подосиновик, подберезовик, масленок, лисичка, рыжик, мухомор, земляника, черника, употребляя сенсорные понятия).
Логические задачи.
Дети в лесу собирали грибы. У мальчиков были большие красные вёдра без дна. У девочек – маленькие зеленые. Кто больше соберёт грибов? (Девочки)
Шли двое. Остановились. Один у другого спрашивает:
- Это чёрная?
- Нет, красная.
- А почему она белая?
- Потому что зеленая. (О смородине).
Тема: Овощи и фрукты.
Логические задачи.
Груша тяжелее, чем яблоко, а яблоко тяжелее персика. Что тяжелее, груша или персик? (Груша).
Дидактическая игра «Разложи картинки в свои конверты».
У каждого ребенка конверты с наклеенными на них геометрическими фигурами (разными по цвету и величине) и набор картинок с изображением овощей и фруктов. Дети должны разложить картинки в конверт, по форме, цвету или величине.
Дидактическая игра «Куда пойдешь, что найдешь»?
У каждого ребенка большая карточка с изображением леса (огорода, сада) и конверт с набором картинок (овощи, фрукты, грибы, ягоды). Дети должны рассказать, что изображено на карточке, и опираясь на сенсорные эталоны, подобрать нужные картинки.
Небылицы. Найти несуразицы в тексте.
Квадратный спелый помидор
Раз забрался на забор.
И увидел, как на грядке,
Овощи играли в прятки.
Длинный красный огурец
Под листочек свой залез.
А зеленая морковка
В борозду скатилась ловко.
Ну а сладкая редиска
Наклонилась низко-низко.
Только Машенька пришла,
Сразу овощи нашла.
Тема: Деревья.
Логические задачи.
На какое дерево садится ворона после дождя? (На мокрое).
Игра «Посади дерево».
Играют двое. У каждого игрока по 10 деревьев (У одного елочки, у другого – березки). Игровое поле – доска 16х16 клеток.
Игроки по очереди «высаживают» на поле по одному дереву. Задача – образовать цепочку из 3 деревьев, опираясь при этом на сенсорные качества.
За каждую вновь образованную цепочку у соперника забирается одно дерево. Игрок, у которого остались два дерева, считается проигравшим.
Словесная игра «Чересчур».
Дети должны отвечать на вопросы.
Если съесть одну конфету – вкусно, приятно. А если много? (Заболят зубы, живот). Одна таблетка помогает, а если съесть много таблеток? (Можно отравиться и даже умереть). Хорошо, когда в лесу много сугробов. Почему? (Зимой снег оберегает деревья от мороза, а весной растает – будет много воды. Деревья смогут впитывать влагу и быстро расти). А что будет, если лес окажется по самую макушку в снегу? (Лес весной может захлебнуться. Когда снег начнёт таять, воды будет очень много, поэтому деревья могут погибнуть). А если снега будет слишком мало? (Деревьям будет холодно, они могут замёрзнуть и погибнуть).
Тема: Птицы.
Небылицы.
Взлетела сорока высоко,
И вот тараторит сорока,
Что сахар ужасно соленый,
Что сокол не сладит с вороной,
Что раки живут на дубе,
Что рыбы гуляют в шубе,
Что яблоки синего цвета,
Что ночь наступает с рассветом,
Что в море сухо-пресухо,
Что лев слабее, чем муха,
Всех лучше летают коровы,
Поют же всех лучше совы,
Что лед горячий-горячий,
Что в печке холод собачий,
И что никакая птица
В правдивости с ней не сравнится!
Тема: Мебель.
Логические задачи.
У стола 4 угла. Если один угол отпилить, сколько углов останется? (5)
Что может быть горячим, так и холодным? (Утюг, холодильник, плита).
Небылицы. ПУТАНИЦА.
Это стул - на нем лежат,
Это стол - на нем сидят.
Вот кровать - на ней едят.
В шифоньере – гости спят.
В холодильнике – платья висят,
А на диване - продукты лежат.
Словесная игра «Концовки».
Дети должны закончить предложение:
Есть стол выше стула, значит стул (ниже стола).
Если магнитофон меньше телевизора, значит (телевизор больше магнитофона).
Если диван мягче кресла, значит кресло (жёстче дивана) и т. д.
Тема: Посуда, пища.
Хитрые вопросы.
Что может быть как горячим, так и холодным? (Кастрюля, сковорода, чайник, чай, суп).
Что никогда не поместится в кастрюлю? (Ее собственная крышка).
Из какой посуды нельзя ничего съесть? (Из пустой).
Небылицы. ПОВАР – НЕУМЕХА.
Повар сварил из картошки компот,
От него у детей разболелся живот.
Повар сварил очень сладкие щи,
В щах апельсины и сливы ищи.
На блюдо сложил мясные конфеты,
Детей угостил шоколадной котлетой.
Тема: Одежда, обувь.
Логические задачи.
Мальчик пошел гулять в разных ботинках: один черный, а другой - желтый. Ребята стали смеяться над ним, и он говорит: «Что же мне делать? У меня дома остались два разных ботинка. Не пойму, куда девались одинаковые». Помогите мальчику.
КАКАЯ ОДЕЖДА?
Летом, в жаркие часы,
Только майка да трусы.
А зимою нам нужны
Свитер, теплые штаны,
Шарф, пальто, сандалии,
Шапка и так далее.
Шапка свитер
Впрочем, я
Я запутался, друзья! (Сандалии - летняя обувь).
Аттестация педагогических работников | Консультации для воспитателей | Контроль и руководство педагогическим процессом в ДОУ | Методический кабинет старшего воспитателя | Педсоветы, Семинары в ДОУ | Передовой педагогический опыт, Образовательные проекты в ДОУ | КОП технической направленности