Дошкольный возраст, Воспитание дошкольников

DoshVozrast.RU

Сайт для детского сада, для воспитателей детских садов и родителей

Методическая работа в ДОУ > Передовой педагогический опыт

Проект по познавательно-исследовательской деятельности «Воздух - невидимка, который нужен всем»

Борзова Полина Юрьевна, воспитатель, д/с № 71 "Незабудка", Тамбов

Поэтапное описание проекта «Воздух - невидимка, который нужен всем»

Объект исследования: воздух, его физические свойства.

Девиз проекта: Все интересно - что неизвестно!

Проблема (или проблемные вопросы):

Обоснование проблемы:

В этом возрасте сложно раскрывать детям понятие воздух, поэтому мы решили не подавлять ребенка грузом своих знаний, а создать условия для совместного нахождения ответов на вопросы «что это?», «как?», «почему?»

Привлечь внимание родителей к экспериментальной деятельности детей.

Цель: Формировать представления детей о воздухе и его свойствах средствами поисково-исследовательской деятельности

Задачи:

Обучающие:

Развивающие:

Взаимодействие с родителями:

Ожидаемые результаты обучения

Этапы реализации проекта

1. Подготовительный:

- определение темы, цели и задачи, проблемы проектной деятельности;

- сбор информации, изучение литературы, дополнительного материала, использование компьютерных технологий;

- привлекли родителей к участию в работе проекта (беседы и консультации: «Нам нужна помощь» оформление папок-передвижек);

- создали условия для реализации проекта: оформили уголок экспериментирования, изготовление и подбор материала и оборудования для опытов;

- подбор художественной литературы, поговорок, стихов, сказок, загадок о воздухе, подвижных и дидактических игр о ветре, информационного материала о воздухе;

- составили план работы.

2. Основной этап реализации проекта-исследовательский:

- подготовка консультаций для родителей по данной тематике

- проведение основных мероприятий по плану: познавательные занятия, наблюдения, беседы, игры, опыты и эксперименты.

- использование принципа интеграции образовательных областей в реализации проекта;

- просмотр видеоролика «Фиксики»;

- показ занятия исследовательской деятельности: «Исследуем воздух»

- итоговое мероприятие-викторина: «Воздух-невидимка».

3. Заключительный этап:

- практическая реализация проекта:

- презентация проекта

- оценка полученных результатов в свете поставленной цели

- определение перспектив развития проекта.

- обобщение опыта работы по воспитанию интеллектуальных и сенсорных способностей дошкольников.

В результате проведенной работы у детей значительно вырос интерес к исследовательской деятельности, в познаниях и в познании свойств воздуха, происходит формирование различных знаний умений и навыков.

На подготовительном этапе мы провели консультации с родителями на тему: «Знакомство с проектом» и беседу «Нам нужна помощь» с целью привлечения их к реализации проектной деятельности. Оформили папку передвижку: «Проведите с детьми дома», «Мы изучаем воздух». Дали домашнее задание родителям: найти и принести стихи, загадки, видеоролики о воздухе.

Данная деятельность осуществлялось нами через организацию всех 5 областей образовательной деятельности.

По области «Познание» с целью развития познавательных способностей и расширения кругозора детей провела беседы: «Полезные свойства голубой рубашки», «Что такое воздух? «Как люди используют воздух», «Кому нужен воздух? «Что приводит к загрязнению воздуха? «Где используют свойства воздуха?».

Так же на втором этапе реализации проекта я знакомила детей с фольклорными произведениями: пословицами, загадками, учили стихи, физминутки о воздухе.

Дети охотно разгадывали загадки о воздухе, что способствовало развитию их смекалки, памяти, внимания.

Мы рассматривали иллюстрации, предметные картинки: «Что загрязняет воздух?», «Где работает воздух?» с целью развития речи.

Читали экологические сказки: «Воздух и вода», «Великий спор», «Сказка о добром воздухе», «Воздух, вода, огонь», «История пузырька» и др.

На протяжении проекта мы занимались продуктивной деятельностью: занимались «кляксографией» - рисовали трубочками, применяя раннее приобретённые умения и навыки, по организованной деятельности аппликация дети работают клейстером, конструировали бумажных самолетиков для выяснения влияния веса самолетика на время его полета, сделали бумажных вееров для «Движение воздуха можно почувствовать», тем самым, мы старались воспитывать в них желание заниматься творчеством самостоятельно.

К реализации проекта мы старалась привлечь родителей своих воспитанников. Дети совместно с родителями провели опыты дома, согласно тематике проекта, что так же способствовало развитию творческих способностей, умению работать совместно со взрослыми.

Так же я старалась развивать актёрские способности воспитанников: выразительно и артистично читали стихи про воздух.

На занятиях физкультуры играли в подвижные игры с мячом «Кто быстрее?», «Чей мячик быстрее попадает в ворота?»

Дети, с большой охотой играя на духовых музыкальных инструментах, изучали свойство воздуха: «Воздух можно услышать»

В свободное время играли в такие дидактические игры, как «Кто быстрее поймает рыбку?», «Четвертый лишний».

План по исследованию воздуха:

  1. Просмотр мультфильмов «Фиксики»
  2. Изготовили предметных картинок (модели свойств воздуха)
  3. Учили детей по моделям определять свойство воздуха
  4. Игры на улицы с вертушками, с воздушным «змеем»
  5. Игрыв группе: «Попади в ворота», «Поймай рыбку!»
  6. Опыт: «Воздух невидимый»;
  7. Опыт «Движение воздуха можно почувствовать в группе и на улице»;
  8. Опыт: «Воздух бывает теплый, холодный и горячий»;
  9. Опыт «Воздух можно поймать»;
  10. Опыт: «Воздух занимает место»;
  11. Опыт: «Мыльные пузыри»;
  12. Опыт: «Воздух имеет вес»;
  13. Опыт: «Воздух не имеет запаха»;
  14. Опыт: «Воздух может двигать предметы»;
  15. Опыт: «Яйцеглот»;
  16. Опыт: «Воздух легче воды»;
  17. Опыт: «Воздух можно услышать»:
  18. Опыт: «Воздух бесцветный»;
  19. Опыт: «Без воздуха нет жизни».

Изготовили прибор для определения направления воздуха - ветроуказатель.

К концу проекта у детей была развита мыслительные способности память, речь, воображение, любознательность, интерес к познавательной деятельности т. е. научились анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы умозаключения, при помощи моделей-рисунков определять элементарные свойства воздух. Научились работать в коллективе и индивидуально во время опытов. Формировалось элементарное представление об источниках загрязнения воздуха, о значении чистого воздуха для нашего здоровья, о некоторых правилах экологической безопасности.

Презентация для дошкольников «Воздух - невидимка, который нужен всем»

Поделиться: