Методическая работа
Передовой педагогический опыт в детском саду ДОУ
Краткосрочная образовательная практика в ДОУ «Чувства, желания, взгляды»
Чупина Вероника Евгеньевна, воспитатель МАДОУ д/с №4 г. Пермь
Возраст детей: 5-7 лет.
Автор: Чупина Вероника Евгеньевна, воспитатель
Технологическая карта краткосрочной образовательной практики технической направленности
№ п / п |
Разделы |
Содержание |
1 |
Аннотация |
Ребёнок знакомится с языком эмоций, выразительными средствами которого являются позы, мимика, жесты; учится пользоваться ими как для выражения собственных чувств и переживаний, так и для лучшего понимания эмоционального состояния других. |
2 |
Цель КОП |
|
3 |
Количество часов |
4 |
4 |
Максимальное количество участников |
6 |
5 |
Перечень материалов и оборудования |
- Хрестоматия по этике. - М: Педагогика, 1990 - листы бумаги формата А-4, цветные карандаши. - ауди запись музыкальных произведений И. -С. Бах. «Токкато», «Фуга ре-минор»; М. Мусоргский «Баба Яга». - наглядное пособие «Эмоции» - дидактическое пособие «моя семья» |
6. |
Предполагаемый результат |
Ребёнок научится осознанно воспринимать свои эмоции, чувства и переживания, а также понимать эмоциональное состояние других людей. |
7. |
Список литературы |
|
Календарно - тематический план
№ п/п |
Тема (содержание) |
Количество часов |
1. |
Тема: «Страшно» занятие №1 Беседы на темы: «Страх - иногда полезное чувство», «У страха глаза велики», «Чего и кого я боюсь». Задачи:
|
25 мин. |
2. |
Тема: «Страшно» занятие № 2 Рисование на тему «Нарисуй то, чего ты боишься» Задачи:
|
25 мин. |
3. |
Тема: «Грустно. Занятие № 1 Игра «Маски эмоций», игра «Грустный. Счастливый» Задачи:
Приемы и методы совместной деятельности. |
25 мин |
4. |
Тема: «Грустно». Занятие № 2 Рисование на тему «Грустный и радостный день в моей жизни» (листок делится пополам, на одной стороне рисуется грустное событие, а на другой - радостное). Задачи:
Приемы и методы совместной деятельности. |
25 мин. |
Тема: «Страшно»
Задачи:
- Помочь детям научиться справляться со своими страхами, предоставляя возможность рассказать о том, чего они боятся.
- Помочь понять причины возникновения страхов и осознать то, что страх - это иногда полезное чувство,
- Расширять представление об опасных жизненных ситуациях и способах поведения в них.
-
Приемы и методы совместной деятельности.
-
Чтение с последующим обсуждением:
- Д. Биссет. «Про мальчика, который рычал на тигров»;
- Б. Заходер. «Кискино горе»;
- С. Черный. «Когда никого нет дома»;
- Д. Хармс. «Очень страшная история»;
- Д. Мамин-Сибиряк. «Сказка про Комара Комаровича Длинный нос и про Мохнатого Мишу Короткий хвост»;
- Э. Хагарт, «Мафии и паук» (Хрестоматия для дошкольников 4-5 лет /подред. Н. П. Илъчука, 1996. - С. 85, 107, 122, 141, 262, 551);
- «Трусливый Ваня» (рус. нар. сказка);
- С. Маршак. «Чего боялся Петя?», «Сказка о глупом мышонке»;
- Е. Чарушин. «Трус», «Страшный рассказ»;
- «У страха глаза велики» (сказка);
- «Пых» (белорус нар. сказка);
- К. Чуковский. «Муха-цокотуха», «Айболит и воробей».
- Использование игр и упражнений на снятие страхов и повышение уверенности в себе: «Качели», «Художники и натуралисты», «Жмурки» и др. (Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. -Ярославль, 1996; Чистякова М. И. Психогимнастика. М; Просвещение, 1989).
- Беседы на темы: «Страх - иногда полезное чувство», «У страха глаза велики», «Чего и кого я боюсь».
- Обыгрывание ситуаций с целью формирования у детей общих представлений о том, как надо себя вести в опаспых ситуациях (игры с огнем, поведение на воде, выглядывание из окон, поведение на дороге и т. п.).
- Рисование на тему «Нарисуй то, чего ты боишься» (задание проводится индивидуально или с маленькой (3-4 ребенка) группой).
Ребенок изображает свой «страх» на листе бумаги, а за тем уничтожает его - медленно рвет этот листок пополам, еще пополам - и так до мелких кусочков. Можно закрашивать или зачеркивать изображение до полного исчезновения.
- Использование различных видов театра для обыгрывания ситуаций: «Один дома», «Один в лесу», сюжетов литературных произведений и др.
Содержание занятия:
I вариант
Дети с воспитателем садятся в круг и непринужденно бе седуют на свободную тему. Вдруг слышится «страшная» музыка (И. -С. Бах. «Токкато», «Фуга ре-минор»; М. Мусоргский. «Баба Яга»). Воспитатель наблюдает за реакцией детей и предлагает им взяться за руки, чтобы не было страшно.
- Какой характер (настроение) у музыки?
- Что вы чувствовали, когда звучала музыка?
- Испытывали ли вы раньше чувство страха?
- В каких ситуациях? (Ответы детей.)
- Не нужно стесняться своих страхов, лучше с кем-то поделиться, и от этого сразу становится легче.
Чтение стихотворения С. Маршака «Чего боялся Петя».
- У Пети такие же страхи, как у пас: мы тоже боимся темноты, одиночества, громких неожиданных стуков и т. д.
Рисование своих страхов с последующим обсуждением, что изобразили. Затем воспитатель предлагает сжечь, порвать рисунки.
II вариант
Кукольный театр: белорусская народная сказка «Пых».
Беседа по вопросам:
- Какое чувство возникло у деда? Как вы думаете, почему?
- Какое чувство возникло у Аленки, когда она услышала звук? Почему Аленка не испугалась?
- Какое чувство пришло на смену страху у деда и бабы? Упражнение «Найди пиктограмму».
- Вам когда-нибудь было страшно? Выберите пиктограмму страха, расскажите об этом.
- Что вы делаете, когда страшно? Можете показать нам?
Рассказ воспитателя о своем страхе в детстве, о том, как она преодолела его.
Тема: «Грустно»
Задачи:
- Продолжать знакомить с внешними выражениями различных эмоциональных состояний (радость, спокойствие, грусть, страх, гнев).
- Помочь детям научиться различать состояния грусти и плохого настроения, показать способы преодоления плохого настроения. Обратить внимание на то, какие чувства и настроения вызывает та или иная погода, действия и поступки других людей, обстоятельства.
- Формировать умение осознанно относиться к собственным и чужим чувствам, эмоциям, настроению.
Приемы и методы совместной деятельности.
- Чтение художественных произведений:
- С. Маршак. «Котята»;
- Л. Толстой. «Птичка»;
- К. Чуковский. «Бармалей», «Тараканище»;
- Е. Еремин. «Злодей».
- Слушание музыкальных произведений: П. Чайковский. «Болезнь куклы», «Похороны куклы».
- Обсуждение реальных и смоделированных педагогом ситуаций.
Например:
«Девочка пришла в детский сад после болезни с очень короткими волосами, ей очень одиноко и неуютно, так как все над ней смеются».
Дети садятся в круг и, передавая друг другу мяч, говорят при этом добрые слова.
- Игра «Угадай настроение».
Детям раздается комплект картинок с изображением различных эмоциональных состояний литературных персонажей, они угадывают их настроение (грустный, веселый, спокойный).
- Использование различных видов театра с по следующим обсуждением эмоциональных состояний персонажей. Например, можно поставить сказки «Заюшкина избушка», «Красная Шапочка» и др.
Содержание занятия:
- Игра «Маски эмоций».
Дети рассматривают маски с различными эмоциями (гру стный, радостный, злой, спокойный и т. д.), определяют со стояние, называют его признаки (мимика, жесты).
- Игра «Грустный. Счастливый».
Воспитатель подводит детей к выводу о том, что бывают общие, а бывают личные причины радостных и грустных переживаний для тех или иных людей.
- Рисование на тему «Грустный и радостный день в моей жизни» (листок делится пополам, на одной стороне рисуется грустное событие, а на другой - радостное).
Воспитатель и дети рассматривают рисунки, анализируют их содержание, обращая внимание на разный цвет, используемый в рисунках, передающий радостное и грустное настроение.
«Девочку не принимают играть. Она чувствует себя очень несчастной, и ей кажется, что ее никто не любит». И т. д.
- Беседа на тему «Грустно».
- А вам было когда-нибудь грустно? Почему?
- Что помогло вам преодолеть грусть? И т. д.
- Игра «Грустный, счастливый».
Дети стоят в кругу. По очереди передают мячик, заканчивая фразу:
- Радуюсь, когда...
- Я грущу, когда...
- Игра «Вернисаж».
Дети рассматривают картины и рассказывают о настроении, чувствах, появляющихся при этом.
- Слушание музыкальных картинок.
Дети слушают разнохарактерные музыкальные фрагменты из классических произведений. В зависимости от настроения, вызванного музыкой, поднимают карточки с условными изображениями эмоциональных состояний.
- Сюжетные картинки «Счастливый, грустный».
Ребенку предлагается изобразить в пустом овале на кар точке мимику, соответствующую эмоциональному состоянию, связанному с ситуацией, изображенной на картинке (например: мальчик разбил вазочку, девочка получила подарок и т. д.).
- Игра «Волшебные слова».
Аттестация педагогических работников | Консультации для воспитателей | Контроль и руководство педагогическим процессом в ДОУ | Методический кабинет старшего воспитателя | Педсоветы, Семинары в ДОУ | Передовой педагогический опыт, Образовательные проекты в ДОУ | КОП технической направленности