Дошкольный возраст, Воспитание дошкольников

DoshVozrast.RU

Сайт для детского сада, для воспитателей детских садов и родителей

Методическая работа

Передовой педагогический опыт в детском саду ДОУ

Экологический проект «Все на свете нам нужны, Мир насекомых»

Клюева Наталья Александровна, воспитатель МБДОУ №63 «Маленькая страна» г.Ангарск, Иркутская область

Паспорт проекта

Полное название проекта: «Все на свете нам нужны! (мир насекомых)».

Участники проекта: Воспитанники МБДОУ № 63 «Маленькая страна» младшей группы № 5 «Капитошка», воспитатель, родители.

Адрес организации: 665829, г. Ангарск, микрорайон 10, дом № 58.

Телефон: 555-313; 510-201.

Вид, тип проекта: Групповой, среднесрочный, творческий.

Место проведения: г. Ангарск, МБДОУ детский сад № 63.

Сроки проведения: 20.04. - 24.04.15 год.

Количество участников проекта: 24 человека (из них 16 детей, 1 педагог 7 родителей).

Возраст детей: 3 - 4 года.

Форма проведения: дневная (в рамках организации непосредственной образовательной деятельности, совместной деятельности детей и педагога, предполагаемой самостоятельной деятельности).

Описание проекта

Идея проекта: Во время прогулки дети наблюдали за муравьями. Часть детей выражали огромный интерес, другие - пытались посадить муравьёв в ведёрко и унести в группу, кто - то попросту испугался. Были и такие ребята, которые предлагали уничтожить муравьёв, мнения разделились. Педагог предложила посмотреть, каких ещё насекомых дети видят и хотели бы они узнать об удивительном мире насекомых. Так родилась идея - узнать как можно больше о мире насекомых. Участие детей в проекте позволит сформировать представления о насекомых, их пользе или вреде; развить творческие способности и поисковую деятельность.

Актуальность: Экологическое воспитание подрастающего поколения - это одна из важнейших, актуальнейших задач всей системы народного образования, которая реализуется во всех её звеньях. Дошкольный возраст - это наиболее благоприятный период эмоционального взаимодействия ребёнка с природой. Цель педагога - поддерживать постоянный интерес к окружающей нас природе, научить замечать особенности природы, её разнообразие.

Поэтому вместе с воспитанниками и их родителями был разработан экологический проект «Все на свете нам нужны! Мир насекомых».

Проблема: «Нужны ли насекомые? Пользу или вред они приносят?»

Цель проекта: Создать условия для расширения представлений детей о мире насекомых, их пользе и значимости в экологической пирамиде.

Задачи проекта:

  • Формировать у детей глубокие представления о насекомых (бабочка, муравей, жук, пчела, кузнечик и так далее), их строении, способах передвижения, пользе, которую приносят насекомые;
  • Продолжать формировать навыки исследовательской деятельности.
  • Развивать умение передавать свои чувства от общения с природой в рисунках и поделках.
  • Развивать любознательность, наблюдательность.
  • Развивать умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно.
  • Развивать эмоциональную отзывчивость;
  • Развивать коммуникативные навыки;
  • Развивать познавательную деятельность, интеллектуальную инициативу.
  • Воспитывать бережное отношение к насекомым.
  • Воспитывать у детей эмоционально-положительное отношение к миру насекомых, развивать желание наблюдать за насекомыми и умение показать свои знания о них через создание рисунков, макета.

Линии развития личности:

Физическое развитие: Развивать потребность в положительном эмоциональном фоне при общении со сверстниками и взрослыми.

Социально - коммуникативное развитие:

- Развивать навыки свободного межличностного общения, чувство взаимопомощи и коллективизма.

- Учить осознавать функции речи (культура общения во время проведения разных видов совместной и самостоятельной деятельности: наблюдений, Н. О. Д, сюжетно - ролевых игр, экспериментирования, рассматривания иллюстраций и многое другое)

- Повысить уровень коммуникативной компетентности через увлечённость общим делом.

Познавательное развитие: Систематизировать знания развития познавательных интересов о мире насекомых.

Художественно - эстетическое развитие:

- Углубленно приобщать к осознанно - бережному отношению к природным объектам через чтение художественной литературы о насекомых.

- Умение отображать богатый мир насекомых в рисунках и поделках.

Этапы проекта: подготовительный, организационный, заключительный.

Ход реализации проекта: На первом - подготовительном этапе мною, как педагогом и организатором проекта «Все на свете нам нужны! Мир насекомых» были запланированы следующие мероприятия:

- Подбор познавательной и художественной литературы, иллюстрированного материала, создание картотеки рассказов, загадок, стихов и сказок по теме проекта.

- Анализ уровня знаний детей о насекомых; проведение опроса детей по теме проекта.

- Обсуждение проекта с детьми, выявление возможностей, средств, необходимых для реализации проекта.

- Составление перспективного плана мероприятий педагогом.

- Сбор информации к теме недели (фотоматериалы, иллюстрации, музыка).

- Работа с родителями по взаимодействию в рамках проекта:

  • Консультация для родителей на тему: «Как провести выходной день с ребёнком»
  • Консультация для родителей на тему: «Первая помощь при укусах насекомых»
  • Консультация для родителей на тему: «Если ребёнок боится насекомых»
  • Консультация для родителей на тему: «Насекомые в жизни человека»
  • Индивидуальное и групповое консультирование родителей по проблеме на тему: «Экологическое воспитание детей в семье»

- Разработка занимательной деятельности с детьми.

- Чтение познавательной литературы по теме.

- Заучивание загадок и стихов о насекомых.

- Рассматривание иллюстративных журналов, календарей с изображением насекомых.

- С детьми на обсуждении была составлена модель трёх вопросов: «Что мы знаем?», «Что хотим узнать?», «Как будем узнавать?»

На следующем, организационном этапе, с детьми был реализован перспективный план мероприятий в непосредственно - образовательной, совместной, а так же, самостоятельной деятельности с детьми по всем видам детской деятельности:

Познавательно - исследовательская:

  • Беседа с детьми "Насекомые "
  • Наблюдения за насекомыми в природе окружающего мира
  • Знакомство со схемой отличительных особенностей насекомых от других объектов живой природы.
  • Рассматривание иллюстраций, фотографий, энциклопедий с изображением насекомых.
  • Рассматривание иллюстраций к рассказам и стихотворениям по теме недели.
  • Рассматривание книжных иллюстраций о насекомых
  • Рассматривание демонстрационного материала "Насекомые"
  • Просмотр детских презентаций «Насекомые - наши соседи»
  • Просмотр презентации «Этот загадочный мир насекомых!»
  • Наблюдение за полетом вертолета, сравнение его со стрекозой.
  • Просмотр мультфильмов «Путешествие муравья», «Зелёный кузнечик», «Пчёлка Майя», «Под грибом».

Художественная литература:

- К. Чуковский «Муха-цокотуха», «Тараканище»,

- В. Степанов «Стрекоза»,

- В. Бонзельс «Пчелка Майя»,

- В. Брагин «В стране дремучих трав»,

- Г. Х. Андерсен «Дюймовочка»,

- А. Бианки «Как муравьишка домой спешил»,

- С. Михалков «Академия наук»,

- Г. Скребицкий «Счастливый жучок»,

- В. Зотов из книги «Лесная мозаика» («Божья коровка», «Кузнечик», «Майский жук»),

- К. Ушинский «Пчёлки на разведках»,

- Н. Абрамцева «Сказка о веселой пчеле»,

- И. Крылов басня «Стрекоза и муравей»,

- Н. Майер «Паучок-художник».

- К. Ушинский «Капустная белянка»,

- Загадывание загадок;

- Разучивание стихов о насекомых: Ф. Грубин «Божья коровка», М. Моравская «Два жука»,

Т. Собакакин «Дом для муравьёв», А. Барто «Комары», Б. Заходер «Муха-чистюха», И. Мордовина «Кузнечик». Л. Модзалевский «Мотылёк».

Социально-коммуникативная:

Составление описательного рассказа о насекомом с использованием схем.

В течение дня, во время одевания на прогулку с детьми проводились беседы на темы:

- «Правила поведения на природе: в лесу, в поле…»,

- «Почему нужно беречь природу»,

- «Как уберечься от опасных насекомых»,

- «Об укусах и первой помощи»,

- «Почему нельзя уничтожать насекомых?»,

- «Насекомые, какие они?»,

- «Зачем насекомым растения?»,

- «Что произойдёт с лугом, лесом, с нашей природой, если насекомые исчезнут?»,

Сообщения детей о насекомых.

Отгадывание загадок.

Объяснение крылатых выражений типа «Комар носа не подточит», «Какая муха тебя укусила?», «Тружусь как пчела», «Сделать из мухи слона», «Он мухи не обидит».

Продуктивная, трудовая:

- Коллективное рисование "Маленькие жители большой земли"

- Рисование "Насекомые нашего луга"

- Лепка (способ налепа) "Насекомые, цветы - до чего вы хороши!"

- Ручной труд - изготовление цветов, травы из бумаги с использованием бросового материала к макету "Загадочный мир насекомых"

- Работа с раскрасками по теме проекта

- Рисование по шаблонам и трафаретам

- Графические упражнения "Дорисуй"

- Подбор коллекции насекомых - игрушечных муляжей.

- Выполнение трудовых поручений, уборка рабочего места.

Игровая:

- Игра-викторина для детей "Мир насекомых".

- Дидактические игры «Дары природы», «Хорошо - плохо», «Четвертый - лишний».

- Дидактическая игра "Игра в слова"

- Игра "Превращения"

- Творческие игры с игрушками насекомыми

- Настольные игры: «Лото», «Божьи коровки», «Паучок»

- Подвижные игры «Бабочки и ласточки», «Стрекозы, бабочки, пчёлы, кузнечики»

- Подвижные игры «Медведь и насекомые», «Медведь и пчёлы», «Весёлые превращения»

Музыкально - художественная:

Прослушивание и узнавание музыкальных произведений:

- Н. Римский-Корсаков «Полет Шмеля»,

- С. Прокофьев. "Детская музыка"- №7 "Шествие кузнечиков",

- Р. Шуман «Бабочки».

Игра на детских музыкальных инструментах - оркестр «В траве сидел кузнечик»

Детям по-настоящему стала близка тема проекта, поэтому с успехом была реализована непосредственно - образовательная и организованная самостоятельная детская деятельность детей.

Образовательная область: Данный проект проходит через все виды детской деятельности: непосредственно - образовательной, совместной и в самостоятельной деятельности.

Ведущими областями по реализации проекта стали образовательная область «Познание» (расширение кругозора и полной картины мира), образовательная область «Художественное творчество» (рисование, лепка) и Образовательная область "Коммуникация"(составление рассказов, чтение литературы).

Предполагаемый результат над проектом можно представить следующим образом:

- Сформированность знаний детей о насекомых, усвоение детьми необходимых знаний по теме: «Мир насекомых»:

  • Дети должны знать и называть насекомых (бабочка, муравей, жук, пчела, кузнечик и так далее);
  • Иметь простейшие представления о некоторых особенностях внешнего вида (форма тела, количество ног, наличие крыльев), способах передвижения (прыгает, летает, бегает), издаваемых звуках (жужжит, стрекочет), где и как зимуют насекомые;
  • Знать о пользе или вреде, которую приносят людям и растениям;
  • Находить сходства и различия;
  • Владеть обобщающим понятием «насекомые»;

- Развитие у детей познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков;

- Совершенствование звукопроизношения, выразительности и связной речи детей.

- Содействие творческому развитию детей;

- Расширение кругозора воспитанников;

- Развитие эмоциональной отзывчивости;

- Гармонизация отношений между взрослыми и детьми.

- Успешное интеллектуально - личностное развитие детей.

- Развитие познавательной активности детей.

- Преобразование предметно - развивающей среды в группе (наглядный дидактический материал).

- Вовлечение родителей в педагогический процесс ДОУ, укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом.

В ходе реализации данного проекта мы предполагаем, что у ребёнка старшего дошкольного возраста произойдёт:

- накопление представлений о многообразии насекомых, формирование интереса к насекомым и бережного отношения к ним, развитие речи у детей, активации словаря, развитие у них умения рассуждать, наблюдать, а так же,

- сформируется интерес и индивидуальное эмоциональное отношение к миру природы у каждого ребенка.

Продуктом проекта стали:

- Создание с детьми коллективной картины «Маленькие жители большой Земли».

- Изготовление с детьми и родителями книжек - малышек о насекомых.

- Создание макета "Загадочный мир насекомых".