Методическая работа
Передовой педагогический опыт в детском саду ДОУ
Экологический проект «Все на свете нам нужны, Мир насекомых»
Клюева Наталья Александровна, воспитатель МБДОУ №63 «Маленькая страна» г.Ангарск, Иркутская область
Паспорт проекта
Полное название проекта: «Все на свете нам нужны! (мир насекомых)».
Участники проекта: Воспитанники МБДОУ № 63 «Маленькая страна» младшей группы № 5 «Капитошка», воспитатель, родители.
Адрес организации: 665829, г. Ангарск, микрорайон 10, дом № 58.
Телефон: 555-313; 510-201.
Вид, тип проекта: Групповой, среднесрочный, творческий.
Место проведения: г. Ангарск, МБДОУ детский сад № 63.
Сроки проведения: 20.04. - 24.04.15 год.
Количество участников проекта: 24 человека (из них 16 детей, 1 педагог 7 родителей).
Возраст детей: 3 - 4 года.
Форма проведения: дневная (в рамках организации непосредственной образовательной деятельности, совместной деятельности детей и педагога, предполагаемой самостоятельной деятельности).
Описание проекта
Идея проекта: Во время прогулки дети наблюдали за муравьями. Часть детей выражали огромный интерес, другие - пытались посадить муравьёв в ведёрко и унести в группу, кто - то попросту испугался. Были и такие ребята, которые предлагали уничтожить муравьёв, мнения разделились. Педагог предложила посмотреть, каких ещё насекомых дети видят и хотели бы они узнать об удивительном мире насекомых. Так родилась идея - узнать как можно больше о мире насекомых. Участие детей в проекте позволит сформировать представления о насекомых, их пользе или вреде; развить творческие способности и поисковую деятельность.
Актуальность: Экологическое воспитание подрастающего поколения - это одна из важнейших, актуальнейших задач всей системы народного образования, которая реализуется во всех её звеньях. Дошкольный возраст - это наиболее благоприятный период эмоционального взаимодействия ребёнка с природой. Цель педагога - поддерживать постоянный интерес к окружающей нас природе, научить замечать особенности природы, её разнообразие.
Поэтому вместе с воспитанниками и их родителями был разработан экологический проект «Все на свете нам нужны! Мир насекомых».
Проблема: «Нужны ли насекомые? Пользу или вред они приносят?»
Цель проекта: Создать условия для расширения представлений детей о мире насекомых, их пользе и значимости в экологической пирамиде.
Задачи проекта:
- Формировать у детей глубокие представления о насекомых (бабочка, муравей, жук, пчела, кузнечик и так далее), их строении, способах передвижения, пользе, которую приносят насекомые;
- Продолжать формировать навыки исследовательской деятельности.
- Развивать умение передавать свои чувства от общения с природой в рисунках и поделках.
- Развивать любознательность, наблюдательность.
- Развивать умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно.
- Развивать эмоциональную отзывчивость;
- Развивать коммуникативные навыки;
- Развивать познавательную деятельность, интеллектуальную инициативу.
- Воспитывать бережное отношение к насекомым.
- Воспитывать у детей эмоционально-положительное отношение к миру насекомых, развивать желание наблюдать за насекомыми и умение показать свои знания о них через создание рисунков, макета.
Линии развития личности:
Физическое развитие: Развивать потребность в положительном эмоциональном фоне при общении со сверстниками и взрослыми.
Социально - коммуникативное развитие:
- Развивать навыки свободного межличностного общения, чувство взаимопомощи и коллективизма.
- Учить осознавать функции речи (культура общения во время проведения разных видов совместной и самостоятельной деятельности: наблюдений, Н. О. Д, сюжетно - ролевых игр, экспериментирования, рассматривания иллюстраций и многое другое)
- Повысить уровень коммуникативной компетентности через увлечённость общим делом.
Познавательное развитие: Систематизировать знания развития познавательных интересов о мире насекомых.
Художественно - эстетическое развитие:
- Углубленно приобщать к осознанно - бережному отношению к природным объектам через чтение художественной литературы о насекомых.
- Умение отображать богатый мир насекомых в рисунках и поделках.
Этапы проекта: подготовительный, организационный, заключительный.
Ход реализации проекта: На первом - подготовительном этапе мною, как педагогом и организатором проекта «Все на свете нам нужны! Мир насекомых» были запланированы следующие мероприятия:
- Подбор познавательной и художественной литературы, иллюстрированного материала, создание картотеки рассказов, загадок, стихов и сказок по теме проекта.
- Анализ уровня знаний детей о насекомых; проведение опроса детей по теме проекта.
- Обсуждение проекта с детьми, выявление возможностей, средств, необходимых для реализации проекта.
- Составление перспективного плана мероприятий педагогом.
- Сбор информации к теме недели (фотоматериалы, иллюстрации, музыка).
- Работа с родителями по взаимодействию в рамках проекта:
- Консультация для родителей на тему: «Как провести выходной день с ребёнком»
- Консультация для родителей на тему: «Первая помощь при укусах насекомых»
- Консультация для родителей на тему: «Если ребёнок боится насекомых»
- Консультация для родителей на тему: «Насекомые в жизни человека»
- Индивидуальное и групповое консультирование родителей по проблеме на тему: «Экологическое воспитание детей в семье»
- Разработка занимательной деятельности с детьми.
- Чтение познавательной литературы по теме.
- Заучивание загадок и стихов о насекомых.
- Рассматривание иллюстративных журналов, календарей с изображением насекомых.
- С детьми на обсуждении была составлена модель трёх вопросов: «Что мы знаем?», «Что хотим узнать?», «Как будем узнавать?»
На следующем, организационном этапе, с детьми был реализован перспективный план мероприятий в непосредственно - образовательной, совместной, а так же, самостоятельной деятельности с детьми по всем видам детской деятельности:
Познавательно - исследовательская:
- Беседа с детьми "Насекомые "
- Наблюдения за насекомыми в природе окружающего мира
- Знакомство со схемой отличительных особенностей насекомых от других объектов живой природы.
- Рассматривание иллюстраций, фотографий, энциклопедий с изображением насекомых.
- Рассматривание иллюстраций к рассказам и стихотворениям по теме недели.
- Рассматривание книжных иллюстраций о насекомых
- Рассматривание демонстрационного материала "Насекомые"
- Просмотр детских презентаций «Насекомые - наши соседи»
- Просмотр презентации «Этот загадочный мир насекомых!»
- Наблюдение за полетом вертолета, сравнение его со стрекозой.
- Просмотр мультфильмов «Путешествие муравья», «Зелёный кузнечик», «Пчёлка Майя», «Под грибом».
Художественная литература:
- К. Чуковский «Муха-цокотуха», «Тараканище»,
- В. Степанов «Стрекоза»,
- В. Бонзельс «Пчелка Майя»,
- В. Брагин «В стране дремучих трав»,
- Г. Х. Андерсен «Дюймовочка»,
- А. Бианки «Как муравьишка домой спешил»,
- С. Михалков «Академия наук»,
- Г. Скребицкий «Счастливый жучок»,
- В. Зотов из книги «Лесная мозаика» («Божья коровка», «Кузнечик», «Майский жук»),
- К. Ушинский «Пчёлки на разведках»,
- Н. Абрамцева «Сказка о веселой пчеле»,
- И. Крылов басня «Стрекоза и муравей»,
- Н. Майер «Паучок-художник».
- К. Ушинский «Капустная белянка»,
- Загадывание загадок;
- Разучивание стихов о насекомых: Ф. Грубин «Божья коровка», М. Моравская «Два жука»,
Т. Собакакин «Дом для муравьёв», А. Барто «Комары», Б. Заходер «Муха-чистюха», И. Мордовина «Кузнечик». Л. Модзалевский «Мотылёк».
Социально-коммуникативная:
Составление описательного рассказа о насекомом с использованием схем.
В течение дня, во время одевания на прогулку с детьми проводились беседы на темы:
- «Правила поведения на природе: в лесу, в поле…»,
- «Почему нужно беречь природу»,
- «Как уберечься от опасных насекомых»,
- «Об укусах и первой помощи»,
- «Почему нельзя уничтожать насекомых?»,
- «Насекомые, какие они?»,
- «Зачем насекомым растения?»,
- «Что произойдёт с лугом, лесом, с нашей природой, если насекомые исчезнут?»,
Сообщения детей о насекомых.
Отгадывание загадок.
Объяснение крылатых выражений типа «Комар носа не подточит», «Какая муха тебя укусила?», «Тружусь как пчела», «Сделать из мухи слона», «Он мухи не обидит».
Продуктивная, трудовая:
- Коллективное рисование "Маленькие жители большой земли"
- Рисование "Насекомые нашего луга"
- Лепка (способ налепа) "Насекомые, цветы - до чего вы хороши!"
- Ручной труд - изготовление цветов, травы из бумаги с использованием бросового материала к макету "Загадочный мир насекомых"
- Работа с раскрасками по теме проекта
- Рисование по шаблонам и трафаретам
- Графические упражнения "Дорисуй"
- Подбор коллекции насекомых - игрушечных муляжей.
- Выполнение трудовых поручений, уборка рабочего места.
Игровая:
- Игра-викторина для детей "Мир насекомых".
- Дидактические игры «Дары природы», «Хорошо - плохо», «Четвертый - лишний».
- Дидактическая игра "Игра в слова"
- Игра "Превращения"
- Творческие игры с игрушками насекомыми
- Настольные игры: «Лото», «Божьи коровки», «Паучок»
- Подвижные игры «Бабочки и ласточки», «Стрекозы, бабочки, пчёлы, кузнечики»
- Подвижные игры «Медведь и насекомые», «Медведь и пчёлы», «Весёлые превращения»
Музыкально - художественная:
Прослушивание и узнавание музыкальных произведений:
- Н. Римский-Корсаков «Полет Шмеля»,
- С. Прокофьев. "Детская музыка"- №7 "Шествие кузнечиков",
- Р. Шуман «Бабочки».
Игра на детских музыкальных инструментах - оркестр «В траве сидел кузнечик»
Детям по-настоящему стала близка тема проекта, поэтому с успехом была реализована непосредственно - образовательная и организованная самостоятельная детская деятельность детей.
Образовательная область: Данный проект проходит через все виды детской деятельности: непосредственно - образовательной, совместной и в самостоятельной деятельности.
Ведущими областями по реализации проекта стали образовательная область «Познание» (расширение кругозора и полной картины мира), образовательная область «Художественное творчество» (рисование, лепка) и Образовательная область "Коммуникация"(составление рассказов, чтение литературы).
Предполагаемый результат над проектом можно представить следующим образом:
- Сформированность знаний детей о насекомых, усвоение детьми необходимых знаний по теме: «Мир насекомых»:
- Дети должны знать и называть насекомых (бабочка, муравей, жук, пчела, кузнечик и так далее);
- Иметь простейшие представления о некоторых особенностях внешнего вида (форма тела, количество ног, наличие крыльев), способах передвижения (прыгает, летает, бегает), издаваемых звуках (жужжит, стрекочет), где и как зимуют насекомые;
- Знать о пользе или вреде, которую приносят людям и растениям;
- Находить сходства и различия;
- Владеть обобщающим понятием «насекомые»;
- Развитие у детей познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков;
- Совершенствование звукопроизношения, выразительности и связной речи детей.
- Содействие творческому развитию детей;
- Расширение кругозора воспитанников;
- Развитие эмоциональной отзывчивости;
- Гармонизация отношений между взрослыми и детьми.
- Успешное интеллектуально - личностное развитие детей.
- Развитие познавательной активности детей.
- Преобразование предметно - развивающей среды в группе (наглядный дидактический материал).
- Вовлечение родителей в педагогический процесс ДОУ, укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом.
В ходе реализации данного проекта мы предполагаем, что у ребёнка старшего дошкольного возраста произойдёт:
- накопление представлений о многообразии насекомых, формирование интереса к насекомым и бережного отношения к ним, развитие речи у детей, активации словаря, развитие у них умения рассуждать, наблюдать, а так же,
- сформируется интерес и индивидуальное эмоциональное отношение к миру природы у каждого ребенка.
Продуктом проекта стали:
- Создание с детьми коллективной картины «Маленькие жители большой Земли».
- Изготовление с детьми и родителями книжек - малышек о насекомых.
- Создание макета "Загадочный мир насекомых".
Аттестация педагогических работников | Консультации для воспитателей | Контроль и руководство педагогическим процессом в ДОУ | Методический кабинет старшего воспитателя | Педсоветы, Семинары в ДОУ | Передовой педагогический опыт, Образовательные проекты в ДОУ | КОП технической направленности