Дошкольный возраст, Воспитание дошкольников

DoshVozrast.RU

Сайт для детского сада, для воспитателей детских садов и родителей

Методическая работа

Передовой педагогический опыт в детском саду ДОУ

Из опыта работы в ДОУ «Технология описания опыта»

Зыбцева Елена Александровна, воспитатель МАДОУ д/с №17, г.Алексеевка, Белгородская область

Целью нашей работы является формирование у детей сенсорной культуры, умение обследовать предметы, а также развитие аналитического восприятия.

Развитие сенсорных способностей младших дошкольников посредством игровой деятельности будет эффективней при реализации следующих условий :

  • подбор системы игровой деятельности, соответствующей по цели развитию сенсорных способностей у детей, с постепенным переходом от простого к сложному;
  • работа по сенсорному развитию должна выстраиваться с соблюдением следующих принципов: наглядности, доступности, прочности, систематичности и последовательности;
  • содержание работы по сенсорному развитию будет реализовываться не только в игровой деятельности, но и в других разных видах деятельности детей;
  • просвещение педагогов и родителей в области развития сенсорных способностей у детей;
  • создание развивающей среды в группе детского сада.

Для достижения поставленной цели работы поставлены следующие задачи:

  • изучить и рассмотреть особенности сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста;
  • проанализировать специфику использования системы по проведению игровой деятельности для развития сенсорных способностей детей;
  • изучить показатели и уровень развития сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности;
  • разработать и апробировать систему мероприятий по сенсорному развитию младших дошкольников посредством игровой деятельности.

В дошкольной педагогике дидактические игры и упражнения с давних пор считались основным средством сенсорного воспитания. На них полностью возлагалась задача формирования сенсорной культуры ребенка: знакомство с формой, величиной, цветом, пространством и звуком.

В результате анализа методической литературы был подобран и разработан комплекс интересных, познавательных и доступных для детей развивающих игр для сенсорного развития, а также система педагогической работы, направленная на сенсорное развитие у детей младшей группы посредством игровой деятельности.

Особый акцент был сделан на умелый подбор игрушек, организацию развивающей среды, сферу общения, активную позицию педагогов и родителей при организации сенсорного воспитания детей.

В играх и упражнениях детям предоставлялась возможность:

  • повторно воспринимать окружающие предметы и их свойства, упражнять в их узнавании и различии;
  • оформлять чувственное впечатление, уточнять названия предметов и их характерные свойства (форма, величина, цвет).
  • ориентироваться не только по внешнему виду предмета, но и по словесному описанию;
  • делать первичные обобщения, группировать предметы по общим свойствам;
  • соотносить, сравнивать жизненные свойства предмета с имеющимися мерками, сенсорными эталонами (форма предметов с геометрическими фигурами).

Виды дидактических игр:

1. Игры-поручения, основанные на интересе детей к действиям с игрушками и предметами: подбирать, складывать и раскладывать, вставлять, нанизывать и т. п.

2. Игры с прятанием и поиском. Основанные на интересе детей к неожиданному появлению и исчезновению предметов, их поиску и нахождению.

3. Игры с загадыванием и отгадыванием, привлекающие детей неизвестностью: «Узнай», «Отгадай», «Что здесь?», «Что изменилось?».

4. Сюжетно-ролевые дидактические игры, игровое действие которых заключается в изображении различных жизненных ситуаций, в выполнении ролей взрослых: продавца, покупателя, почтальона - или животных: волка, гусей и т. д.

5. Игры-соревнования, основанные на стремлении быстрее достичь игрового результата, выиграть: «Кто первый», «Кто быстрее», «Кто больше» и т. д.

6. Игры в фанты или игры в запретный «штрафной» предмет(картинку) или его свойство (например, цвет), связанные с интересными игровыми моментами - избавиться от ненужного, сбросить карту, удержаться, не потребовать себе штрафной предмет или картинку, не сказать запретного слова.

Игры включались в любую образовательную деятельность. В процессе игровой деятельности у дошкольников постепенно формировались сначала практические действия по цветовому различению, а затем эталоны и умственные действия по восприятию цвета. Задачи постепенно усложнялись: сначала детей знакомили с контрастными цветами, затем добавлялись новые цвета спектра.

Специальные приемы, упражняющие детей в подборе и группировке цветовых тонов и оттенков, значительно обогащают детскую речь. А это, в свою очередь, делает совершеннее процесс восприятия цветовых тонов.

Игры и упражнения, используемые в работе с детьми младшего дошкольного возраста по развитию сенсорных способностей

Развитие зрительного восприятия

Цвет

Форма

Величина

Слух, движения, ориентировка в пространстве

Дети учатся группировать, соотносить предметы по цвету, развивать координацию движений рук.

Дети учатся различать, группировать предметы по форме, вставлять предметы данной формы в соответствующие для них отверстия; упражняются правильно соотносить несколько предметов с одним и тем же геометрическим образцом.

Дети учатся различать, чередовать, группировать предметы по величине; собирать башню, ориентируясь на образец, располагая кольца по убывающей величине; развивать глазомер детей при выборе по образцу предметов определённой величины.

Дети учатся различать на слух, двигаться правильно, ориентироваться в пространстве

«Воздушные шары»

«Спрячь мышку»

«Подбери по цвету»

«Лебедушка»

«Окраска воды»

«У кого какое платье?»

«Разноцветные квадратики»

«Какие бывают фигуры»

«Подбери фигуру»

«Кому какая форма?»

«Что лежит в мешочке?»

«Геометрическое лото»

«Подбери окошко»

«Три квадрата»

«Башня»

«Что там?»

«Лесенка»

«Соберем пирамидку»

«Сбор фруктов»

«Самая короткая, самая длинная»

«Тихо-громко»

«Угадай, кто позвал?»

«Кто как кричит?»

«Найди свой домик»

«Близко-далеко»

«Слева-справа»

«Найди свою пару»

«Поставь на нужное место»

«Вверх-вниз»

«Найди среди других»

Игры и упражнения, предлагаемые для детей четвертого года жизни, рассчитаны на первоначальное ознакомление с шестью цветами спектра, пятью геометрическими формами, отношениями 3-5 однородных объектов по величине.

В свободной деятельности с детьми организовывались упражнения, для которых использовалось игровой оборудование, изготовленное из бросового и природного материала: прищепки, камешки, разные виды макарон, пробки от пластиковых бутылок, клубки ниток и т. д. Совместно с родителями изготовлено панно с пуговицами, кнопками, шнуровками, липучками «Развивашка». Использование данного игрового оборудования способствовало не только развитию мелкой моторики рук, но и развитию творчества и фантазии детей.

Дидактические игры проводились 2 - 3 раза в неделю, продолжительностью 10 - 15 минут. Для поддержания интереса вводился соревновательный момент, а также момент сюрпризности. Каждый ребенок имел возможность проявить активность, сделать выбор, помочь герою и т. д. ; отмечалось более уверенное владение детьми эталонами.

Сенсорное воспитание, как первая ступень умственного развития, тесно связана с различными сторонами деятельности ребёнка. Поэтому во время проведения непосредственно образовательной деятельности мы старались развивать сенсорное, чувственное восприятие ребёнка.

Но, главное были созданы соответствующие условия и развивающая среда в группе детского сада. Помимо различных развивающих игр и пособий, использовали разрезные картинки, складные кубики и т. д., был организован сенсорный центр, который пополнили специфическими для экспериментов материалами: клубками ниток, различной фактуры тканями, прищепками, природным материалом, емкостями с водой и песком и многим другим. Здесь организуется не только совместная деятельность воспитателя с детьми, а также различные игры по желанию детей.

Таким образом, сенсорное развитие осуществлялось в неразрывной связи с другими видами деятельности.

Одним из условий, обеспечивающих сенсорное развитие детей раннего возраста, являлось единство педагогических воздействий со стороны всех участников педагогического процесса. Особая роль при этом принадлежит родителям детей.

По результатам анкетирования на первичном этапе мониторинга было выявлено, что только 40 % родителей владеют знаниями по развитию сенсорных способностей у детей. С целью устранения неинформированности в работу с родителями были включены разнообразные формы взаимодействия, обобщенные темой "Развитие сенсорных способностей у ребенка в детском саду и дома». Был организован «круглый стол» для родителей по данному вопросу, который значительно повысил интерес к сенсорному развитию детей. В информационном центре для родителей постоянно размещались консультационные материалы: "Что такое сенсорика?", «Зачем развивать сенсорные способности у детей?», "Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста", "Игры по сенсорному развитию в раннем возрасте", "Знакомим малыша с признаками разных предметов", "Особенности сенсорного развития детей". На стенде размещались информационные листы «Учись, играя», «Вместе с мамой», «Игрушки своими руками».

Была организована тематическая фотовыставка «Вот какие мы умелые» и «Играем вместе», где были представлены фотографии игр детей в детском саду в сенсорных зонах.

Для организации более тесного взаимодействия была проведена консультация педагогов на педагогическом совете. В целях улучшения работы педагогов им система руководства игровой деятельностью по сенсорному развитию (Приложение №5).

Таким образом, активное привлечение родителей, педагогов к проблеме сенсорного воспитания детей дошкольного возраста способствует более успешному умственному развитию дошкольников.