Методическая работа
Передовой педагогический опыт в детском саду ДОУ
Патриотический проект для детей старшего дошкольного возраста «Знакомство с родным городом - Пермь»
Чупина В.Е., воспитатель МАДОУ №4 г.Пермь
Актуальность проекта
О важности приобщения ребёнка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отечественному наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живёшь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям.
У каждого счастливого человека есть свой любимый город. Чаще всего любимым городом, поселком, краем является то место, где человек родился или провел много времени, где промчалось детство человека, ведь именно с детством, если оно, конечно же, не было трудным, у большинства людей возникают самые добрые воспоминания. Сколько бы ни было лет человеку, он всегда помнит какие-то моменты из своего детства, а вместе с ними и места, где они происходили, то есть в любимом городе. Причем этому городу вовсе не обязательно быть столицей или городом-миллионером. Он может быть тихим, заброшенным городком и в то же время являться самым любимым городом, так как с ним связано много приятных впечатлений. У каждого любовь к городу проявляется по-разному. Например, поэты сочиняют стихотворения о любимом городе, композиторы пишут музыку, художники рисунок картины, тем самым прославляя город и увековечивая память о нем на многие годы. Я хочу, чтоб ребятам, город, в котором они живут, стал бы любимым! Этот проект посвящается Кунгуру - городу, который является Родиной моих воспитанников.
В данном проекте речь пойдёт о значении истории родного города и его влияние на патриотическое воспитание дошкольников. Успешность развития дошкольников при знакомстве с родным городом возможна только при условии активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально практическим путём, т. е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.
Цель: Воспитание гражданина и патриота своей страны, формирование нравственных ценностей.
Задачи проекта:
- воспитание у ребёнка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
- формирование бережного отношения к природе и всему живому;
- воспитание уважения к труду;
- развитие интереса к русским народным традициям и промыслам;
- формирование элементарных знаний о правах человека;
- расширение представлений о городах России;
- знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
- развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
- формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Нравственно-патриотическое воспитание ребёнка - сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины... Оно начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
Ресурсное обеспечение:
- Иллюстрации экспонатов краеведческого музея г. Перми
- книги,
- журналы,
- открытки достопримечательностей нашего города
- художественные произведения и материалы
- Просмотр фильма о природе Пермского края
- Тематические папки «фото знаменитых людей г. Перми, писателей, художников, писателей, композиторов», «животный и растительный мир Пермского края», «Достопримечательности Кировского района»
- Макет «Улица на которой я живу»
- Презентации «достопримечательности г. Перми», «История возникновения г. Перми», «Кировский район», «пермский Краеведческий музей».
Участники проекта:
- воспитатель;
- дети подготовительной к школе группы;
- родители воспитанников.
Прогнозируемый результат.
- Обогащенные и систематизированные знания детей об истории города и его культурных ценностях. Сформирован устойчивый интерес к изучению данной проблемы.
- Повышение родительской компетентности по представленной проблеме.
- Участие семей воспитанников в учебно-воспитательном процессе.
- Разработанное методическое и дидактическое сопровождение по данному разделу.
- Реализация проекта позволит повысить детскую, родительскую и педагогическую компетентность в вопросах истории, культуры города Кунгура, поможет сформировать заботливое отношение к родному городу.
Следовательно, данный проект способствует формированию не только познавательного интереса, но и имеет социальное значение.
Гипотеза:
Проживая в городе Перми, на территории уникальных мест, мы не только не посещаем их, но и мало знаем о них. В ходе реализации проекта дети получат знания о прекрасных местах, известных всему миру. Не следует ждать от детей взрослых форм проявления любви к родному городу, но если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории города, символике, достопримечательностях, будут знать имена тех, кто основал и прославил город, начнут проявлять интерес к событиям городской жизни и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.
Ожидаемые результаты:
- Дети должны знать и называть свой город, предприятия родного города и их значимость; символику города, достопримечательности, климатические условия; флору и фауну
- У детей должно быть сформировано чувство гордости за свой город и желание сохранить его чистым и красивым.
Проект: долгосрочный, групповой, творчески-поисковый.
Сроки реализации проекта: сентябрь 2015 май 2016 г. учебный год
Формы и методы реализации проекта:
Раздел программы |
Виды детской деятельности |
Речь и речевое развитие |
1. Познавательные занятия: - «Мой город на Каме» - «По улицам города» - «Урал - мой край родной» - «Растительный мир родного края» - «Животный мир Пермского края» - «Предприятия родного города» - «Река Кама» - «Народы Прикамья» - «Путешествие по городам Пермского края» - «Наши защитники» 2. Творческие рассказы: - «Город, в котором я живу» - «Я хозяин города» 3. Словотворчество детей с родителями: сочини стихи, сказку о г. Перми 4. Составление кроссвордов о птицах, растениях: «Что это?». 5. Чтение художественной литературы. 6. Конкурс пословиц и поговорок. «Делу - время, потехе - час». 7. Вечер загадок о растениях, животных, птицах, насекомых родного края. 8. Заучивание стихов. |
Игровая деятельность |
1. Оформление игротеки дидактических игр - С какого дерева лист? - Назови друзей леса. - Кто лишний. - Найди животных нашего края. - Когда это бывает. - Кто живёт в реке. - Кому, что нужно для работы. - Игры с макетом улицы Кировского района г. Перми - Народы Урала. - д/и «собери символы г. Перми» - Что нам нужно взять в поход. - Что перепутал художник. 2. Сюжетно - ролевые игры: - Пожарные - Защитники Родины - Экскурсии по г. Перми «Достопримечательности города» - Экскурсии в детскую Библиотеку им. Крылова - Экскурсия во дворец культуры имени Кирова - Экскурсия в выставочный зал Кировского района - Экскурсия к памятнику «Труженикам тыла» |
Трудовая деятельность |
- «Трудовой десант» детей и родителей (посадка деревьев, подрезание, уборка мусора весной, осенью на участке) - Конкурс на лучшую кормушку для птиц - Задание на лето: собрать гербарий растений Урала - Привлечение детей родителями для труда на даче Ручной труд: - Поделки из природного материала - Изготовление макетов зданий города - Изготовление символики города |
Изобразительная деятельность |
Рисование: - Животные, птицы, растения Урала - Улицы родного города - Где я отдыхал - Рисование национальных костюмов народов Пермского края - Хочу о добром рисовать - Район в котором я живу Лепка: животных, птиц Строительный материал: здания города. |
Здоровье и физическое развитие |
Беседы: - «Полезные привычки» - «Лечебный чай» - День здоровья. - Альбом эстафета «Поделись опытом семейного отдыха» - Спортивные праздники, развлечения |
Экологическое воспитание |
- Беседа о климатических условиях города, области. - Оформление альбомов с видовым разнообразием животного, растительного мира, их средой обитания. - Мероприятия по охране окружающей среды. |
Социальное развитие |
- Встречи с почетными людьми города - Экскурсии по родному городу - Экскурсии в лес - Экскурсия в библиотеку - Посещение выставок художников города, края - Экскурсии во дворец им. Кирова - Историческая Пермь |
Музыкальная деятельность |
- Разучивание стихов и песен о Перми - Оформление стенда «Художники Пермского края» |
Взаимодействие с родителями |
- «Природа Перми» - посиделки с мамами - Фотоальбомы «Как я отдыхал на реке Каме» - Составление эко сказки о городе Перми, реке Камы. - Помощь в организации экскурсий - Участие в выставках плакатов, рисунков, фото композиций, изготовление макетов |
Аттестация педагогических работников | Консультации для воспитателей | Контроль и руководство педагогическим процессом в ДОУ | Методический кабинет старшего воспитателя | Педсоветы, Семинары в ДОУ | Передовой педагогический опыт, Образовательные проекты в ДОУ | КОП технической направленности