Дошкольный возраст, Воспитание дошкольников

DoshVozrast.RU

Сайт для детского сада, для воспитателей детских садов и родителей

Методическая работа

Передовой педагогический опыт в детском саду

Организация работы по повышению профессиональной квалификации педагогов

Ибрагимова Н.Н., ст.воспитатель д/с №362 г.Казань

МАДОУ- «Детский сад № 362 комбинированного вида» Приволжского района г.Казани Республики Татарстан

Совершенствование всех сторон деятельности дошкольного образовательного учреждения возможно лишь при условии ясного видения руководителем основных направлений профессионального роста всех специалистов. Профессиональное развитие педагога дошкольного учреждения – это длительный процесс, целью которого является формирование человека как мастера своего дела, настоящего профессионала.

Дошкольное образовательное учреждение –«Детский сад № 362 комбинированного вида» Приволжского района в настоящее время реализует следующие функции: развивающую, воспитательную, образовательную, оздоровительную, общекультурную и др. В современных условиях противоречие между требуемым уровнем культуры педагогической деятельности, необходимой для реализации данных направлений углубляется. На сегодняшний день у нас работают 28 педагогов, из которых 2 человека (7%) имеют высшую квалификационную категорию, 11 воспитателей (39%) первую квалификационную категорию, 9 педагогов (32%) вторую и без категории 6 воспитателей, что составляет 22%.

Поэтому мы создаем оптимальные условия для воспитания у педагогов желания осуществления высокоэффективного педагогического процесса, для проявления высокой культуры педагогической деятельности. На данный момент у нас существует проблема формирования педагога, обладающего компетентностью, креативностью, готовностью к использованию и созданию инноваций, умению вести опытно-экспериментальную работу. Но считаем, что систематическая работа, организованная с педагогами по повышению профессиональной компетентности поможет вывести их на более высокий уровень.

Повышение квалификации – это учебный процесс, предполагающий сохранение приобретенной квалификации, а также приведение ее в связи с изменяющейся обстановкой, доведение до уровня, который соответствует деятельности учреждения. В работе по повышению квалификации педагогов придерживаемся следующих требований:

- обеспечиваем индивидуально-дифференцированный подход, учитывая возможности педагогов и их профессиональные интересы;

- способствуем активному усвоению знаний и закреплению профессиональных умений;

- оцениваем результативность повышения квалификации и своевременно вносим коррективы в этот процесс;

- обеспечиваем системный и комплексный подход.

Системность и комплексность повышения квалификации обеспечивается структурой ее организации, которая отражена в соответствующем плане работы детского сада.

Не секрет, что современному педагогу необходимо быть конкурентоспособным, уметь позиционировать себя в условиях дошкольного учреждения. Возможно, в этом ему поможет подборка материалов, характеризующая уровень его квалификации и содержащая основные направления профессионального роста. Эти материалы у нас накапливаются в «Педагогическом портфеле». Портфолио педагога ДОУ содержит следующие разделы:

  1. Данные о педагоге (визитная карточка).
  2. Нормативно-правовая база деятельности педагога дошкольного учреждения (перечень документов).
  3. Повышение уровня квалификации:
    - самодиагностика (изучение затруднений и интересов в профессиональной деятельности педагогов);
    - работа по самообразованию (тема, этапы работы);
    - посещение и проведение мероприятий;
    - глоссарий (словарные статьи, определения педагогических, психологических и медицинских терминов).
    - методическая копилка (статьи, конспекты занятий, методики, описание педагогических технологий, рефераты, цитаты и др.).
  4. Материалы по обобщению передового педагогического опыта (создание учебно-методического, учебного пособия, выступление с докладом, создание фотоальбома, видеофильма и т.д.)
  5. Рейтинг педагога (отзывы администрации дошкольного учреждения, родителей, воспитанников; результаты анкетирования участников образовательного процесса, грамоты, дипломы).

Портфолио начинаем формировать с каждым педагогом. Содержание разделов варьируются в зависимости от возраста и уровня квалификации педагога, специфики группы, в которой он работает. Наличие такого информационного банка не только способствует росту интеллектуального потенциала, но и стимулирует педагога к осуществлению инновационной деятельности, способствует повышению квалификации педагога. Данный накопленный материал будет использоваться воспитателем как форма квалификационного испытания при аттестации.

Кроме этого, в отслеживании профессионального роста педагога нами используются «Журналы наблюдений за соблюдением стандартов». Специально разработанные для воспитателей, работающих по программе «Воспитание и обучение в детском саду» под ред. М.А.Васильевой и по программе «Детство» под ред. В.И. Логиновой, Т.И. Бабаевой. Журнал состоит из двух частей: в первой фиксируются результаты наблюдений в группе, где представлены разделы соответствующих программ; во второй даны вопросы для беседы с воспитателем. Они задаются педагогу для определения оценки после проведения посещения группы. Наблюдатель внимательно следит за воспитателем во время его общения с детьми. Оценки основываются на качестве взаимодействия между педагогом и его воспитанниками. Данная форма контроля педагогического процесса в группе удобна в организационных моментах, а именно: готовые схемы экономят время проверяющего; в конце учебного года можно вывести уровень выполнения воспитателем программных стандартов; дает возможность привлечения к контролю специалистов ДОУ. Результаты мониторинга педагогического процесса используется нами при аттестации педагогических работников.

Хочется верить, что используемые нами традиционные, инновационные методы и приемы работы по повышению профессиональных качеств педагогов, даст возможность развиться лидерским, творческим качествам и сохранить стремление к новым достижениям.