Дошкольный возраст, Воспитание дошкольников

DoshVozrast.RU

Сайт для детского сада, для воспитателей детских садов и родителей

Методическая работа в детском саду

Контроль и руководство в ДОУ

Организация методической работы в ДОУ

Ситникова Л.А., старший воспитатель МБДОУ
д/с №63 "Машенька" г. Старый Оскол

Без стремления к научной работе

педагог неизбежно попадает во власть

трех педагогических демонов:

рутинности, банальности, механистичности...

А. Дистервег

Организация методической работы включает в себя целый ряд важнейших функций:

- изучение, анализ состояния дел в ДОУ с учетом нового «социального заказа»;

- выбор цели и конкретных задач деятельности;

- планирование содержания, форм и методов, путей и средств достижения целей;

- стимулирование, оказание практической помощи воспитателям на основании результатов диагностики;

- комплектование проблемных групп педагогов;

- подведение итогов каждого этапа методической работы и определение новых ближних и дальних перспектив;

- сбор и обработку полученной информации;

- корректировку образовательно-воспитательного процесса в ходе различных методических занятий с воспитателями;

- поощрение творческих работников, создание атмосферы сотрудничества, взаимопонимания и взаимопомощи. В последнем большую помощь могут оказать социально-психологическиетренинги.

Роль социально-психологических тренингов в процессе подготовки педагогов к разработке новых технологий обучения и воспитания

Эта форма проведения занятий в системе методической работы с педагогами, по результатам опроса, является наиболее эффективной для личностного роста. По результатам опроса, такой способ специально организованного общения позволяет его участникам чувствовать себя принятым, окруженным теплом, вниманием и заботой окружающих людей.

В тренинговой группе постоянно действует обратная связь, позволяющая каждому участнику узнать мнение окружающих о своей манере поведения и общения. Групповые занятия дают прекрасную возможность идентифицировать себя с другими членами группы, отработать коммуникативные умения и рефлексивные навыки.

Задача группового социально-психологического тренинга - помочь участникам выразить себя своими индивидуальными средствами. В этом заключена основная гуманистическая идея тренинга - помочь человеку преодолеть стереотипы, стать самим собой, прежде всего, в общении с окружающими людьми, развить способности производить значимые изменения в своей жизни и жизни окружающих, адекватность самооценки.

Принципы организации социально-психологического тренинга

  1. Принцип самодиагностики - самораскрытие участников, осознание и формулирование ими собственных личностно-значимых проблем.
  2. Принцип диалогизации взаимодействия, т. е. межличностного общения, основанного на взаимном уважении и полном доверии участников тренинга.
  3. Принцип добровольного участия во всем тренинге и его отдельных занятиях и упражнениях. Участники должны иметь естественную внутреннюю заинтересованность в изменениях своей личности.

Условия эффективности работы тренинговой группы

- закрытость, т. е. постоянство состава;

- небольшое количество участников;

- возможность их свободного передвижения.

Проведение методических недель

Наиболее типичными недостатками в организации методической работы в ДОУ являются:

  1. Бессистемность.
  2. Однообразие организационных форм методической работы.
  3. Отсутствие преемственности в развитии содержания методической работы.
  4. Отсутствие системы перспективного планирования в целях повышения квалификации педагогов.
  5. Формализация деятельности организации ДОУ.
  6. Отсутствие инициативы педагогов, коллективного поиска новых форм работы.

Устранению названных недостатков способствует, как показывает практика, организация внутридошкольной методической работы в форме тематических, методических недель и месячников. При их проведении следует придерживаться определенной последовательности: от организационных и теоретических занятий (методические оперативки, консультации, обзор литературы и передового педагогического опыта по проблеме и др.) к научно-методическим (конференции, семинары), от них - к практическим (конкурсы педагогического мастерства и методических находок, «уроки»-панорамы, эстафеты передового опыта, различные организационно-деятельностные игры) и аналитическим.

В анализе итогов «недели» прослеживают, какой она вызвала интерес педагогов к использованным формам, что заимствовали воспитатели для повышения своего мастерства, какое влияние оказала «неделя» на совершенствование обучения и воспитания дошкольников. (Варианты таких методических недель и месячников даны в Приложении.)

Однако знание руководителями ДОУ целей, задач, содержания и организационных форм построения системы методической работы в детском саду - условие необходимое, но еще не достаточное для выбора оптимальнойметодической системы. Оптимальная система методической работы должна быть наилучшей именно для данного конкретного дошкольного учреждения. При выборе конкретного варианта методической работы для своего коллектива (содержания, структуры, формы и пр.) рекомендуется учитывать следующее:

1) количественный и качественный состав данного педагогического коллектива;

2) результат диагностического изучения личности и деятельности воспитателей, особенно затруднений в их деятельности;

3) особенности содержания методической работы (уровень развития дидактического, психологического или других основных ее направлений и связь между ними);

4) сравнительную эффективность различных форм методической работы;

5) традиции, накопленный опыт методической работы (что сохранить, от чего отказаться);

6) материальные, морально-психологические условия в ДОУ;

7) передовой опыт и научные рекомендации по организации и управлению методической работой.