Дошкольный возраст, Воспитание дошкольников

DoshVozrast.RU

Сайт для детского сада, для воспитателей детских садов и родителей

Методическая работа в детском саду

Контроль и руководство в ДОУ

План тематического контроля в старших и средних группах
на тему "Социальное развитие детей дошкольников"

Составила старший воспитатель I квалификационной категории
К(М) ДОУ «Д/сад компенсирующего вида №48 «Винни-Пух»
г. Набережные Челны, Республики Татарстан Борисова Л. Ю.

Цель: Определить эффективость воспитательнообразовательной работы в ст. и ср. группах ДОУ по социальному развитию детей; выявить уровень сформированности у детей социальных навыков; выяснить причины и факторы, определяющие качество работы по социальному развитию детей в ДОУ.

Содержание контроля

Методы организации контроля

1. Оценка планирования работы

Изучение перспективных и календарных планов.

2. Создание условий для социального развития детей.

- методическое обеспечение

- наличие разнообразных игр, пособий в, таблиц, схем, макетов, моделей и т. д.

- иллюстративного материала, фото альбомы

- с/р игры

- наличие худ. и познавательной литературы, соответствующей возрасту детей.

- Уголки дежурств

- Уголки для мальчиков и девочек

Анализ метод обеспечения, имеющихся пособий, игр.

3. Обследование уровня развития детей. Знания, умения, навыки детей в соответствии с программными требованиями.

- культура общения

- полоролевая социализация

- нац. Культура

- нормы и традиции в жизни группы

- эмпатия к объектам природы, людям и т.д.

Наблюдения занятий, игр, беседы с детьми, результаты диагностики.

4. Оценка профессиональных умений воспитателя. Методы, приемы, формы работы, используемые воспитателем

Наблюдение занятий. реж. Моментов

5. Оценка форм взаимодействия с родителями по данной проблеме

Анализ материалов род. уголка, планов.

План тематического контроля в старших и средних группах №1, 10, 13 на тему "Формирование коммуникативной культуры дошкольников"

Цель: Определить эффективость воспитательнообразовательной работы в ср. группах ДОУ по речевому развитию детей; выявить уровень сформированности у детей коммуникативной культуры; выяснить причины и факторы, определяющие качество работы по данному вопросу.

Содержание контроля

Методы организации контроля

1. Оценка планирования работы

Изучение перспективных и календарных планов.

2. Создание условий для формирования коммуникативной культуры детей.

- методическое обеспечение

- наличие разнообразных игр, пособий в, таблиц, схем, макетов, моделей и т. д.

- иллюстративного материала, фото альбомы

- с/р игры

- наличие худ. и познавательной литературы, соответствующей возрасту детей.

Анализ метод обеспечения, имеющихся пособий, игр.

3. Обследование уровня развития детей. Знания, умения, навыки детей в соответствии с программными требованиями.

- культура общения

- развитие диалогической речи

- нормы и традиции в жизни группы

Наблюдения занятий, игр, беседы с детьми, результаты диагностика МКР.
4. Оценка профессиональных умений воспитателя. Методы, приемы, формы работы, используемые воспитателем Наблюдение занятий. реж. Моментов
5. Оценка форм взаимодействия с родителями по данной проблеме Анализ материалов род. уголка, планов.

План тематического контроля в старших группах №3, 8 на тему "Экологическое воспитание дошкольников"

Цель: Определить эффективость воспитательнообразовательной работы в старших группах ДОУ по экологическому воспитанию детей; выявить уровень сформированности у детей знаний по экологии.

Содержание контроля

Методы организации контроля

1. Оценка планирования работы

Изучение перспективных и календарных планов.

2. Создание условий по экологическому воспитанию детей.

- методическое обеспечение

- наличие разнообразных игр, пособий в, таблиц, схем, макетов, моделей и т. д.

- иллюстративного материала, фото альбомы, мини-музеи.

- с/р игры

- наличие худ. и познавательной литературы, соответствующей возрасту детей.

Анализ метод обеспечения, имеющихся пособий, игр.

3. Обследование уровня развития детей. Знания, умения, навыки детей в соответствии с программными требованиями.

- поведение и отнощение к природе;

- развитие практических навыков по уходу за объектами живой природы

- знания о закономерностях и взаимосвязях в природе.

Наблюдения занятий, игр, беседы с детьми, результаты диагностики.

4. Оценка профессиональных умений воспитателя. Методы, приемы, формы работы, используемые воспитателем Наблюдение занятий. реж. Моментов
5. Оценка форм взаимодействия с родителями по данной проблеме Анализ материалов род. уголка, планов.

СПРАВКА по итогам тематического контроля.

На основании годового плана К(М) ДОУ №48 и приказа № 50 с 19 марта по 29 марта 2007 г. в ст. гр. №3, 8, была проведена тематическая проверка, с целью оценки состояния работы по экологическому воспитанию у старших дошкольников, комиссией в составе:

Борисова Л. Ю. – ст. воспитатель

Ганеева Л. С. – воспитатель 1 кв. категории

Сидорова Н. А. -воспитатель 1 кв. категории

В ходе тематического контроля были проверены перспекивные и календарные планы ст. групп. В гр. №3, 8 конкретное планирование с указанием целей работы по всем видам деятельности, выделены разделы в гр№ 3 «Экологическое воспитание», где отражены задачи на 3 месяца, элементарная. опытническая деятельностью, гр. № 8 «Познавательно-практическая деятельность», куда включены наблюдения на квартал, опыты.

Воспитателями 8 и 3 групп подробно расписаны в календарном плане наблюдения как на прогулке, так и утренний и вечерний отрезок времени: за таянием снега, сосульками, птицами, ручейками, ледоходом, кустарниками и деревьями, сезонными изменениями в природе связанными с увеличением светового дня, температурой воздуха. В целях прослеживается научный подход и возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста – установление причинно-следственных связей, элементарных выводов, взаимосвязей в живой природе неживой природе.

Также планируются беседы, игры, работа в уголке природы, так в группе №3: беседа о приметах весны, животный и растительных мир Татарстана, о Красной книге; художественное слово, дежурство в уголке природы; индивидуальная работа - полить, взрыхлить цветы с Эльзой Ф., положить корм в кормушки с Юрой.

В группе №8 посадка и наблюдения за выходом семян помидоров, опыты с сосулькой, индивидуальная работа с Глебом, Эмилем по поливке цветов; игры «Золотая рябка», «Цветы».

В старших группах ДОУ №48 созданы условия для экологического воспитания. В группах имеется большое разнообразие дидактических игр, в группе №3 – «Живая планета», «Ледниковый период», «Береги живое», «Времена года», «Парочки животных и насекомых»; в группе №8 – «Экологическая тропа», «Птички на кормушках», «Подбери листик к дереву», «Тайны воздушного океана», «Земля и ее жители, «Загадки о животных» и т. д.

В книжном уголке имеется литература в соответствии с возрастом детей на данную тему: в 8 гр. – А. Тамбиев «Кто в кустарнике живет», Е. И. Чарушин «Моя первая зоология», В. Бианки «Лесные домики; в 3гр. – Грибачев «Кормушки», Скребицкий «Здравствуй, солнце красное», В. Бианки «Чей нос лучше», «Узоры года» и т. д.

В группах в достаточном количестве имеется разнообразное оборудование для опытов: лупы, пробирки, салфетки, фильтры и т. д. ; природный материал: шишки сосны, ели, семена клена, арбуза, дыни, фасоль и т. д.

В достаточном количестве и эстетично оформлены альбомы, демонстрационный и иллюстрированный материал. В 3 группе – альбом «Времена года», «Животные родного края, «Растения Татарстана; в 8 группе – набор открыток «Русский лес», «Цветы», схемы «Строение растений», «Развитие земноводных», плакаты о поведении в природе «Что можно, что нельзя!»

В группах в экологическом уголке целесообразно размещены разнообразные модели и макеты природных зон, поясов: в группе №8 – это «Сухой аквариум», «Домашний двор», «Пустыни и саванны».

В группе №3 – «Арктика», «Парк юрского периода», мини-музей «Насекомые», «Сухой аквариум», «Термометр», «Зоопарк», «Домашние животные» - эстетично и качественно оформлены. Также воспитателями этой группы сделана модель «Времена года», альбом «Птицы нашего края», где периодически пополняются или убираются перелетные птицы в зависимости от времени года. Здесь же организуется выставка лучших работ детей по изодеятельности на экологическую тематику. Сезонно в группах высаживается лук (3, 8), помидоры (8) и веточки растений.

При организации и планировании работы по экологическому воспитанию воспитатели старших групп используют программы: «Воспитание и обучение в д/с» под ред. Васильевой, 8 группа - Л. П. Молодова «Экологические занятия с детьми», 3 группа – «Воспитание основ экологической культуры в д/с» Коломиной Н. В. и С. Н. Николаевой «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве».

Из просмотренных занятий и режимных моментов следует, что работа по экологическому воспитанию и образованию детей ведется систематически, целенаправленно и планомерно.

Педагоги активно используют проектный метод, исследовательский, приемы поисково-позновательной деятельности. Так, воспитатель Петрова С. Е. на занятии по экологии «Путешествие в Африку» умело применяла игровые приемы: сюрприз-письмо, ковролёт, фотоаппарат с фотографиями; элементарные опыты с песком и водой, побуждая детей делать самостоятельные элементарные выводы: Почему длинные корни у растений пустыни?, Чем обусловлено строение ноги у верблюда? и т. д. , активно использовала схемы, модели «Строение растения», «Карта Африки», «Глобус», использование музыки создало настроение. Дети активно отвечали, устанавливали элементарные причинно -следственные связи.

Воспитатель группы №8 Иванова Г. В. используя экологический проект «Насекомые» способствовала систематизации и расширению знаний детей о них. Для реализации данного проекта активно использовались игровые, здоровьесберегающие технологии (театрализация и др. ), элементарная исследовательская деятельность детей (сбор информации о насекомых), словесные методы: составление рассказа, проблемные вопросы; наглядные - схемы, модели. Отмечались полные ответы детей и системные знания по данному разделу.

В старших группах имеются консультации для родителей в 3 гр. – «Любите природу», «Осенняя прогулка», в 8 гр. – «Как вести себя в лесу», «Берегите природу», «Уход за растениями», но данные консультации не планируются ни календарно, ни перспективно. Воспитателями группы №3 был организован и проведен конкурс среди родителей на тему: «Птичий огород на деревьях».

ВЫВОД: Таким образом, работа по экологическому воспитанию и образованию в старших группах №3, 8 ведется планомерно и систематически. В группах созданы оптимальные условия, отмечается большое разнообразие игр, оборудования, пособий в группе №8, моделей, схем, мини-музея в группе №3. Педагоги данных групп грамотно и целесообразно используют инновационные технологии. Знания детей соответствуют возрасту и отвечают программным требованиям. Необходимо активизировать работу с родителями.

Рекомендации:

  1. Разнообразить формы и методы работы с родителями по воспитанию у детей экологической культуры.
  2. Ответственные: воспитатели групп №3,8

    Срок 4.04.07.

  3. Систематически и конкретно планировать работу с родителями.
  4. Ответственные: воспитатели групп №3,8 Срок 4.04.07.