Дошкольный возраст, Воспитание дошкольников

DoshVozrast.RU

Сайт для детского сада, для воспитателей детских садов и родителей

Методическая работа

Консультация для воспитателей

«В школу - с радостью»

Любивая Г.Г., педагог-психолог д/с №17 г.Алексеевка Белгородская область

Для успешного обучения и личностного развития ребёнка важно, чтобы он пошел в школу подготовленным, с учётом его общего физического развития, моторики, состояния нервной системы. И это далеко не единственное условие. Одним из самых необходимых компонентов является психологическая готовность.

«Психологическая готовность - это необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной программы в условиях обучения в коллективе сверстников». (Венгер)

У большинства детей она формируется к семи годам. Содержание психологической готовности включает в себя определенную систему требований, которые будут предъявлены ребенку во время обучения, и важно, чтобы он был способен с ними справиться. Говоря о психологической готовности ребенка к обучению в школе, психологи имеют в виду уровень сформированности различных сфер психической деятельности: познавательной, мотивационной, волевой и эмоциональной.

Дети должны иметь навык вхождения в контакт со сверстниками и учителями. Ведь дети, даже те, которые ходили в детский сад и оставались на какое-то время без родителей, оказываются в школе среди незнакомых им людей. Умение ребенка общаться со сверстниками, действовать совместно с другими, уступать, подчиняться по необходимости - качества, которые обеспечивают ему безболезненную адаптацию к новой социальной среде. Это способствует созданию благоприятных условий для дальнейшего обучения в школе. Необходимо выработать верное представление о школе, положительное отношение к учителям, к книгам. Родители должны уделить особое внимание взаимоотношениям ребенка со сверстниками, создать такую обстановку дома, чтобы малыш чувствовал себя уверенно и ему хотелось идти в школу, а также выработке адекватной самооценки. Важно создать мотивацию для ребенка, чтобы у него возникло желание учиться и узнать что-то новое и полезное. В этом поможет рассказ родителей о школе, об учителях, о знаниях. И, несомненно, ребенок должен быть приспособлен к общественной жизни, чувствовать себя уверенно, находясь вне дома. На готовности ребенка идти в школу отражается и то, как вы с ним общаетесь.

Все это необходимо ребенку, чтобы чувствовать себя комфортно в новых условиях. Придя в первый класс, он уже не может занять то же положение среди сверстников, которое имел до школы в привычном детском коллективе. Говоря об интеллектуальной готовности, важно, чтобы ребенок к школе был умственно развит. Но умственное развитие не заключается в большом словарном запасе, как думают многие родители. Ребенок должен научиться сравнивать, обобщать, делать самостоятельные выводы, анализировать. Достигает он этой способности только тогда, когда с ним систематично занимаются. Причем, не специально обучая, а в ходе общении.

Детей дошкольного возраста характеризует общая любознательность. Это возраст “почемучек”. Интерес - главное в общении. В интеллектуальном плане у ребенка должен быть определенный уровень познавательных интересов, готовность к изменению социальной позиции, желание учиться. Ваш ребенок может с радостью пойти в школу, но это не означает, что он желает учиться.

Ходить в школу и учиться - большая разница.

Как пишет детский психолог Л. А. Венгер, «Быть готовым к школе - не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе - значит быть готовым всему этому научиться».

Необходимо выработать у ребенка ряд навыков и умений. Например, умение преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца. Необходимы для школы и аналитические навыки: умение сравнивать, сопоставлять, делать выводы и обобщения. Для этого нужно читать с дошкольником книжки, а потом пересказывать содержание прочитанного. Это приучает ребенка анализировать смысл книги и делает его речь связной, закрепляя в словаре новые слова.

Кроме этого, обязательны для будущего первоклассника такие качества как: любознательность, внимание, сосредоточенность, память, усидчивость, потребность в поиске ответов на вопросы, а также умение регулировать свое поведение, выполнять длительное время не очень привлекательное задание.

Все эти навыки можно нарабатывать ежедневно (игры, лепка, чтение, общение). В школе ребенка ждет напряженный труд. От него потребуется делать не только то, что ему хочется, но и то, что требует учитель, школьный режим, программа - готовность следовать всем этим требованиям характеризует волевую готовность. К 6 годам происходит оформление основных структур волевого действия. Ребенок способен поставить цель, создать план действия, реализовать его, преодолев препятствия, оценить результат своего действия. Конечно, все это производится не совсем осознанно и определяется длительностью производимого действия. А укрепить волевое знание о себе может помочь игра. Через игру процесс подготовки к школе станет занимательным и полезным. Для ребенка школа - это определенного рода стресс, так как он становится взрослым, а значит, не может только играть и отдыхать, теперь он должен носить ранец и писать что-то в тетради, а после возвращения домой еще выполнять домашнее задание, а не только смотреть мультфильмы. Он - первоклассник, и родители должны осознать всю ответственность этого момента и подготовить к нему ребенка. И только эмоциональная свобода, вернее независимость ребенка поможет ему выдержать и устоять. А степень эмоциональной независимости малыша зависит, главным образом, от родителей, от их стиля воспитания, взглядов. Подготовка ребенка к школе - дело сложное и ответственное, и эффективность его будет определяться, прежде всего, системным и комплексным развитием всех психических сфер ребенка. И еще хочется добавить, что подготовка ребенка к школе начинается с подготовки родителей, которые ответственны за этот нелёгкий шаг. Если родители не учитывают возрастные и индивидуальные особенности ребенка и неправильно организуют работу по подготовке к школе, то рискуют отбить у ребенка охоту учиться и подвергнуть опасности как свою, так и его нервную систему.

Личностная готовность - это потребность общаться со сверстниками и умение общаться, способность исполнять роль ученика, а также адекватность самооценки малыша. Важно создать мотивацию для ребенка, чтобы у него возникло желание учиться и узнать что-то новое и полезное. В этом поможет рассказ родителей о школе, об учителях, о знаниях. И, несомненно, ребенок должен быть приспособлен к общественной жизни, чувствовать себя уверенно, находясь вне дома. Ему нужно уметь самостоятельно одеваться и раздеваться, переобуваться, завязывать шнурки, справляться с пуговицами и молниями на одежде, уметь пользоваться общественным туалетом. На готовности ребенка идти в школу отражается и то, как вы с ним общаетесь. Все это необходимо ребенку, чтобы чувствовать себя комфортно в новых условиях.

Однако ребёнок 6-7 лет ещё дошкольник, и главное чем он живёт - игра. Она самая привлекательная деятельность для дошкольника и является ведущей. В последние годы игра вытесняется из детского сада учебной деятельностью. Но, как это не парадоксально, именно благодаря игре ребёнка можно подготовить к школе. Через игру ребенок познает окружающий мир, в игре удовлетворяются его основные потребности: стремление к самостоятельности, к участию в жизни взрослых, в активных движениях, в общении.

«Как никто не может дать другому того, что не имеет сам, так не может развивать, образовывать других тот, кто не является сам развитым, воспитанным и образованным. Он лишь до тех пор способен на самом деле воспитывать, пока сам работает над своим воспитанием». (А. Дистервег).

Что мне дал конкурс? Можно ответить этой цитатой, а можно и добавить - возможность посмотреть на себя со стороны, приоткрыть то, что не было замечено самой и, самое главное, это победа над собой. Неважно, какое место ты займешь, ты уже победитель в своей номинации. Это возможность расширить свой профессиональный взгляд, круг общения, познакомится с интересными людьми. Это ещё один шаг вперед. И спасибо всем, кто находится рядом со мной.

Необходим ли детский сад ребенку? Тема детского сада сложна.

Ошибочна и глубоко неверная позиция «отдать» ребёнка потому, что так надо или отсутствие такой позиции вообще. Частая ошибка это чересчур раннее отлучение ребенка от матери и семьи при отсутствии сформированности психологической готовности обеих сторон.

Необходим ли детский сад - определить это можно только в сравнении с домашним воспитанием. Положительная сторона современного дошкольного образования это ориентировка на формирование полноценного пространства развития ребенка и организацию комплексного сопровождения его индивидуального развития. Это опыт общения в коллективе и психологическая подготовка к школе.

Своеобразная «тренировка», которая просто необходима при подготовке к школьной жизни. Насыщенная событиями и безопасная жизнедеятельность, тесное взаимодействие взрослых и детей в образовательном процессе - всё это способствует благоприятной социализации детей в процессе усвоения ими опыта общественной жизни и отношений. Хотя детский сад не является панацеей от стеснительности, замкнутости, тревожности и т. п.

Успех психологической адаптации ребёнка к саду зависит от индивидуальных особенностей и от многих других факторов, таких как учёт «подходящего» возраста для поступления в д/с, выбор садика, подготовка к поступлению, последовательность и правильность действий родителей, преодоление «барьера расставания» родителей. Тема садика не исчерпывается только актуальностью вопроса адаптации. Существуют и такие вопросы как взаимодействие родителей и персонала, конфликтные ситуации, реакции родителей и самих детей на изменения в саду и многое другое. Ситуации во многом типовые, но выход из них для каждого индивидуален. И консультации педагога-психолога образовательного учреждения будет лучшим способом решения определенной проблемной ситуации.

Педагог-психолог в детском саду

Педагог-психолог в детском саду - это, прежде всего, знающий и глубоко понимающий ребенка человек, разбирающийся не только в общих закономерностях и в возрастных особенностях психического развития детей, но также и в индивидуальных вариациях этих особенностей. Будучи специалистом по детской психологии, он должен хотя бы в общих чертах ориентироваться и в психологии взрослых, понимать и оценивать позицию, занимаемую взрослым по отношению к ребенку, анализировать их совместную деятельность. Педагог-психолог, работая в детском саду, имеет дело с детьми самого разного возраста. При этом он видит возраст детей не в статистике, а в динамике - на его глазах дети растут, взрослеют, переходят с одной ступени онтогенеза на другую, более сложную и содержательную. Помочь этому переходу - одна из задач психолога. Поэтому в центре внимания психологическая готовность ребенка к новым поступательным возрастным этапам его жизни и как итог - к самоопределению.

Основные функции психолога в детском дошкольном учреждении связаны с охраной физического и психического здоровья детей, с созданием условий, которые способствуют их эмоциональному благополучию и обеспечивают свободное и эффективное развитие способностей каждого ребенка. Реализация этих функций требует выполнения целого ряда связанных друг с другом видов работ как непосредственно с детьми, так и с их родителями и персоналом детского сада.

Задачи психолога в детском саду можно условно подразделить на две группы. Во-первых, он должен участвовать в воспитательном процессе в целом. Большое значение здесь отводится психологическому просвещению персонала детского сада и родителей: передаче им знаний о психологии детей, об их возрастных особенностях, оптимальных путях организации общения взрослого с детьми и общения детей разного возраста между собой, принципах организации детских групп и т. п. Конечно, психологическое просвещение не может ограничиваться общими сведениями по детской психологии: оно должно опираться на результаты изучения конкретных особенностей данного детского сада и его коллектива, учитывать национальные традиции и местные условия, квалификацию персонала и индивидуальный стиль работы воспитателей, своеобразие детей и их родителей.

Вторая группа задач значительно сложнее и многообразнее, она связана с индивидуальной работой с детьми и должна содействовать учету их индивидуально-психологических особенностей в воспитательном процессе.

С помощью наблюдения и соответствующих диагностических методик психолог должен в процессе длительного изучения каждой группы детского сада определить особенности взаимоотношений воспитателя с детьми и детей между собой, а также оценить индивидуально-психологические качества отдельных детей и уровни их умственного развития. Результатом такой работы должны стать рекомендации для воспитателей и родителей, в том числе, и по дифференциации обучения и воспитания, а в отдельных случаях - разработки приемов коррекционной работы с детьми.

К этой - второй - группе задач относится также такая важная функция психолога, как определение готовности ребенка к школе и проведение соответствующей коррекционной работы. Вместе с тем, хотя формирование психологической готовности ребенка к обучению в школе традиционно рассматривается как одна из важнейших задач дошкольного воспитания, психологу необходимо иметь в виду, что эта задача не является ни единственной, ни даже самой главной в его деятельности. При всех обстоятельствах важнее всего обеспечить эмоциональное благополучие и максимально возможное общее развитие ребенка.

Вступая во взаимодействие с ребёнком, больше всего необходимо обращать внимание на естественные механизмы развития ребенка, стараться не разрушить их, а строить свою работу на основе наблюдений за ребенком, его интересами и потребностями. Никогда педагог-психолог не должен становится в позицию всё знающего, диктующего, распоряжающего руководителя, он должен быть своеобразным соучастником, исследователем, наблюдателем детских игр.

Возможность вместе с ребенком понять что-то новое, испытать радость творчества, озадачиться неожиданными проблемами, почувствовать детскую радость и благодарность, бескорыстие и доверие - важнейшая составляющая часть работы психолога в ДОУ. Если этого нет - любые современные методики и упражнения становятся пустыми и ненужными.

Работая в ДОУ и изучая новейшую литературу, важно суметь работать так, чтобы все эти знания не сужали наше восприятие ситуаций, не делали его ригидным, зафиксированным на тех вещах, которые бы нам «хотелось увидеть».