Дошкольный возраст, Воспитание дошкольников

DoshVozrast.RU

Сайт для детского сада, для воспитателей детских садов и родителей

Методическая работа

Консультация для воспитателей

Туристические походы

Овчинникова О.Н., воспитатель МБДОУ
ЦРР - д/с №53 «Ёлочка» г.Тамбов

Туристический поход - это прохождение группой обучающихся определенного маршрута активным способом передвижения (пешком, на лыжах, на плавсредствах, на велосипедах) с целью познания, воспитания, оздоровления, физического и спортивного развития.

Туристические походы могут быть местными (по городу) или дальними (за пределами города).

По продолжительности и сложности и сложности походы подразделяются: на походы выходного дня (1-3 дня по городу), степенные (некатегорийные) и категорийные.

Категории сложности маршрутов определяются в соответствии с нормативами единой спортивной квалификации и перечня классифицированных туристических маршрутов, которые учитывают насыщенность маршрутов естественными препятствиями, а также их продолжительность и протяженность. Непосредственное определение категории конкретного маршрута производится маршрутно -квалификационными комиссиями (МКК) в соответствии с нормативами.

В походах выходного дня и некатегорийных походах по городу с согласия руководителя назначается заместитель или помощник руководителя из числа педагогического персонала, имеющий опыт участия в аналогичных походах.

При организации туристических походов с участием 3 и более туристических групп с общим числом участников не менее 30 человек и при условии, если их маршруты и графики движения в основном совпадают, для общего руководства этими группами может быть назначен старший руководитель, координирующий деятельность туристических групп, а для организации медицинского обслуживания - врач.

Старший руководитель контролирует безопасность прохождения маршрута всеми группами. Старший руководитель обладает правом изменить маршрут в сторону облегчения одной или всем группам, снять с маршрута группу или отдельных участников.

Основным маршрутным документом туристической группы обучающихся является маршрутная книжка (маршрутный лист).

На походы выходного дня и некатегарийные (степенные) походы по области маршрутные документы (маршрутный лист) выдает непосредственно администрация учреждения, проводящего поход.

Для проведения любых дальних походов, а также категорийных походов по области необходимо предварительно получить положительное заключение маршрутно-квалификационной комиссии (МКК) учреждения, имеющего полномочия для рассмотрения маршрутов данной категории сложности.

Заключения МКК записываются в маршрутные документы, заверяются подписью председателя и штампом МКК. При необходимости в документы записываются особые указания и рекомендации группе, определяются поисково-спасательной службы (ПСС) для регистрации перед выходом на маршрут.

При наличии в маршрутных документах положительного заключения МКК документы заверяются печатью и подписью руководителя учреждения, проводящего поход и затем вручаются руководителю группы.

Не допускается:

- выход на маршрут групп без маршрутных документов или с документами, оформленными с нарушением настоящей инструкции, без положительного заключения соответствующей МКК (кроме некотегорийных походов по области);

- рассмотрение заявочных материалов маршрутными комиссиями, не имеющими на данный момент полномочий для рассмотрения маршрутов данной категории сложности или вида туризма.

Содержание туристических походов должно отвечать следующим требованиям:

- километраж походов выходного дня определяется руководителем исходя из задач похода, возраста и туристической подготовки участников и педагогической целесообразности.

За время пребывания в детском саду дети достаточной мере освивают, как выполнять задания в спортивном зале, на площадке и комнате для игр. Но природа открывает новые возможности и предъявляет новые требования как к детям, так и ко взрослым.

Для дошкольного возраста не проводятся длительные походы, в большинстве своем это одно - двухдневные выходы на заранее обустроенные и разведенные площадки, базы отдыха. Это обусловлено здравым смыслом и требованиями безопасности.

Примерный перечень жизненно важных умений, которые отрабатываются в природных условиях:

- уметь выбрать место для привала, оборудовать его;

- продемонстрировать, как надо подсушить одежду над костром;

- рассказать, как правильно хранить продукты и инструмент в лагере и на стоянке;

- запомнить и продемонстрировать, какие сигналы оповещения подают в лагере;

- потренироваться в постановке простых палаток;

- при остановке лагеря участвовать в сооружении мусорницы, подставок для хранения посуды, стола для малой группы, скамейки;

- участвовать в вечернем дежурстве по лагерю.

Турист -дошкольник обязан заботиться о своем здоровье, потому что в палаточном лагере или экспедиции больной и слабый турист будет отставать от группы, ему будет все не интересно, потому что движения не доставляют ему радости.

Поход туристов младшей возрастной категории необходимо проводить в легко доступных малышам местах и близко от остановок транспорта, чтобы не утомлять долгим переходом. Обычно соотношение взрослых и детей в таком походе 1:5.

Младшие туристы с большим воодушевлением собираются в поход. Они еще недостаточно подготовлены. Поэтому, им все интересно, везде необычно, куда бы они не направили свой взгляд. Они с радостью будут играть в любые игры, стрелять из самодельных луков, бегать и лазать. Задача лидера направить всю эту стихию энергии в достойное русло. Для этого, как нельзя лучше, подходит большая ролевая игра в «первопроходцев» и «викингов», разведывающих новые места; «следопытов», отыскивающих по следам и приметам «клады» и «тайники», охотящихся на диких животных; «русичей», строящих укрепленный от набега кочевников лагерь; «Робинзонов», выброшенных на берег и т. д.

Внимание детей легко переключается с одного вида деятельности на другой, что очень хорошо: легко отвлечь от ненужного занятия, и удержать их внимание долгое время. Нужно постоянно предлагать им интересные задания и доступные их возрасту испытания, связанные со сценарием и игрой.