Методическая работа
Консультация для воспитателей
Консультация для воспитателей «Язык - к знанию ключ»
Мингазова Эльмира Нурисовна, воспитатель
(по обучению детей татарскому языку)
д/с №54 г. Набережные Челны РТ
Ничто на свете не связано с человеком так прочно, как язык. Нет на свете лучше средства общения. Чем лучше ты владеешь языком, тем больше у тебя права называться человеком. Благодаря языку ты встречаешься с великим множеством новых людей. Благодаря языку у тебя появляются друзья в других странах и даже в отдаленных временах. Но главноеязык стоит учить потому, что он проложит тебе дорогу к другим людям.
Язык - это орудие дружбы, и с тех пор, как стоит мир, лучшего орудия еще никто не придумал.
А сейчас послушаем рассказ о баснописце Эзопе.
Язык
Знаменитый баснописец древней Греции Эзоп был рабом философа Ксанфа. Однажды Ксанф захотел пригласить гостей и приказал Эзопу приготовить самое лучшее. Эзоп купил языки и приготовил из них три блюда. Ксанф спросил. Почему Эзоп подает только языки. Эзоп ответил: «Ты велел купить самое лучшее. А что может быть на свете лучше языка! При помощи языка строятся города, развивается культура народов. При помощи языка мы изучаем науки и получаем знания, при помощи языка люди могут объясняться друг другом, решать различные вопросы, просить, приветствовать, мириться, давать, получать, выполнять просьбы, вдохновлять на подвиги, выражать радость, ласку, объясняться в любви. Поэтому нужно думать, что нет ничего лучше языка».
Такое рассуждение пришлось по сердцу Ксанфу и его гостям. В другой раз Ксанф распорядился, чтобы Эзоп приобрел к обеду самое худшее.
Эзоп пошел опять покупать языки. Все удивились этому.
Тогда Эзоп начал объяснять Ксанфу: «Ты велел мне сыскать самое худшее. А что на свете хуже языка7 Посредством языка люди огорчают и разочаровывают друг друга, посредством языка можно лицемерить. Лгать, обманывать, хитрить, ссориться. Язык может сделать людей врагами, он может вызвать войну, он приказывает разрушать города и даже целые государства. Он может вносить в нашу жизнь горе и зло, предавать, оскорблять. Может ли быть что-нибудь хуже языка?!»
Предание говорит, что не всем гостям было приятно слышать этот ответ Эзопа.
А теперь поиграем в поэтическую игру «Найди вторую половину».
- Язык мой - (друг мой).
- Язык твой - (враг твой).
- Язык до Киева (доведет).
- Язык голову (кормит).
- Язык - это самое человечное, (что есть на свете).
- Сколько языков ты знаешь, (столько раз ты человек).
- Мал язык, (да всем телом владеет).
- Красна речь (слушаньем).
- Держи язык (за зубами).
- Язык болтает, (а голова не знает).
- Ешь больше, (а говори меньше).
- Ласковое слово (и кость ломит).
- Языком болтай, (а рукам воли не давай).
Любой развитой язык, будь то русский или татарский, испанский или монгольский, английский, французский или немецкий, необычайно красив и богат. Огромную роль овладением языком играет стилистически правильно оформленное высказывание. Вы, по-видимому, знаете, что существует стилистическая шкала, на которой можно разместить все средства языка. Она состоит из трех видов: высокий, нейтральный и сниженный, основным из которых является нейтральный. Рассмотрим эти виды:
высокий |
нейтральный |
сниженный |
почивать |
спать |
дрыхнуть |
вкушать |
есть |
жрать, лопать |
лик |
лицо |
морда (о человеке) |
скончаться |
умереть |
дать дуба, загнулся |
очи |
глаза |
Мигалки, моргалки |
Смешивание этих трех видов иногда приводит к очень смешным последствиям.
Огромную роль в овладение языком играет чистота речи. Мы должны избегать слов - сорняков, слов - паразитов. К ним относятся «любимые словечки» так сказать, значит, вот, понимаете, ну. Такие слова нужно редко употреблять в своей речи. Слова для сверхчастого употребления: прошу, извините, благодарю, пожалуйста, разрешите, спасибо. А такие молодежные жаргонные слова, как кайфово, колись, балдею, валяй, квасился, без базара, чувак приводит деградации языка, а то и нации.
По тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем имеем дело, можем определить степень интеллигентности человека, степень его образованности, психологической уравновешенности.
«Хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо учиться долго и внимательно - прислушиваясь, запоминая, замечая, читая и изучая. Хоть и трудно - это надо, надо» - писал Д. Лихачев.
Нужно помнить всем следующие заповеди речевого поведения:
- Всегда знай, с какой целью и зачем вы говорите.
- Умейте находить общий язык с любым собеседником.
- Помните, что вежливость - основа речевого поведения.
- Избегайте многословия.
- Говорите просто, понятно, четко.
- Избегайте речевого однообразия.
- Владейте культурой языка.
- Следуйте высоким образцам. Ищите свой идеал образца.
- Умейте не только говорить, но и слушать.
А вот Дейл Карнеги, американский специалист человеческих отношений, предлагал следующие принципы видения дискуссии:
- Беседуя с каким - либо человеком не начинайте разговор с обсуждения тех вопросов, по которым расходитесь с ним во мнениях.
- Никогда не начинайте с заявления: «Я умнее вас. Я собираюсь кое-что сказать и заставить вас изменить ваше мнение».
- «Всегда избегайте острых углов». В мире существует только один способ одержать верх споре - это уклониться от него. Избегайте споров. Человек, которого убедили против его воли, не отречется от своего мнения и поневоле.
Итак, во имя сохранения языка мы должны объединиться, чтобы сообща, единым фронтом бороться за его культуру. Мы должны изо всех сил, стремится к тому, чтобы грязная ругань вызывала отвращение, чувство элементарной брезгливости и встречала дружеский отпор окружающих.
Аттестация педагогических работников | Консультации для воспитателей | Контроль и руководство педагогическим процессом в ДОУ | Методический кабинет старшего воспитателя | Педсоветы, Семинары в ДОУ | Передовой педагогический опыт, Образовательные проекты в ДОУ | КОП технической направленности