Методическая работа
Консультация для воспитателей
Психолого-педагогические аспекты
взаимодействия с тревожными детьми в ДОУ
Подготовила: педагог-психолог МАДОУ №43
Близеева Надежда Дмитриевна
г.Казань
Основные аспекты проблемы тревожности.
На современном этапе детский сад становится одним из определяющих факторов в становлении личности ребенка. Многие основные свойства и личностные качества ребенка формируются в данный период жизни. В настоящее время увеличилось количество тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Поэтому проблема детской тревожности и ее своевременной коррекции на раннем этапе является актуальной. Решение этой проблемы в старшем дошкольном возрасте и младшем школьном поможет устранить проблемы развития личности в период кризиса 7 лет; трудности принятия на себя ребенком новых социальных ролей в связи с переходом из детского сада в школу, проблемы адаптации, успешности учебной деятельности.
Впервые выделил и акцентуировал состояние беспокойства и тревоги З. Фрейд. Он охарактеризовал данное состояние как эмоциональное, включающее в себя переживание ожидания и неопределенности, чувства беспомощности. В настоящее время изучению состояния тревоги посвящено большое количество работ. Многозначность понимания тревоги заключается и как – временное психическое состояние, возникающее под воздействием стрессовых факторов. Селье рассматривал 3 фазы: 1 фаза – возникновение тревоги, 2 фаза – исчезновение тревоги, 3 фаза – увеличение тревоги, истощение Н. С. ., понижение иммунитета. Причинами тревоги могут быть:
- Фрустрация социальных потребностей;
- Реакция на представленную угрозу;
- Первичный показатель неблагополучия. Когда организм не имеет возможности естественным образом реализовывать потребность;
- Свойства личности.
Свои определения понятию «тревога» давали Астахов, Лазарус Р, Прихожан А. М. , Спилбергер Ч. Д. и др. Многие авторы сближают тревогу с эмоцией страха.
Чаще всего термин «тревога» используется для описания неприятного по своей окраске психологического состояния, которое характеризуется субъективными ощущениями напряжения, беспокойства, мрачных представлений, а с физиологической сферы сопровождается активизацией автономной нервной системы. Тревога как состояние, в норме переживается каждым здоровым человеком в случаях предполагания предвосхищения негативных результатов. Являясь природосообразным состоянием, тревога играет положительную роль, не только как индикатор нарушения, но и как мобилизатор резервов психики, способный повышению уровня эффективности саморегуляции, гарантирующей более успешное выполнение деятельности.
Однако чаще всего тревогу рассматривают как негативное состояние, связанное с переживаниями стресса.
Некоторые авторы считают что, причины, вызывающие тревогу условно можно разделить на субъективные и объективные. Субъективные – неверное представление об исходе предстоящего события и психологического характера, приводящего к завышению субъектом значимости исхода предстоящего события. Объективные – экстремальные условия, предъявление повышенных требований к психике человека, утомление, беспокойство по поводу здоровья, нарушения психики, влияние фармакологических средств. Психологические причины: вызванные внутренним конфликтом, связанные с неверным представлением о собственном образе «Я», неадекватном уровне притязаний, недостаточное обоснование цели, предчувствие объективных трудностей.
Некоторые авторы считают, что немотивированная тревожность может быть признаком психического расстройства – нахождение угрозы в других людях (бред ущерба), в собственном теле (ипохондрия), в собственных действиях (психастения). Личностную тревожность можно рассматривать как системное свойство, проявляющееся на всех уровнях активности человека.
В социальной сфере – тревожность оказывает влияние на общение, на социально-психологические показатели деятельности руководителей, на взаимоотношения с руководителем, с товарищами, порождая конфликты.
В психологической сфере тревожность проявляется в изменении уровня притязаний, снижения самооценки, решительности, уверенности в себе, влияет на мотивацию. Обратная связь с такими особенностями личности: социальная активность, добросовестность, стремление к лидерству, принципиальность, решительность, независимость, эмоциональная устойчивость, работоспособность, степень невротизации и интроверсии.
В психофизиологической сфере тревожность проявляется на энергетике организма, активности биологически-активных точек на коже, развитием вегетативных расстройств.
Личность с высоким уровнем тревожности воспринимает окружающий мир как объект угрозы, угроза психическому здоровью личности и способствует развитию предневротического состояния; отрицательно влияет на результат деятельности; профориентация больше подходит человек-природа и человек – художественный образ, необходимы навыки самоконтроля и устойчивое поведение. Тревожность – источник агрессивного поведения, формирует конфликтные отношения
Исследования показывают, что тревога, зарождаясь у ребенка в 7 месяцев, в неблагополучных условиях в старшем дошкольном возрасте становится тревожностью – т. е. устойчивом свойством личности. Недостаточная сформированность или нарушение механизма психологической саморегуляциилежит в генезисе личностной тревожности, так считает Г. Ш. Габдреева. Н. Д. Левитов указывает, что тревожное состояние – показатель слабости нервной системы, хаотичности нервных процессов (темп, интенсивность деятельности – низкие, медленно включающиеся в работу, долго переключается, восстанавливается, быстро отвлекается). Главной причиной возникновения тревожности у дошкольников считается: неправильное воспитание и неблагоприятные отношения ребенка с родителями, особенно с матерью. При этом случае возникает страх, ребенок ощущает условность материнской любви. Высокая вероятность возникновения тревожности у ребенка при воспитании по типу: чрезмерная забота, мелочный контроль, большое количество ограничений и запретов, постоянное одергивание. Отсрочка чего-то приятного, подкрепления.
Приход в детский сад увеличивает тревожность. Симбиоз личностной тревожности матери и ребенка увеличивает тревожность ребенка.
Н. В. Имедадзе отмечает следующие причины тревожности у детей дошкольного возраста, вызванные характером внутри-семейных отношений:
- излишняя опека;
- второй ребенок в семье;
- плохая приспособляемость (неумение одеваться, есть, спать);
- непоследовательность оценок, правил, авторитарный стиль отношений.
Если ребенок чрезвычайно зависим от состояния матери и к нему не найден индивидуальный подход в дошкольном учреждении, то возникает стойкий аффект на разлуку с матерью, что приводит к началу невроза.
К увеличению тревожности приводят также.
Недостаток уверенности в своих силах, проявляется в ситуациях, включающие опасность для чувства собственного достоинства при высоком уровне притязаний. Расхождение между положением, фактически занимаемым ребенком в коллективе и положением, который он хочет занимать. Прямая зависимость эмоциональной чувствительности ребенка и тревожности самих взрослых.
Наблюдается прямая связь между тревожностью и психическими процессами – мышление, память, внимание
Природные, генетические факторы развития тревожности трудно поддаются коррекции. Социальные факторы поддаются коррекции. Работа ведется в 3-х направлениях. 1. Работа над самооценкой. 2. Формирование адаптивного поведения. 3. Снятие мышечного напряжения. Согласно Ж. Пиаже игра является мостиком между конкретным опытом и абстрактным мышлением, и именно символическая функция игры является особенно важной. Именно поэтому все большее значение приобретает игровая терапия – способ коррекции эмоциональных и поведенческих нарушений у детей. В игровой терапии необходимо 3 «П»: признание; принятие; понятие ребенка. Недирективная терапия – не оценивание, а описание действий ребенка с отражением чувств ребенка снижает уровень тревожности.
Диагностика тревожности: наблюдение – до 4-х лет; с 4-х цветовая диагностика эмоций О. А. Ореховой; проективная методика «Моя семья». Работа с родителями – тест Пари; тест Дарси-Баска; анкетирование.
Работа воспитателя включает:
- овладение навыками самоконтроля;
- внутренняя оценка действий;
- четкая система ограничений;
Использование «агрессивных» игрушек позволяет снизить уровень тревожности. Песок, вода, глина, пластилин, кубики, цвет – для снятия негативных эмоций. Лучше использовать шариковые ручки и фломастеры т. к. карандаши ломаются, красками пачкаются, что может увеличивать уровень тревожности. Технику овладения ограничений лучше отрабатывать на обычных детях, после осторожно переносить на работу с тревожными детьми. Хвалить тоже осторожно т. к. высокотревожный ребенок будет работать на похвалу, что будет увеличивать тревогу. Безопасные игрушки – куклы, машины, то, что не требует правильности действий и четкого выполнения правил. Складывание по образцу, мозаика по рисунку, подвижные игры соревновательного характера увеличивают тревожность.
Литература:
- Л. М. Костина. Игровая терапия с тревожными детьми. Речь. Санкт-Петербург. 2001г.
- А. Л. Венгер. Психологические рисуночные тесты. Владос-пресс. М. 2002г.
- Габдреева Г. Ш. Основные аспекты проблемы тревожности в психологии. Тонус. 2000г.
- Имедадзе Н. В. Тревожность как фактор учения в дошкольном возрасте. Психологические исследования. Тбилиси. 1966г.
«Лесенка» для всех возрастов Якобсон, модификация А. С. Чернышева, Т. И. Сурьянинова
7 ступень – самые хорошие, умные, красивые и т.д.
6 ступень – тоже хорошие, но у них может что-то не получается
5 ступень то же хорошие, но у них уже несколько больше плохого, чем у детей на 6-й ступени
4 ступень – дети, у которых поровну плохого и хорошего
3 ступень – дети, у которых больше плохого
2 ступень - еще больше плохого
1 ступень – ужасные, плохие дети, злые, глупые
Появление критичности это 5-6 ступень, 7 ступень – наличие психологической защиты. Высокая самооценка – наличие или отсутствие защиты, критичности – 7ступень; адекватная самооценка – наличие защиты и критичности 5_6 ступень; низкая самооценка – отсутствие психологической защиты положение 4 ступень и ниже.
Глобальный когнитивный стиль и адекватная самооценка увеличивают устойчивость к ситуациям с высокой степенью неопределенности, адекватная самооценка является фактором устойчивости к неопределенности, а значит снижения уровня тревожности. Она позволяет гармонизировать, оптимизировать тревожные реакции.
«Исследования тревожности детей дошкольного возраста» Великанова Н. Ф. , модификация Гарднера.
70 карточек из разных областей: животных, людей, техники, растительного мира, профессии, предметы обихода. Ребенку предлагается их классифицировать. Отслеживается:
а) гибкость (на сколько групп разложено 3 группы – 3 балла, 2 группы – 2 балла) гибкость отслеживается по нестандартности разложенных групп;
б) время выполнения (мин. );
в) мотивация по 3-х балльной системе (очень интересно – 3б, интересно – 2б, неинтересно – 1б);
г) количество групп при классификации (N) ;
д) самостоятельность – 4 балльная система: 4б – без подсказки экспериментатора, 3б – 1 наводящий вопрос, 2б – совет действовать, 1б – демонстрация действий4
е) энергетические затраты, вопросы «Ты устал?» - 3б не устал, 2б – «немного», 1б – устал.
«Глобальщики» - быстрый и средний темп работы;
Высокая и средняя мотивация;
Высокая и средняя самостоятельность;
Низкие энергетические затраты;
Средняя и низкая гибкость (количество групп 2-10)
«Дробильщики» - низкий и средний темп (12 до 35 мин);
Средняя и низкая мотивация;
Низкая самостоятельность;
Количество групп от 15 до 44;
«Глобальщики» - устойчивы к неопределенности. «Дробильщики» - неустойчивы к неопределенности.
Захаров выявил, что к 7=8 годам тревожность переходит как качество характера, 3, 5 г – мальчики более тревожны в 7, 4 раза, чем девочки. 4 г – в 2, 9 раза, 5 лет – 1, 4 раза, 6 лет – 1, 8 раза.
План занятия:
- Разминка. «Росточек под солнцем» (под музыку)
- Упражнение «Доброе утро»
- Что я люблю (из еды, играть, одежды и т. д. )
- Упражнение «Качели». Парой, эмбрион раскачивают.
- «Художники – натуралисты»
- « Следы невиданных зверей»
- «Лягушки на болоте»
- «Угадай по голосу»
- Упражнение «Мое имя». Вы знаете, что имя растете вместе с Вами?
- Упражнение «Разведчики»
- Рисование самого себя: Зеленой - Какой Я есть; Голубой – Каким хочу быть; Красный – Каким меня видят друзья, мама
- «Закончи предложение»
- «Мамы обычно боятся»
- «Дети обычно боятся»
- Упражнение «Добрые и злые кошки». Ручеек, по сторонам злые кошки, потом добрые. Делимся ощущениями.
- Игра. «На что похоже мое настроение»
- Игра. «Ласковый мелок». Пара, на спине чертим что-то и отгадываем.
- Упражнение «Азбука страхов». Рисуем страхи, потом дорисовываем, делаем их смешными.
- «Страшная сказка по кругу». В конце что-то смешное.
- Упражнение «Принц и принцесса». Стул, ребенок сидит и другие ему говорят комплименты.
Аттестация педагогических работников | Консультации для воспитателей | Контроль и руководство педагогическим процессом в ДОУ | Методический кабинет старшего воспитателя | Педсоветы, Семинары в ДОУ | Передовой педагогический опыт, Образовательные проекты в ДОУ | КОП технической направленности