Дошкольный возраст, Воспитание дошкольников

DoshVozrast.RU

Сайт для детского сада, для воспитателей детских садов и родителей

Методическая работа в ДОУ > Консультации для воспитателей

Методическая разработка «Выявление музыкальных способностей детей средствами игровых диагностических заданий»

Прислала: Елена Бучнева

Проблема диагностики музыкальных способностей остается наиболее актуальной в музыкально-педагогической практике. Во-первых, потому, что до сих пор загадкой остаются сами музыкальные способности ребенка, структура его музыкальности, которая представляет собой сложное сочетание природного (врожденного), социального и индивидуального. Все это должно найти отражение в диагностике, интерпретации ее результатов.

Существующие диагностики требуют в одних случаях уточнения, а в других - поиска новых адекватных диагностических методов, нетрадиционных, таких, например, как пробные музыкальные занятия, экзамен-процесс, организованный по принципу приемных испытаний детей, желающих поступить в музыкальную школу.

В своей практике мною используются музыкальные игры и игровые задания, организованные в форме занятий с небольшой подгруппой детей (3 - 4 человека).

В большей степени при диагностическом исследовании обращаю внимание на изучение:

  • опыта эмоционально-ценностного отношения ребенка к музыке, т. е. интереса к музыке, детских музыкальных предпочтений и вкусов дошкольника;
  • опыта знания музыки, т. е. музыкального кругозора ребенка (ориентации в музыкальных произведениях) и элементарной музыкальной эрудиции;
  • опыта умений взаимодействовать с музыкой, а именно, адекватно реагировать на характер музыки; осуществлять художественно-эмоциональное восприятие музыкального образа; понимать - декодировать музыкальный образ; деятельностно выражать эмоциональное отношение к музыкальному образу; интерпретировать музыкальные образы в разных видах художественной и игровой деятельности - в певческой, инструментальной, танцевальной;
  • опыта творческой деятельности, который накапливается в процессе активного участия ребенка в разных видах музыкальной деятельности - интерпретации и попытки музыкального сочинительства.

Рассмотрим возможные варианты таких диагностических заданий с учетом вышеназванных принципов.

Задание 1 ставит целью изучение эмоциональной отзывчивости и устойчивости интереса дошкольников к восприятию музыки.

Детям предлагается для прослушивания (1 - 1, 5 мин) «Клоуны» Д. Кабалевского и «Росинки». В процессе наблюдения за поведением детей в ходе слушания музыки фиксируются следующие особенности восприятия:

  • сосредоточенность (внимание в процессе всего восприятия, его устойчивость);
  • воспроизведение в мимических, двигательных реакциях ритмического рисунка;
  • проявление у ребенка интереса к слушанию музыки;
  • наличие эмоциональной активности в процессе слушания;
  • адекватность эмоциональных реакций.

Задание 2 ставит целью изучение степени осознания детьми эмоционального настроя музыки, передаваемого через средства музыкальной выразительности.

После прослушивания отрывков с каждым ребенком индивидуально организуется беседа, в процессе которой, выбирая из предложенных слов, он определяет характер музыкального произведения (так как самостоятельный подбор слов для ребенка сложен). Для этого отобраны слова-эпитеты из «Словаря эмоционально-образного содержания музыки»

Веселая

Мечтательная

Игривая

Ласковая

Задорная

Задумчивая

Звонкая

Светлая

Забавная

Легкая

Скачущая

Плавная

Солнечная

Печальная

Танцевальная

Шутливая

Педагог просит ребенка обосновать свой выбор того или иного эпитета (почему ты так думаешь?).

Задание 3 ставит целью определение возможностей восприятия музыкального произведения и отражение его через интеграцию визуальных и слуховых впечатлений.

Закономерная взаимосвязь между эмоциями и цветом позволяет ввести в качестве дополнительного диагностического материала ряд цветовых индикаторов эмоциональных состояний. Исходным для построения подобной диагностики является установленное в психологии константное соответствие определенных цветовых оттенков различным тональностям эмоциональных состояний человека.

Детям предлагается в процессе прослушивания небольшого отрывка из музыкального произведения («Камаринская», «Болезнь куклы», «Утренняя молитва») выбрать карточку именно того цвета, каким бы они нарисовали данную мелодию. Задача ребенка - с помощью эмоционального кода воссоздать модальный цветовой образ музыкальной композиции.

Посредством введения цветовой символики проверяется эмоциональная реакция на три разнохарактерных (принцип контраста) мелодии.

Задание 4 ставит целью изучение особенностей музыкальной эрудиции (знаний в области музыки) дошкольников.

Проводится индивидуальная беседа с ребенком, в ходе которой задаются следующие вопросы.

  1. Зачем людям нужна музыка?
  2. Какие чувства выражает музыка?
  3. Что ты любишь делать под музыку?
  4. Что значит «классическая музыка»? Какую классическую музыку ты знаешь?
  5. Каких композиторов ты знаешь?
  6. Какая музыка у твоего любимого произведения?
  7. Что в музыке можно передать с помощью быстрого темпа?

Затем давались в грамзаписи или на инструменте отрывки «Светит месяц», «Я на горку шла», «А я по лугу», «Во поле березка стояла», «На зеленом лугу». Детям было предложено узнать их, либо спеть мелодию произведения.

Задание 5 ставит целью изучить особенности исполнительской (песенной) деятельности детей старшего дошкольного возраста.

Используемые методы диагностики: беседа, наблюдение, диагностическая ситуация, анализ продуктов детской деятельности.

Беседа направлена на выявление отношения ребенка к песенному исполнительству и привлекательной для дошкольника тематики детских песен. Беседа проводится с каждым ребенком индивидуально и включает следующие вопросы:

  1. У тебя есть любимые песни? Про кого они?
  2. Когда у тебя хорошее настроение, какую песню ты поешь?
  3. Как ты думаешь, какие песни нравятся другим детям?
  4. Какую песню ты бы подарил маме, если бы увидел, что она грустит?
  5. Тебе больше нравится петь самому или слушать, как поют другие?
  6. Ты любишь петь один или вместе с другими детьми? Слушают ли дети, как ты поешь?
  7. Тебе нравится слушать песни по радио или по телевизору? Где ты больше поешь: дома или в детском саду?

В ходе беседы необходимо выявить следующее:

- какие песни предпочитают дети;

- кто чаще всего является героем детских песен;

- отношение детей к пению;

- песенный репертуар, характерный для детей данной группы.

Целенаправленное наблюдение за детьми во время их свободной деятельности (в перерывах между занятиями, на прогулках, во время игр и т. д.) проводится с целью определения частоты использования песен в повседневной жизни детского сада и их разнообразия. Результаты наблюдения рассматриваются по таким показателям:

  • музыка звучит в повседневной жизни детского сада;
  • дети поют по своему желанию;
  • проводят свободное от занятий время в музыкальной зоне группы;
  • занимаются самостоятельной музыкальной деятельностью;
  • сочиняют песни по собственному желанию;
  • проявляют самостоятельность и активность в процессе сочинительства;
  • привлекают вспомогательные средства в ходе сочинительства.

Задание 6 ставило целью выявить наличие у детей развитого мелодического слуха, диапазона голоса, развитой дикции, слухового внимания. Детям предложено снять с голоса педагога мелодическую линию народной попевки «У кота-воркота» мелодия которых имеет постепенное движение вверх и вниз на интервал секунды, терции, или квинты. Если есть затруднения, можно помочь голосом, либо подыграть подпевку на инструменте.

Игровая педагогическая ситуация используется с целью выяснения эстрадных предпочтений детей. Для этого проводится музыкальный досуг «Один в один», где детям предлагается перевоплотиться в звезд современной эстрады и исполнить знаменитый хит любимого певца. В ходе исполнения детьми песен определяются:

  • характер исполнения песни (хорошо или плохо копирует исполнителя);
  • способность детей к перевоплощению;
  • обоснованность выбора образа исполняемой песни;
  • влияние социокультурной среды на предпочитаемую ребенком песню.

Метод изучения продуктов детской деятельности проводится с целью выяснения желания детей заниматься песенным творчеством, развития у них способностей и необходимых умений.

Для этого проводится беседа с каждым ребенком. Например: «Представь, что ты юный композитор и выступаешь перед зрителями со своей собственной песней. Подумай, какую песню ты будешь петь, объяви ее название и спой».

Материал: ноты, пианино, игрушечный микрофон. Анализируя исполнение песни, выявляем:

1 наличие творческих способностей:

  • ребенок поет уже известную ему песню;
  • ребенок поет совершенно новую песню;
  • ребенок поет песню на известные слова, используя свой мотив;
  • ребенок поет песню на известный мотив, используя свои слова;

2 наличие музыкальных способностей:

  • мелодия заканчивается тоникой;
  • мелодия имеет определенный ритмический рисунок;
  • оригинальность исполнения - наличие сюжета, связанности.

Задание 7 ставило целью выявить наличие у детей развитого тембрового слуха, слухового внимания. Используется синтезатор или разные музыкальные инструменты. Здесь может быть использована любая музыкально-дидактическая игра, например «Угадай, на чем играю».

Задание 8 ставило целью определить наличие у детей звуковысотного слуха, Педагог исполняет на инструменте «Колыбельную» в разных регистрах: высоком, среднем, низком. При этом оговаривалось, что одну колыбельную поет медведица, другую - зайчиха (средний регистр), третью - мышка (высокий регистр). Дети слушали все три колыбельные и отмечали, что голоса у животных разные. В форме музыкальной загадки каждому ребенку предлагалось угадать, кто из животных поет колыбельную: мишка, зайчик или мышь.

Задание 9 имело целью определить наличие и развитость чувство ритма у детей. Детям предлагалось:

а) повторить хлопками заданный ритмический рисунок;

б) прохлопать ритмический рисунок подпевки, исполняемой экспериментатором на 1-ой ступени, например «Андрей-воробей» - русской народной песни;

в) прохлопать ритмический рисунок попевки «Петушок», исполняемой в диапазоне от 2 - 4 ступеней.

Задание 10 ставило целью выявить наличие у детей творческих навыков, умение сочинить мелодию и ритмический рисунок на заданный текст. Детям предложено досочинить голосом окончание песенки «Дождик» на заданный текст.

Задание 11 ставило целью изучить особенности исполнительской (танцевально-ритмической) деятельности детей, их двигательных навыков, умения импровизировать в движениях, свободу выполнения движений. Используемые методы диагностики: беседа, наблюдение, диагностические игровые упражнения, анализ продуктов детской деятельности, беседа с воспитателями, анкетирование родителей.

Беседа с детьми проводится с целью выявить степень заинтересованности детей музыкально-ритмической деятельностью. Примерные вопросы:

  1. Знаешь ли ты, что такое музыка?
  2. Любишь ли ты слушать музыку?
  3. Где ты слушаешь музыку?
  4. Есть ли у тебя дома магнитофонные записи с детскими песнями, музыкальными сказками?
  5. 5. Любишь ли ты петь, танцевать? (Что ты любишь больше?)
  6. Какая самая любимая твоя песня? Танец?
  7. Поете ли вы вместе с мамой, папой?
  8. Танцуете ли вы с мамой, папой?
  9. Когда ты был последний раз в театре? Что смотрел?
  10. Бывал ли ты когда-нибудь в оперном театре?
  11. Что такое балет?
  12. Что такое опера?
  13. Как ты думаешь, для чего людям нужны музыка и танец?

Детям предложено изобразить русский народный танец произвольными движениями под музыку русской пляски «Барыня».

Вариант 1. Несюжетные этюды.

Детям предлагается послушать музыку, определить, сколько частей в произведении, их характер. Затем, после повторного прослушивания каждой части, дети определяют, какие движения можно исполнить под эту музыку, и самостоятельно выполняют их.

Пример: «Тема с вариациями», музыка Т. Ломовой (задание на различение характера музыки и формы музыкального произведения). Двигательная основа этюда: плавный шаг, подскоки, бег, ходьба.

Вариант 2. Сюжетные этюды.

Вначале следует образный рассказ, раскрывающий сюжет этюда. Затем исполняется музыка. Дети сами должны найти соответствующие движения, помогающие эмоционально передать игровой образ сюжета. Такие этюды могут быть выполнены небольшой группой детей или индивидуально.

Пример: «Подружки», музыка Т. Ломовой.

Сюжет: пошли подружки в поле погулять, а там цветов красивых видимо-невидимо. Как зеленый ковер, трава расстилается, под теплым ветерком цветы головками кивают. Стали девочки цветы собирать - красный мак, белую ромашку, синие васильки, лиловые колокольчики, розовую кашку. Нарвали большие букеты и начали плести венки. Надели венки на голову - собой любуются. Притопнули каблучком и заплясали. Довольные прогулкой, пошли девочки обратно домой.

Музыка представляет собой 3-частную форму, предполагающую действия: 1 часть - прогулка, сбор цветов, плетение венков, 2 часть - веселый перепляс и 3 часть - ходьба.

В процессе анализа результатов особое внимание обращается на следующие моменты:

  • интерес ребенка к заданию;
  • готовность свободно включиться в танцевальную импровизацию;
  • понимание и переживание музыкального образа в исполняемом этюде, адекватность его передачи в движении;
  • владение танцевальными умениями;
  • не стереотипность танцевальной импровизации.

Для анализа результатов проведенных занятий нами были выделены критерии оценки музыкальных способностей.

Музыкальный слух - чистое интонирование мелодической линии; владение широким диапазоном голоса; четкая дикция; правильное дыхание; слуховое внимание; чувство лада.

Чувство ритма - точность, четкость передачи ритмического рисунка.

Музыкальная память - запоминание музыкального материала, а также узнавание его и воспроизведение, наличие музыкального «багажа» памяти, умение им пользоваться.

Музыкальное движение - запас танцевальных движений, умение с их помощью передавать характерного или иного образа.

Творческие навыки - интерес к музыкально-творческой деятельности, наличие образного восприятия, музыкального воображения, умение сочинять мелодию, ритмический рисунок, импровизировать, образно мыслить и передавать свои чувства в различных видах музыкальной деятельности (пении, движении, игре на инструменте, мимике) различными выразительными средствами.

Изучение музыкальных способностей позволит целостно и синтетически изучить своеобразие музыкальности ребенка, ее индивидуальную структуру и определить путь для ее формирования и развития в детском саду. Результаты диагностики позволят педагогам грамотно осуществлять музыкально-педагогическую коррекцию его индивидуальных возможностей.