Дошкольный возраст, Воспитание дошкольников

DoshVozrast.RU

Сайт для детского сада, для воспитателей детских садов и родителей

Методическая работа в ДОУ > Консультации для воспитателей

«Применение современных технологий в работе педагогов с дошкольниками с нарушением слуха»

Россомахина Валенитина Павловна, воспитатель

Каждому ребенку, независимо от его происхождения или условий жизни, необходимо быть здоровым. Почему именно ребенку с нарушением слуха так важно научиться ориентироваться в современном обществе, добиться поставленных целей, видеть перспективу личностного развития, быть открытым к самопознанию, уметь контактировать с людьми.  

Быстрая утомляемость, малая работоспособность, внешне слабовыраженные эмоции или резкие эмоциональные проявления, трудности адаптации характерные для этой категории детей не способствуют успешной интеграции дошкольников с нарушением слуха.

Обучение таких детей может быть успешным лишь в том случае, если педагог осознает сущность образовательных потребностей детей и удовлетворяет их в процессе обучения, реализуя на практике новые технологии, подходы.

В этой связи особую значимость приобретает использование в работе (информационных и коммуникационных технологий) ИКТ,  компьютерных игровых средств (КИС), специализированное оборудование для детей с нарушением слуха.

Целью применения современных технологий на занятиях является повышение мотивации и активности ребенка, повышение эффективности работы по развитию слухового восприятия,  коррекции нарушений речи и общего развития детей.

При создании и выборе игровых компьютерных программ педагогам следует учитывать:

- содержание программ воспитания детей в дошкольных учреждениях;

- форму представления материала: рисунки, картинки должны быть достаточно крупными, обобщенными, без мелких отвлекающих деталей;

- отсутствие текстовой информации в игре, так как дошкольники с нарушением слуха имеют навык глобального чтения;

- темп движений героев на экране должен быть не слишком быстрым;

- использование приемов оценки правильности ответов, доступные дошкольникам: графические рисунки, символы, звуковые и музыкальные эффекты (веселая музыка, аплодисменты, смеющийся человечек, солнышко);

- наличие комфортной визуальной среды: отсутствие в изображениях острых углов, очень насыщенной цветовой гаммы, сгущение, разряжение элементов и разная их удаленность;

- качественность предоставления информации на экране: представление информации в соответствии с эргономическими требованиями, четкость изображения, оптимальное распределение информации на экране;

- уровень интерактивности: возможность выбора режима работы, наличие разных уровней трудности, обеспечение обратной связи: выдача вариантов ответов, анализ ошибок и их коррекция, режим диалогового общения;

- учет возрастных особенностей детей, уровень подготовки дошкольников на которых рассчитано программное средство;

- усиление мотивации обучения за счет решения игровых ситуаций, возможности заниматься экспериментально-исследовательской деятельностью;

Применение ИКТ позволяют решить следующие задачи:

  • Формирование психологической готовности к обучению в школе.
  • Индивидуализация и дифференциация обучения.
  • Формирование способности принимать решения.
  • Формирование интереса к игровой и к учебной деятельности.
  • Повышение мотивации для исправления недостатков речи детей.
  • Развитие психологической базы речи: восприятия, внимания и мышления за счет повышения уровня наглядности.
  • Развитие волевых качеств
  • Развитие произвольной моторики пальцев рук

Следует отметить компьютерные игровые средства, обеспечивающие в игровой форме условия для осуществления различного рода развивающих воздействий на дошкольников с ОВЗ. Использование КИС, ориентированного на умственное, речевое, эмоциональное развитие дошкольника, в качестве средства деятельности (игровой, продуктивной, художественной) способствует снятию эмоциональной напряженности, развитию интеллектуальной сферы дошкольника с ОВЗ, служит средством подготовки к школе.

Литература:

  1. Ремезова Л. А., Буковцова Н. И. Развитие зрительных перцептивных способностей у детей с особыми образовательными потребностями с помощью компьютерных технологий. Самара: Самар. гос. пед. ун-т, 2008.
  2. Лизунова Л. Р. Компьютерная технология коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие. Пермь, 2005