Дошкольный возраст, Воспитание дошкольников

DoshVozrast.RU

Сайт для детского сада, для воспитателей детских садов и родителей

Методическая работа в ДОУ > Консультации для воспитателей

Особенности восприятия классической музыки детьми, имеющими общее недоразвитие речи

Радзецкая Светлана Ивановна, музыкальный руководитель МБДОУ Д/С №47 «Лучик», г.Тамбов, Тамбовская область

Музыкальное искусство играет огромную роль в процессе воспитания духовности, культуры чувств, развития эмоциональной и познавательной сфер личности человека. По мнению В. А. Сухомлинского: «Умение слушать и воспринимать музыку - один из элементарных признаков эстетической культуры, без этого невозможно представить полноценного воспитания». Организуя музыкальное воспитание ребёнка, важно развить у него потребность в общении с музыкой, способность чувствовать её красоту, интонационное своеобразие и глубокий личностный смысл. В связи с этим остро стоит проблема воспитания слушателя ещё с дошкольного возраста, так как именно этот возраст является сензитивным к развитию музыкального восприятия.

У дошкольников с общим недоразвитием речи наблюдается некоторое снижение процессов восприятия и внимания к музыкальному звучанию. Это обусловлено недостаточным развитием слухового восприятия в целом. У большинства детей с ОНР наблюдаются не всегда адекватные эмоциональные проявления при прослушивании различных по жанру музыкальных произведений. Это связано с общим нарушением эмоционально-волевой сферы дошкольника с логопедическими нарушениями, слабостью развития познавательных процессов. Однако в значительной степени восприятие музыки зависит и от педагогических условий: от той музыкальной среды, которая окружала ребенка с ОНР до поступления в дошкольное учреждение.

Эмоциональное восприятие и внимание, отзывчивость на музыку развивается у детей с общим недоразвитием речи на протяжении всего дошкольного периода. К старшему дошкольному возрасту дети с ОНР начинают интересоваться музыкой, у них появляются свои любимые песни, танцевальные композиции, инструментальные музыкальные пьесы. Дети могут воспринимать эмоциональный характер музыкальных композиций и передавать этот характер в танцевальном движении, в подборе игрового материала. Это позволяет детям с общим недоразвитием речи создавать интонационно-выразительные образы в процессе музыкальной игровой деятельности, когда характер движений детей с логопедическими нарушениями учитывает общее эмоциональное настроение звучащей музыки.

Формирование и развитие умения чувствовать настроение музыки и адекватно отзываться на нее имеет огромное значение для речевого развития детей с ОНР, для формирования правильного звукопроизношения, интонационных качеств речи. Общение с музыкой детей с тяжелыми нарушениями речи ускоряет общее психо-физическое развитие дошкольника.

Основной задачей музыкального воспитания дошкольников с ОНР является развитие слухового восприятия и внимания на неречевые звуки. Затем привлекают детей к прослушиванию музыкальных произведений. На первых порах дети с ОНР совершенно не умеют вслушиваться в самые простые и небольшие по объему музыкальные композиции. Для обеспечения необходимой сосредоточенности внимания в процессе прослушивания музыки принимают во внимание качество имеющихся у ребенка представлений об окружающей мире, наличие определенного жизненного опыта и опыта предметно-игровой деятельности. По этой причине музыкальное воспитание детей с ОНР проводится в тесной взаимосвязи с коррекционной работой по ознакомлению детей с окружающим миром, по развитию словесно-образного мышления. При этом большое значение имеет подобранный репертуар музыкальных произведений, который предлагается для прослушивания детям и самостоятельного участия в музыкальных играх.

В процессе специально организованных музыкальных занятий значительное место отводится работе по развитию у детей с ОНР звуковысотного, тембрового, динамического и ритмического слуха. Детей учат различать звучание различных музыкальных инструментов: фортепиано, дудочек, барабана, детских гармошек, металлофона и пр.), учат отличать голоса мужские и женские голоса, голоса детей, различных животных и. Обучая прислушиваться к музыкальным композициям от детей на музыкальных занятиях добиваются способности воспринимать и различать некоторые доступные для дошкольного возраста качества звучания: громкость, длительность. Обучают различать изменения звуков по высоте, громкости и длительности. Детям показывают, как можно различать пространственные-временные качества звуков: темп и ритм .

У дошкольников с нарушениями речи недостаточно развито слуховое восприятие. Как отмечают многие исследователи, дети с ОНР слушают музыку, но фактически её не слышат. Также у них наблюдаются проблемы с запоминанием произведений, фамилий композиторов. Для решения этой проблемы можно, например, объединять ряд музыкальных произведений общей темой. Можно посвятить несколько занятий творчеству одного композитора, а через некоторое время организовать музыкально-­дидактическую игру «Узнай и назови произведение» или «Кто написал эту музыку».

Повторение фамилии композитора, названия пьесы, перечисление музыкальных инструментов, которые звучали, становится хорошей речевой гимнастикой. Можно и нужно на музыкальных занятиях развивать навыки связной речи. Одна из основных трудностей у детей с ОНР - чётко и быстро сформулировать мысль. Составление рассказа по заданной теме вызывает большие сложности. После прослушивания музыкального произведения, опираясь на наглядный материал, подготовленный педагогом, дети могут придумать и рассказать историю, которую они услышали в данной музыке. Педагог может попросить нарисовать, а потом рассказать, что они услышали. Ребёнок учится в ходе таких занятий рассказывать и по памяти, и по воображению. Может придумать свой волшебный мир, сказку, которая ассоциируется с той или иной мелодией. Такая деятельность для него легка и понятна, а то что нравится и не вызывает трудностей в свершении, даёт максимальный результат.

Нужно сказать и о важности развития эмоциональной сферы ребёнка на занятиях по слушанию музыки. Использование музыки на занятиях по коррекции речи является эмоциональным стимулятором для появления первых слов. Музыкальные занятия имеют большое значение для интеллектуального и нравственного воспитания в целом.

Слушание музыки является самостоятельным видом музыкальной деятельности. Восприятие музыки используется для релаксации, для активизации и развития слухового внимания, так же развитие волевых черт характера. Слушание музыки оказывает действенную помощь в решении коррекционных задач. Хочется обратить внимание лишь на отдельные моменты.

  • У детей с речевыми нарушениями чрезвычайно рано развивать музыкальное восприятие, которое в свою очередь, будет требовать развитие внимания и памяти.
  • После прослушивания музыкального произведения полезно не только поговорить о нем, что у детей с речевыми нарушениями может вызвать большие затруднения, но и предложить им подвигаться под эту музыку, чтобы они почувствовали её характер, передали свои чувства, своё отношение к музыкальному произведению.
  • Следует ориентироваться на интерес детей. И если он отсутствует или выражен слабо, особое внимание надо обратить на подбор музыкальных произведений для слушания.

Иногда музыкальное произведение (например, “Марш деревянных солдатиков” П. И. Чайковского) можно прослушать, а потом сыграть на ударно-шумовых музыкальных инструментах, а потом подвигаться в такт музыки. Это также поможет углубить восприятие музыкального произведения.

У детей в речевых группах наблюдаются проблемы с запоминанием названий произведений, фамилий композиторов.

В решении этой проблемы помогут следующие рекомендации:

  • Объединение ряда музыкальных произведение общим рассказом, например такие произведения как “Клоуны” Д. Кабалевского, “Медведь танцует под дудочку” А. Н. Александрова, “Чтобы кувыркаться” И. Сау, можно включить в тему “Цирк”.
  • Посвящение ряда занятий творчеству одного композитора, а через некоторое время организация музыкально - дидактической игры “Узнай и назови произведение”;

Сравнение контрастных по содержанию и по названию произведений (например, “Болезнь куклы” и “Новая кукла” П. И. Чайковского) или близких по названию, но разных по характеру (например, “Смелый наездник” и “ Всадник” Р. Шуман)

В работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, по слушанию классической музыки можно применнить программу «Музыкальные шедевры» (О. П. Радынова). Цель программы - формирование основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста. Программа содержит научно обоснованную и методически выстроенную систему формирования основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста (от четырех до семи лет), учитывающую индивидуальные и психофизиологические особенности детей и взаимосвязанную со всей воспитательно-образовательной работой детского сада. Репертуар основан на использовании произведений «высокого искусства», подлинных образцов мировой музыкальной классики. Эта программа основана на развитии творчества, фантазии. Что дает возможность вызвать эмоциональную отзывчивость у детей, помогает их раскрепостить, а также формирует устойчивый интерес к музыкальной образовательной деятельности. Эту программу можно адоптировать для развития музыкальных и творческих способностей детей с ОНР, позволяющих органично включиться в различные виды продуктивной деятельности.

Музыкальные задачи:

  • Создать условия для развития музыкальных и творческих способностей детей, восприятия музыкальных образов и представлений развития выразительных движений.
  • Заложить основы гармоничного музыкального развития (развитие слуха, внимания, движения, чувства ритма и красоты мелодии)
  • Создать условия для развития индивидуальных музыкальных способностей, потенциально одаренных детей.
  • Приобщать детей к русской народно-традиционной, мировой музыкальной культуре и художественной культуре Тамбовского края
  • Способствовать освоению разнообразных приемов и навыков в различных видах музыкальной деятельности адекватно детским возможностям.
  • Развивать коммуникативные способности, возможности творческого использования музыкальных впечатлений в повседневной жизни.
  • Познакомить детей с многообразием музыкальных форм и жанров в привлекательной и доступной форме. Развивать творческие способности детей и навыки владения «мышлением тела» (моторной памяти).
  • Развивать творческие способности и активность детей в доступных для них видах музыкальной деятельности.

Коррекционные задачи:

  • Оздоровление психики, воспитание уверенности в себе, своих силах;
  • Нормализация психических процессов и свойств: памяти, внимания, мышления;
  • Развитие двигательного аппарата: координации движений, развитие дыхания, мелкой моторики, ориентировки в пространстве;
  • Активизация словаря ребенка, исправление речевых недостатков при помощи певческой деятельности;
  • Выбор оптимальных для развития ребёнка с ОНР коррекционных программ/методик, методов и приёмов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями;
  • Организация и проведение специалистами индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения;
  • Системное воздействие на образовательно-познавательную деятельность ребёнка в динамике образовательного процесса, направленное на формирование предпосылок универсальных учебных действий и коррекцию отклонений в развитии;
  • Развитие эмоционально-волевой и личностной сфер ребёнка;
  • Социальная защита ребёнка в случаях неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах;
  • Снятие симптомов тревожности, снятие психического напряжения с помощью элементов игровой терапии.

Задачи ФГОС дошкольного образования:

  1. Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
  2. Обеспечение равных возможностей полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья).

Слушание музыки является ведущим в музыкальном развитии дошкольников т. к. он лежит в основе всех видов деятельности (пения, музыкально-ритмических движений, игры на детских музыкальных инструментов). Перед тем, как разучивается песня, она сначала прослушивается, ребенок должен разобраться в ее содержании, запомнить мелодию. То же самое происходит и при разучивании танца, игры.

Слушание музыки оказывает огромное влияние в решении коррекционных задач. Оно расширяет кругозор, влияет на развитие речи, вызывает у ребенка эмоциональный отклик, помогает быстрее найти дорогу к его сердцу и уму, чем слова, которые он не всегда правильно воспринимает в силу своего диагноза. Работая над развитием восприятия, желательно использовать не только музыку, но и другие виды искусства: поэзию, живопись, можно «нарисовать» музыку. Можно предложить детям подвигаться под музыку, чтобы они почувствовали ее характер, передали свое отношение к ней, ведь словами его выразить им очень трудно. В работе по восприятию музыки очень важен правильный и грамотный подбор музыкального репертуара. Музыкальные произведения должны быть доступны и понятны по содержанию, не следует перегружать восприятие детей, давать для слушания много музыкальных произведений, лучше пусть это будет небольшой ряд музыкальных пьес, но ярких и доступных для запоминания. Из-за недостаточного развития внимания и памяти дети довольно быстро забывают музыкальные произведения, наблюдаются проблемы с запоминанием названий произведений, фамилий композиторов. Поэтому следует многократно повторять, неоднократно возвращаться к старому репертуару, меняя методические приемы и ставя другие задачи к уже знакомым произведениям. Целесообразно подбирать музыкальный репертуар по слушанию музыки, руководствуясь планами учителя -логопеда.

Так, например, при работе над темой «Игрушки», музыкальный руководитель может послушать «Марш деревянных солдатиков», «Болезнь куклы», «Новая кукла» П. И. Чайковского, тем самым дополняя работу логопеда и воспитателей, но ставя перед собой уже музыкальные задачи (развитие музыкального мышления, памяти, развитие речи и т. д) Таким образом, стоит отметить, что дети с ОНР - сложная и разнородная группа. И музыкальное воспитание для них должно предполагать особое и умелое применение средств музыкально - коррекционной работы. Только учет всех особенностей детей может дать положительный результат в музыкальном и речевом развитии детей.

Методическое обеспечение

  1. Н. В. Нищева. Система коррекционной работы. СПб.: Детство-пресс, 2010.
  2. Т. Боромыкова. Коррекция речи в движении. СПб., 1999.
  3. Е. Кузнецова. Логоритмическая ритмика в играх и упражнениях для детей с тяжелыми нарушениями речи. М., Гном и Д, 2002.
  4. О. П. Радынова. Музыкальное развитие дошкольников. Ч. 1. -М., 2001.
  5. О. П. Радынова. Музыкальное развитие дошкольников. Ч. 2. -М., 2001