Методическая работа в детском саду ДОУ
Консультации для воспитателей в детском саду
Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через декоративно-прикладное искусство (шерстяная живопись)
Зыбцева Е.А, Бобовникова Т.П, воспитатели МАДОУ д/с №17, г. Алексеевка, Белгородская область
В условиях современного общества значение приобретает формирование человека не только интеллектуального, но и, прежде всего творческого, что и требует развития у детей уже в дошкольном детстве, творческих способностей.
Считается, что творческий потенциал, заложенный в дошкольном возрасте, является самый действенным, и его трудно превзойти. В этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. Развивать творчество детей можно разными путями, в том числе в работе с материалами, которые включают в себя различные виды создания образцов и предметов из ткани, бумаги, природного материала. В процессе работы дошкольники познают свойства этих материалов, возможности их преобразования и использования в различных композициях. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идёт разностороннее развитие ребёнка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. «Дети должны жить в мире красоты, игры сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества» так сказал В. Сухомлинский много лет назад. Процесс воспитания через творчества, используется в педагогике давно. И поэтому, мы заняты поиском тех искорок, которые способны зажечь в детских сердцах желание творить.
Тем более что в процессе творческой деятельности формируются важные качества личности: выдержка, терпимость, усидчивость, аккуратность. Поиск новых творческих идей, новых форм взаимодействия с детьми привёл к созданию кружка по работе с шерстью «шерстяная акварель». Это особый способ создания живописных картин без использования красок, кисточек и даже воды.
Она заключается в послойном выкладывании цветной непряжной шерсти на полотне. Не нужно даже особых навыков рисования. Дети в восторге от этой техники, когда из небольших кусочков шерсти получается дивная птица или цветок.
Необычные материалы и оригинальная техника, привлекают детей ещё и тем, что позволяют быстро достичь желаемого результата. Существует большой выбор цветов натуральной шерсти. С её помощью можно создать настоящие картины - пейзажи, портреты, натюрморты, абстрактные рисунки.
Считается, что «живопись шерстью» появилась в начале 20 века в Германии. Её открыл австриец Рудольф Штайнерфилософ, учёный, архитектор.
Он искал доступный и распространённый в провинции материал для художественных работ. Обратив внимание на шерсть, ему понравилась её способность сваливаться, смешиваться, принимать объёмные и произвольные формы. Не хватало только разнообразия цвета, но путём проб и ошибок Р. Штайнер нашёл способ окрашивать шерсть, и теперь, ничто не мешало процессу. Учёный заметил, что рисующие шерстью люди становились более уравновешенными, спокойными, а восприятие мира, становилось более полным.
Шерстяные картины отличаются особой акварельной нежностью красок и теплотой фактуры «живопись шерстью» дарит ребёнку чувство тепла и гармонии. Поскольку мы творим не кистью, а руками.
Дети получают возможность через тактильные ощущения улучшить мелкую моторику рук, что благоприятно сказывается на его развитии. Так же рисование шерстью - это прекрасная цвета терапия, ведь в процессе используются преимущественно яркие цвета. Эта техника даёт ребёнку возможность выбирать, думать, искать, пробовать, ощущать. Рисуя шерстью ребёнок учится формировать замысел, и так же, как и в обычном рисовании, дети осваивают средства выразительности, например, цвет, форму, композицию.
Актуальность и особенность работы «Шерстяной живописью» состоит в формировании художественно-эстетического вкуса, развитии воображения, интереса в истории искусства, уважения к труду.
Принципы построения педагогического процесса:
- От простого к сложному
- Системность работ
- Принцип тематических циклов
- Индивидуальный подход
Живопись шерстью обычно начинается с простых действий и состоит в следующем:
- Вырезаем подложку из фланели, бархатной бумаги или флизелина, которую укладываем на плотный картон. Рабочая поверхность готова, она призвана «удерживать» на себе волокна шерсти.
- На подготовленную поверхность выкладываем тонкие прядки шерсти равномерно заполняя всю площадь будущей картины в любом направлении. При этом вытягиваем волокна из шерстяной ленты в виде тонких прядей.
- Следующая часть - это работа над сюжетом. Вначале выкладываем крупные элементы, затем картину дополняем мелкими деталями. Для мелких деталей шерсть удобно нарезать, а получившиеся кусочки брать и выкладывать на картину.
В зависимости от того, какой эффект нужно получить можно использовать следующие методы:
- Вытягивание волокон, позволяет создать фон диагональный, вертикальный, горизонтальный.
- Выщипывание волокон подходит для создания «воздушных» деталей, например облаков, снега пуха. Это придаёт картине лёгкость и невесомость.
- Скручивание и скатывание шерсти используют для силуэтов цветов, листьев, деревьев.
- Отрывание волокон или их нарезание годится для мелких и объёмных деталей и их «можно укладывать «кучкой» или «насыпью».
Обучение «живописи шерстью» строится с учётом постепенного нарастания сложности материала. Развитие сюжета лучше начинать с предметных изображений. Сначала отработать все основные элементы, а затем переходить к более сложным композициям. Техника «живопись шерстью» даёт возможность почувствовать каждому ребёнку, себя настоящим художником и создать картину по своему настроению и желанию. К тому же «рисование» шерстью помимо цвета дарит реальное тепло натурального материала - овечьей шерсти и массу положительных тактильных ощущений.
Список используемой литературы.
- Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие М: 1974
- Волкова Н. Н. Цвет в живописи. М: 1989.
- Кнаке Ж. Картины из фетра своими руками: практическое руководство М.2008г.
- Красникова Г. Всё о войлоке и фильцевании. Приложение к журналу «Чудесные мгновения» М Агенство Дистрибьютор Прессы, 2007 г.
- Немов Р. Психология. М: Просвещение, 1995.
- Подласный И. Педагогика. М Владос 1999г.
Аттестация педагогических работников | Консультации для воспитателей | Контроль и руководство педагогическим процессом в ДОУ | Методический кабинет старшего воспитателя | Педсоветы, Семинары в ДОУ | Передовой педагогический опыт, Образовательные проекты в ДОУ | КОП технической направленности