Дошкольный возраст, Воспитание дошкольников

DoshVozrast.RU

Сайт для детского сада, для воспитателей детских садов и родителей

Методическая работа в детском саду ДОУ

«Эмоциональное развитие детей младшего дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема»

Прислала: Олеся Фрикацел

Эмоциональное развитие дошкольников - целенаправленный педагогический процесс, тесно связанный с личностным развитием детей, с процессом их социализации и творческой самореализации, введением в мир культуры межличностных отношений, усвоением культурных ценностей [Ежкова Н. И. Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста [Текст] / Н. И. Ежкова. - Москва: Владос, 2010. - 128 с.].

Исследованиями в области эмоционального развития человека занимались такие ученые как Г. М. Бреслов, В. Вилюнас, Н. С. Ежкова, А. В. Запорожец, Е. П. Ильин, Я. З. Неверович и др.

Проблема эмоционального развития личности является в психологии одной из самых сложных и малоизученных. В настоящее время не существует целостной концепции развития эмоциональной сферы личности. Существуют противоречивые мнения относительно данной проблемы.

В отечественной науке общепринятой является деятельностный подход к изучению и коррекции эмоциональной сферы основывается на работах Л. С. Выготского [Выготский Л. С. Психология искусства [Текст] (Л. С. Выготский. - Москва: Лабиринт, 1997. - 416 с.], А. В. Запорожца [Запорожец А. В., Неверович Я. З., Кошелева А. Д. Эмоциональное развитие дошкольника [Текст]) Под ред. А. Д. Кошелевой. - Москва: Просвещение, 1985. - 176 с.] и др. В рамках деятельностного подхода рассматривается динамика эмоциональной сферы ребенка, которая осуществляется через закономерное (последовательное) формирование личностных и эмоциональных новообразований.

В соответствии с теорией А. В. Запорожца об амплификации психического развития основной линией эмоционального развития является обогащение содержательных (переживания) и инструментальных (выражение) компонентов эмоциональной сферы детей в дошкольном и школьном возрасте [Запорожец А. В., Неверович Я. З., Кошелева А. Д. Эмоциональное развитие дошкольника [Текст] / Под ред. А. Д. Кошелевой. - Москва: Просвещение, 1985. - 176 с.].

Идею деятельностного подхода для психологического изучения эмоциональных процессов выдвинул А. Н. Леонтьев [Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения. В 2-х т. Т. 1. [Текст] / А. Н. Леонтьев. - Москва: Педагогика, 1983. - 300 с.]. Эмоции, по его мнению, выполняют функцию внутренних сигналов. Сами по себе эмоции являются психическим отражением непосредственно самой предметной деятельности. Особенность эмоций, по мнению исследователя, состоит в том, что они отражают отношения меду мотивами (потребностями) и успехом или возможностью успешной реализации отвечающей им деятельности субъекта. При этом речь идет не о рефлексии этих отношений, а о непосредственно чувственном их отражении, о переживании.

Вначале эмоции ребенка носят физиологический характер: это крик-плач, выполняющий разные функции, в том числе и развития грудной клетки, становления дыхания. Лишь в 2-2, 5 месяца у ребенка появляется осмысленная улыбка, предназначенная для другого человека. Такая улыбка является социальной, а, следовательно, специфически человеческой. Ее появление свидетельствует о возможности установления с ребенком эмоционального контакта. Открываются перспективы для важнейшего раздела воспитания, а в нем - для выработки одной из основополагающих человеческих функций - воли следует помнить, что воля - это не только умение добиться поставленной цели, но и умение подавить в себе то, что не вписывается в морально-этические нормы, принятые обществом («усмирить себя»). В связи с этим запреты (в определенном объеме) необходимы даже самым маленьким детям. Важно при этом, чтобы они не носили психотравмирующего характера, т е. не были истерическими и агрессивными.

В работах А. В. Запорожца, Я. 3. Неверович говорится о том, что эмоция как сигнал о предстоящем изменении ситуации и (или) возможном ее разрешении выполняет предвосхищающую функцию. Данная функция обеспечена тем, что актуализация следов эмоции обычно опережает развитие событий, что, в свою очередь, вызывает определенные эмоциональные состояния, известные субъекту из прошлого опыта [Запорожец А. В., Неверович Я. З., Кошелева А. Д. Эмоциональное развитие дошкольника [Текст] / Под ред. А. Д. Кошелевой. - Москва: Просвещение, 1985. - 176 с.].

В исследованиях А. В. Запорожца и Я. 3. Неверович были обнаружены следующие закономерности эмоционального развития личности [Запорожец А. В., Неверович Я. З., Кошелева А. Д. Эмоциональное развитие дошкольника [Текст] / Под ред. А. Д. Кошелевой. - Москва: Просвещение, 1985. - 176 с.]:

  1. Чувства играют значимую роль не только в энергетическом обеспечении (в отличие от позиции Ж. Пиаже), но и в ее структурировании, образовании мотивов и выделении целей деятельности;
  2. Эмоция представляет собой особую форму отражения субъектом действительности, а не непосредственно процесс активации (в отличие от взглядов У. Джемса); при помощи эмоций осуществляется психическая регуляция общей динамики поведения.

Кроме того, деятельностный подход характеризуется следующими представлениями о ходе инаивидуального эмоционального развития.

  1. Эмоции в процессе онтогенеза проходят путь прогрессивного развития.
  2. Деятельность - основа эмоционального развития.
  3. Эмоциональные процессы играют важную роль в регуляции деятельности.
  4. Онтогенез эмоций рассматривается в неразрывной связи с общим ходом психического развития.
  5. На развитие эмоций оказывают влияние все структурные компоненты психики (познавательные процессы, мотивационно-потребностная сфера, самосознание).

Ряд психологов (К. Изард, X. Остер, П. Экман) считают, что эмоциональная система является врожденной и самой зрелой по сравнению с другими субсистемами личности. Это связано с функциональным значением этой системы, которая обслуживает большое число жизненно важных функций.

Так, К. Изард пишет: «Качество отдельно взятого эмоционального переживания остается неизменным на протяжении всей человеческой жизни, однако причины, его вызывающие, и его последствия зависят от степени зрелости индивида» [Изард К. Э. Психология эмоций [Текст] (К. Э. Изард. - Санкт-Петербург: Питер, 1999. - 464 с.]. Необходимо отметить, что положение об адаптивной функции эмоций является ключевым моментом для теории К. Изарда, которая дает представление об их развитии. Процесс возникновения и развития эмоций подчиняется биологическим закономерностям и развертывается по мере того, как эмоции приобретают адаптивную функцию в жизни ребенка и необходимые интеллектуальные предпосылки. Теория дифференциальных эмоций рассматривает эмоциональное переживание как целое, не разложимое на единицы, и предполагает изначальное соответствие между эмоциональным состоянием и экспрессией [Изард К. Э. Психология эмоций [Текст]) К. Э. Изард. - Санкт-Петербург: Питер, 1999. - 464 с.].

По существу, концепция К. Изарда представляет собой биологическую модель эмоционального развития, которая исторически исходит из Дарвиновской точки зрения о том, что эмоциональная экспрессия имеет адаптивное значение в жизни организма и в связи с этим запрограммирована в специфических биологических структурах. Биологическая интерпретация эмоций предполагает жесткую связь между различными компонентами эмоций, в частности, между стимулами и эмоциональными состояниями, между эмоциональными состояниями и эмоциональной экспрессией, между эмоциональными состояниями и переживаниями [Изард К. Э. Психология эмоций [Текст] / К. Э. Изард. - Санкт-Петербург: Питер, 1999. - 464 с.].

Однако необходимо отметить, что в концепции К. Изарда предпринимается попытка преодоления ограниченности биологической модели развития эмоций. В частности, он пишет: «По мере развития человек научается различным реакциям на переживание эмоций», а точнее, «усложненной модификации одного и того же типа реакции» [Изард К. Э. Психология эмоций [Текст] / К. Э. Изард. - Санкт-Петербург: Питер, 1999. - 464 с.].

Другая точка зрения заключается в том, что эмоциональное развитие человека, как и все психические процессы, развивается. Л. С. Рубинштейн выделяет три уровня эмоциональной жизни человека. Первый уровень - элементарные физические чувствования, связанные с органическими потребностями: удовольствием, неудовольствием и т. п. Эти эмоциональные реакции носят беспредметный характер. Следующий, более высокий, уровень, составляют предметные чувства, «соответствующие предметному восприятию и предметному действию». Этот уровень характеризуется более высокой степенью осознанности. Интеллектуальные компоненты входят в него как составная часть эмоций. И, наконец, третий уровень - это мировоззренческие чувства: нравственные, интеллектуальные, эстетические, религиозные. Очевидно, что второй и третий уровни эмоциональной сферы - продукты воспитания, а не врожденные. С. Л Рубинштейн утверждал: «Эмоциональное развитие человека проходит путь, аналогичный пути его интеллектуального развития: чувство, как и мысль ребенка, сначала поглощено непосредственно данным; лишь на определенном уровне развития оно высвобождается от непосредственного окружения родных, близких, в котором ребенок рос, и начинает сознательно направляться за пределы этого узкого окружения. Заодно с перемещением эмоций единичных и частных объектов в область общего и абстрактного происходит другой, не менее показательный, сдвиг - чувство становиться избирательным» [Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии [Текст] / С. Л. Рубинштейн. - Санкт-Петербург: Питер, 2002. - 720 с.].

Интересной представляется нам теория эмоционального развития М. Льюиса, описанная в книге Ю. Кравченко «Психология эмоций». В рамках этой теории реализуется структурный подход, согласно которому эмоция рассматривается как процесс, состоящий из отдельных звеньев в совокупности их связей друг с другом. Выделяются следующие компоненты эмоционального процесса: стимул, рецептор, эмоциональная экспрессия, эмоциональное переживание. Эмоциональное развитие, согласно этому подходу, представляется как развитие отдельных элементов эмоционального процесса и связей между ними. Предполагается, что у ребенка от рождения существует определенная асинхрония между отдельными компонентами эмоций, например, между эмоциональным состоянием и экспрессией, эмоциональным состоянием и переживанием и т. д. В связи с этим развитие представляется как процесс социализации эмоций, смысл которого в том, чтобы специфическим способом связать экспрессивное поведение, внутреннее состояние и ситуацию. Главное внимание в этой концепции уделяется изучению отдельных сторон социализации и выделению социальных факторов, опосредующих развитие переживаний [Кравченко Ю. Психология эмоций (классические и современные теории и исследования) [Текст] / Ю. Кравченко. - Москва: Форум, 2012. - 544 с.].

Роль мотивационной обусловленности в эмоциональном развитии человека была исследована В. Вилюнасом. Он связывал мотивационную обусловленность с процессом смыслообразования, говоря о том, что смыслы, являясь единицей психики, представляют собой единство аффективного и интеллектуального. Говоря о механизмах воздействия среды на эмоциональное развитие человека, В. Вилюнас связывает эмоциональные процессы с личностными образованиями [Вилюнас В. Психология эмоций [Текст] / В. Вилюнас. - Санкт-Петербург: Питер, 2007. - 496 с.].

Исследуя динамику эмоционального развития, У. Макдаугл также говорил о связи эмоций с ситуацией, в которой протекает деятельность субъекта. Главная идея У. Макдаугла, описанная в книге Л. Я. Глозмана «Психология эмоциональных отношений», состоит в ограничении класса производных эмоций теми переживаниями, которые обобщенно можно назвать эмоциями успеха или неуспеха [Гозман Л. Я. Психология эмоциональных отношений [Текст] / Л. Я. Гозман. - Москва: МГУ, 2000. -160 с.].

П. М. Якобсон обращается к анализу такого сложного феномена, каким является эмоциональная сфера человека, и предлагает пути эмоционального развития личности, «воспитания чувств». Предпосылкой развития чувств, по утверждению П. М. Якобсона, является их общественная природа, которая определяет характер поступков человека. Эмоциональное развитие ребенка идет в нескольких направлениях:

  1. Преодоление импульсивности поведения;
  2. Возникновение вместе с чувствами, которые носят ситуативный характер, чувств, имеющих характер более стойкий;
  3. Усиление регулирующих моментов в переживании и выражении чувств в эмоциональной сфере ребенка, которое занимает существенное место;
  4. Социализация чувств. [Якобсон П. М. Психология чувств и мотивации [Текст] / П. М. Якобсон. - Москва: Институт практической психологии, 1998. - 304 с.]

В российской психологии переживание рассматривается в качестве одной из центральных категорий, характеризующих эмоциональный мир личности. От переживания во многом зависит направленность развития личности. Именно таким образом трактовали понятие «эмоциональное переживание» Л. С. Выготский и Л. И. Божович, Л. Н. Рожина, доказывая его ведущее значение в формировании личности ребенка и проявлении негативных отклонений в этом процессе. Л. С. Выготский отмечает: «Участвуя в процессе психического развития от самого начала до самого конца в качестве известного момента, сам аффект проделывает сложный путь, изменяясь с каждой новой ступенью построения личности, входя в структуру нового сознания, свойственного каждому возрасту являя на каждом новом этапе глубочайшие изменения своей психической природы» [Выготский Л. С. Психология искусства [Текст] / Л. С. Выготский. - Москва: Лабиринт, 1997. - 416 с.].

А. Е. Олъшанникова, отмечая, что развитие эмоционального мира личности является частью единого процесса психического развития детей, и, опираясь на работы П. П. Блонского и Д. Б. Эльконина, утверждает, что эмоциональное развитие осуществляется по следующим направлениям: 1) дифференциация эмоций (обогащение качественной палитры переживаний); 2) формирование способности контролировать и регулировать эмоции; 3) уменьшение с возрастом абсолютной частоты эмоциональных реакций (в связи с развитием мотивационно-потребностной сферы). [Олъишнникова А. Е. Эмоции и воспитание [Текст] / А. Е. Олъишнникова. - Москва: Наука, 1983. - 96 с.]

А. В. Петровский отмечает, что «саморегулирование, самосознание в сфере чувств направлены на овладение своей эмоциональной сферой и осуществляют процесс совершенствования себя как личности» [Петровский А. В. Хрестоматия по психологии [Текст] (А. В. Петровский. - Москва: Просвещение, 1977. - 526 с.]. Об «умении управлять спонтанными эмоциональными побуждениями и реакциями» как о верном показателе эмоционального развития писал В. И. Слободчиков. Он считает, что совершенствование высших эмоций и чувств происходит по мере социализации и развития индивида, становления личности. Такое развитее идет в нескольких направлениях: во-первых, в направлении, связанном с включением в сферу эмоциональных переживаний человека новых предметов, событий, людей; во-вторых по линии повышения уровня сознательного управления эмоциями; в-третьих, в направлении постепенного включения в нравственную регуляцию более высоких ценностей и норм [Исаев Е. И., Слободчиков В. И. Психология развития человека [Текст]) Е. И. Исаев, В. И. Слободчиков. - Москва: Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет, 2013. - 392 с.].

Л. П. Стрелкова выделяет фазы эмоционального развития, эмоциональной регуляции - сочувствие, сопереживание, содействие. Отмечена динамика ее осознанности и произвольности, а также когнитивный характер ориентации в ситуации. Она выделяет следующие параметры развития эмоционального развития человека [Стрелкова Л. П. Влияние художественной литературы на эмоции ребёнка [Текст] / Л. П. Стрелкова. - Москва: Просвещение, 2000. - 96 с.]:

  • Умение адекватно эмоционально реагировать на различные явления окружающего мира;
  • Умение дифференцировать и адекватно интерпретировать экспрессивные выражения и эмоциональные состояния других;
  • Многообразие способов эмоционального реагирования;
  • Широту диапазона понимаемых и переживаемых эмоций;
  • Интенсивность и глубину переживания;
  • Уровень передачи эмоционального состояния в речевом плане;
  • Терминологическую оснащенность языка.

Эмоциональное развитие ребенка 3-4 лет характеризуется проявлениями таких чувств и эмоций как любовь к близким, доброжелательное отношение к окружающим, сверстникам. Ребенок способен к эмоциональной отзывчивости - сопереживать, утешать сверстника, помогать ему, он может стыдиться своих плохих поступков, хотя, надо отметить, эти чувства неустойчивы. Взаимоотношения, которые ребенок четвертого года жизни устанавливает со взрослыми и другими детьми, отличаются нестабильностью и зависят от ситуации. Большим эмоциональным благополучием характеризуются девочки.

Таким образом, под эмоциональным развитием личности понимается, постепенная дифференциация эмоций и чувств; вербализация - осознание своих чувств и чувств другого человека; расширение круга объектов и субъектов, вызывающих эмоциональный отклик; обогащение переживаний, формирование способности регулировать и контролировать чувства.

В области изучения эмоционального развития личности остается до сих пор много нерешенных вопросов, решение тех или иных из них часто носит гипотетический характер и требует подтверждения конкретными исследованиями. Тем не менее, все исследователи отмечают определяющее значение эмоционального развития в становлении личности. Выяснение его закономерностей может указать механизм развития человека в целом, так как чувства выявляют важные стороны внутреннего мира личности.

Эмоциональное развитие ребенка является одной из базовых предпосылок общего психического развития, как ядро становления личности ребенка, как один из фундаментальных внутренних факторов, определяющих психическое здоровье ребенка и становление его исходно благополучной психики, поэтому данная проблема является актуальной как для педагогики, так и для психологии.