Дошкольный возраст, Воспитание дошкольников

DoshVozrast.RU

Сайт для детского сада, для воспитателей детских садов и родителей

Методическая работа в детском саду

Консультация для воспитателей в детском саду ДОУ

«Социальное-личностное развитие дошкольников»

Чупина Вероника Евгеньевна, педагог МАДОУ д/с №4 г.Пермь

Социально-личностное развитие детей происходит в нескольких направлениях.

- получение социальных навыков;

- общение с детьми одинакового возраста;

- обучение ребенка хорошему отношению к самому себе;

- развитие в процессе игры.

Для того чтобы ребенок хорошо относился к самому себе, нужно создавать определенные условия, помогающие ему понять свою значимость и ценность для окружающих. Детям важно оказываться в ситуациях, где они будут центром внимания, они всегда к этому стремятся сами. Также каждому ребенку необходима похвала за их действия. Например, собирать все рисунки, сделанные детьми в саду или дома, а потом на семейных праздниках показывать гостям или другим детям. В день рождения ребенка все внимание должно быть обращено к имениннику.

Родители должны всегда видеть переживания своего малыша, уметь посочувствовать ему, порадоваться или огорчиться вместе, оказать необходимую помощь при затруднениях.

Социальные факторы в развитии личности ребенка

Основу саморазвития составляют механизмы самопознания. Если взрослый приобретает знания при помощи разума, то ребенок впитывает их посредством своей психической жизни. У ребенка впечатления не только проникают в сознание, но и формируют его, как бы воплощаются в нем.

В младшем дошкольном возрасте специальных занятий по самопознанию не проводится. Основным средством являются ситуации опосредованного познания себя, которые специально организуются педагогом, или используются ситуации, стихийно возникающие в процессе деятельности и общения дошкольников со сверстниками и взрослыми. Основной акцент делается на формировании у детей опыта отношений с взрослыми, от которых ребенок получает первую, значимую для него информацию. В беседах и игровых ситуациях воспитатель:

  • ориентирует малыша на определение внешних признаков различия и сходства себя со сверстниками;
  • формирует умение описывать свой внешний вид (кто я, какой я);
  • побуждает рассказывать о своих предпочтениях (что мне нравится и не нравится);
  • развивает способность распознавать эмоциональные состояния свои и окружающих (на примере основных эмоций: радость, страх, грусть, злость);
  • строит свою педагогическую деятельность таким образом, чтобы формировать у ребенка преобладающее позитивное самовосприятие, учитывая его ориентацию на одобряемое поведение.

В младшей и средней группах предполагается включение игр и тренингов из курса «Познаю себя» в другие занятия, а в старшей группе также организация самостоятельных занятий. Это способствует снятию психического напряжения, усталости детей, обеспечивает формирование устойчивого интереса к познанию, что достигается самим содержанием заданий. В процессе их выполнения происходит актуализация внутреннего потенциала ребенка, его самости. Результатом является изменение самого ребенка: его чувств, ощущений, мировосприятия, отношения к окружающим. Используя содержательную часть раздела программы «Познаю себя», взрослый подкрепляет интерес ребенка к самому себе, создает для него эмоциональный комфорт и психологическую защищенность. В этом мы видим необходимость включения раздела «Познаю себя» в качестве психолого-педагогического сопровождения в общую структуру и содержание программы.

Перспективный план работы по социально - личностному развитию детей 2 младшая группы

Месяц

Ребёнок и взрослые

Ребёнок и сверстники

Отношение ребёнка к самому себе

сентябрь

Учить детей узнавать и называть взрослых в жизни и на картинках. Воспитывать умение общаться со взрослыми.

- Беседа: «Какие взрослые люди тебя окружают в жизни?»

Учить детей знать особенности внешнего вида (лицо, причёска, обувь). Формировать понятие о том, что все люди отличаются друг от друга.

- Рассматривание иллюстраций «Дети идут в школу»

- Чтение И. Муравейка «Я сама»

Формировать у детей представления о себе (имя, фамилия, пол, возраст). Научить различать индивидуальные особенности своей внешности.

- Игра-драматизация «Наша Маша маленька»

- Игра «Весёлые колокольчики»

- Д/и «Покажи и назови»

октябрь

Учить детей рассматривать и различать картинки, изображающие эмоциональные состояния людей (радость, веселье, гнев).

- Дидактическая игра «Живые картинки»

- Рассматривание книжки «Солнечные зайчики» (развитие эмоций)

Учить детей рассматривать картинки, изображающие яркие эмоциональные состояния детей; с помощью воспитателя делать вывод об испытываемом детьми состоянии (радуется, смеётся, испугался, плачет).

- Дид/упражнение «Делай, как я»

- Игра в кругу «Зеркало» (развитие эмоций)

Учить детей узнавать свой дом, квартиру, в которой живёт, детский сад, группу, своих воспитателей и няню.

- Дидактическая игра «Ответь на вопросы»

- Д/игра «Взрослые и дети»

Воспитывать умение быть внимательными, запоминать наиболее существенные признаки.

- Упражнение «Запомни движение»

- Д/игра «Мой дом»

ноябрь

Воспитывать в детях любовь, ласковое и чуткое отношение к родителям, бабушке и дедушке.

- Беседа о маме.

- Рассматривание альбома «Мама, мамочка, мамуля…»

- Беседа «Какая твоя мама»

Учить детей обращаться друг к другу по имени. Учить мальчиков и девочек общению друг с другом, самостоятельно выражать свою симпатию.

- Игровая ситуация «Дети играют»

- Д/упражнение «Собери хоровод друзей»

Познакомить детей с основными правилами этикета, учить их культурно вести себя за столом.

- Д/игра «Научим Чебурашку правильно и красиво сервировать стол»

- Д/и «Угостим куклу чаем»

декабрь

Учить детей понимать различия взрослых по половому признаку (папа, мама, бабушка, дедушка, дядя, тётя).

- Сюжетно-ролевая игра «Моя семья»

Учить детей различать мальчиков и девочек по внешности и действиям. Воспитывать у мальчиков мужество, смелость, активность.

- Дид/игра «Мальчик или девочка?»

- Игры-эстафеты «Самый быстрый и ловкий»

Учить детей знать свои вещи, узнавать свои игрушки, книжки среди других вещей.

- Рассматривание своей одежды

Учить детей быть внимательными.

- Игра «Летает - не летает»

- Игра «Кто лучше слышит»

- Игра «Съедобное - несъедобное»

январь

Учить детей в игре реагировать на определённые слова взрослого мимикой и жестами.

Игра-беседа «Поможем кукле»

Учить детей понимать связь между соответствующим эмоциональным состоянием и действиями детей. Познакомить с правилами гостеприимства, вырабатывать умение дарить и принимать подарки.

- Сюжетно-ролевая игра «Мы едем в гости» Занятие «Кукла Таня собирается в гости»

- Дид/упр-е «Мишка и ёжик в гостях у зайца»»

Учить детей узнавать себя и членов семьи на фото. Развивать умение видеть и понимать свой внешний и внутренний мир.

- Дидактическая игра «Мой день»

- Рассматривание фотоальбома «Моя семья»

февраль

Учить детей понимать, что у других детей тоже есть своя семья, что родители и дети любят друг друга и заботятся друг о друге.

- Сюжетно-ролевая игра «Семья»

- Дидактическая игра «Домашние хлопоты»

- Беседа «Моя семья и другие люди»

Учить детей понимать, какие поступки по отношению к сверстникам вызывают одобрение взрослых. Формировать представление о дружбе между мальчиками и девочками.

- Упражнение «Знакомство»

- Дидактическая игра «Воспитанные девочки и мальчики»

- Дидактическая игра «Хорошо-плохо» (поступки)

Учить детей проявлять любознательность, задавать вопросы о себе, о своём организме. Помочь понять и оценить роль органов чувств.

- Рассматривание книги «Тело человека» (энциклопедия для детей)

- Беседа «Что для чего»

март

Воспитывать у детей чувство глубокой любви к маме, желание помогать ей, радовать её хорошими поступками.

- Утренник «8 марта»

- Беседа «Как мы поздравим маму»

- Беседа «Праздник 8 марта»

- Чтение Г. Виеру «Мамин день»

- Рассматривание альбома «Мама, мама, мамочка»

- НОД «Мамы всякие нужны» (окружающий мир)

Формировать у детей понятия о причинах возникновения ссор. Учить правильному поведению в конфликтных ситуациях.

- Подвижная игра «Танцоры и музыканты»

- Прослушивание грамзаписи «Если добрый ты…»

- Чтение К. Ушинский «Вместе тесно, а врозь - скучно…»

Учить детей осознавать отдельные умения и действия, которые самостоятельно освоены детьми.

- Рассказывание «Что я умею делать»

- Слушание песенки «К нам гости пришли»

Формировать понятия о дружбе, учить оценивать чувства и поступки других.

- Чтение С. Михалкова «Песенка друзей»

апрель

Учить детей понимать связи между соответствующими эмоциональными состояниями и действиями людей.

- Игровая ситуация «Мама сердится»

Познакомить детей с телефоном, с правилами общения по телефону.

- Игровая ситуация «Как мы разговариваем друг с другом»

Формировать у детей представления о добре и зле, о хороших и плохих поступках. Учить понимать, что если кто-то плачет, огорчён, то надо подойти и успокоить его.

- Беседа «За что меня можно похвалить»

- Дидактическая игра «Учимся помогать товарищу»

- Беседа «Хорошо и плохо»

- Чтение В. Маяковского «Что такое хорошо, и что такое плохо» (отрывок)

Учить детей правильно высказывать и оценивать свои желания.

- Дидактическая игра «Где мы бывали и что мы видали»

Учить детей игровым приёмам произвольного расслабления.

- Упражнение «На берегу»

май

Учить детей доброжелательному отношению к взрослым. Раскрыть значение вежливых слов, формировать у детей потребности в доброжелательном общении с окружающими.

- Игра-упражнение «Пожалуйста»

- Дидактическая игра «Собираем цветы»

Учить детей понимать отдельные действия, не одобряемые и запрещаемые взрослыми (нельзя обижать, причинять боль другим).

- Беседа: «Какие бывают привычки»

- Этюд «Котята»

Учить детей словесно выражать отдельные свои состояния. Научить быть внимательными к чувствам и желаниям других людей.

- Игра «Я люблю свою лошадку»