Методическая работа в детском саду
Консультация для воспитателей в детском саду ДОУ
«Социальное-личностное развитие дошкольников»
Чупина Вероника Евгеньевна, педагог МАДОУ д/с №4 г.Пермь
Социально-личностное развитие детей происходит в нескольких направлениях.
- получение социальных навыков;
- общение с детьми одинакового возраста;
- обучение ребенка хорошему отношению к самому себе;
- развитие в процессе игры.
Для того чтобы ребенок хорошо относился к самому себе, нужно создавать определенные условия, помогающие ему понять свою значимость и ценность для окружающих. Детям важно оказываться в ситуациях, где они будут центром внимания, они всегда к этому стремятся сами. Также каждому ребенку необходима похвала за их действия. Например, собирать все рисунки, сделанные детьми в саду или дома, а потом на семейных праздниках показывать гостям или другим детям. В день рождения ребенка все внимание должно быть обращено к имениннику.
Родители должны всегда видеть переживания своего малыша, уметь посочувствовать ему, порадоваться или огорчиться вместе, оказать необходимую помощь при затруднениях.
Социальные факторы в развитии личности ребенка
Основу саморазвития составляют механизмы самопознания. Если взрослый приобретает знания при помощи разума, то ребенок впитывает их посредством своей психической жизни. У ребенка впечатления не только проникают в сознание, но и формируют его, как бы воплощаются в нем.
В младшем дошкольном возрасте специальных занятий по самопознанию не проводится. Основным средством являются ситуации опосредованного познания себя, которые специально организуются педагогом, или используются ситуации, стихийно возникающие в процессе деятельности и общения дошкольников со сверстниками и взрослыми. Основной акцент делается на формировании у детей опыта отношений с взрослыми, от которых ребенок получает первую, значимую для него информацию. В беседах и игровых ситуациях воспитатель:
- ориентирует малыша на определение внешних признаков различия и сходства себя со сверстниками;
- формирует умение описывать свой внешний вид (кто я, какой я);
- побуждает рассказывать о своих предпочтениях (что мне нравится и не нравится);
- развивает способность распознавать эмоциональные состояния свои и окружающих (на примере основных эмоций: радость, страх, грусть, злость);
- строит свою педагогическую деятельность таким образом, чтобы формировать у ребенка преобладающее позитивное самовосприятие, учитывая его ориентацию на одобряемое поведение.
В младшей и средней группах предполагается включение игр и тренингов из курса «Познаю себя» в другие занятия, а в старшей группе также организация самостоятельных занятий. Это способствует снятию психического напряжения, усталости детей, обеспечивает формирование устойчивого интереса к познанию, что достигается самим содержанием заданий. В процессе их выполнения происходит актуализация внутреннего потенциала ребенка, его самости. Результатом является изменение самого ребенка: его чувств, ощущений, мировосприятия, отношения к окружающим. Используя содержательную часть раздела программы «Познаю себя», взрослый подкрепляет интерес ребенка к самому себе, создает для него эмоциональный комфорт и психологическую защищенность. В этом мы видим необходимость включения раздела «Познаю себя» в качестве психолого-педагогического сопровождения в общую структуру и содержание программы.
Перспективный план работы по социально - личностному развитию детей 2 младшая группы
Месяц |
Ребёнок и взрослые |
Ребёнок и сверстники |
Отношение ребёнка к самому себе |
сентябрь |
Учить детей узнавать и называть взрослых в жизни и на картинках. Воспитывать умение общаться со взрослыми. - Беседа: «Какие взрослые люди тебя окружают в жизни?» |
Учить детей знать особенности внешнего вида (лицо, причёска, обувь). Формировать понятие о том, что все люди отличаются друг от друга. - Рассматривание иллюстраций «Дети идут в школу» - Чтение И. Муравейка «Я сама» |
Формировать у детей представления о себе (имя, фамилия, пол, возраст). Научить различать индивидуальные особенности своей внешности. - Игра-драматизация «Наша Маша маленька» - Игра «Весёлые колокольчики» - Д/и «Покажи и назови» |
октябрь |
Учить детей рассматривать и различать картинки, изображающие эмоциональные состояния людей (радость, веселье, гнев). - Дидактическая игра «Живые картинки» - Рассматривание книжки «Солнечные зайчики» (развитие эмоций) |
Учить детей рассматривать картинки, изображающие яркие эмоциональные состояния детей; с помощью воспитателя делать вывод об испытываемом детьми состоянии (радуется, смеётся, испугался, плачет). - Дид/упражнение «Делай, как я» - Игра в кругу «Зеркало» (развитие эмоций) |
Учить детей узнавать свой дом, квартиру, в которой живёт, детский сад, группу, своих воспитателей и няню. - Дидактическая игра «Ответь на вопросы» - Д/игра «Взрослые и дети» Воспитывать умение быть внимательными, запоминать наиболее существенные признаки. - Упражнение «Запомни движение» - Д/игра «Мой дом» |
ноябрь |
Воспитывать в детях любовь, ласковое и чуткое отношение к родителям, бабушке и дедушке. - Беседа о маме. - Рассматривание альбома «Мама, мамочка, мамуля…» - Беседа «Какая твоя мама» |
Учить детей обращаться друг к другу по имени. Учить мальчиков и девочек общению друг с другом, самостоятельно выражать свою симпатию. - Игровая ситуация «Дети играют» - Д/упражнение «Собери хоровод друзей» |
Познакомить детей с основными правилами этикета, учить их культурно вести себя за столом. - Д/игра «Научим Чебурашку правильно и красиво сервировать стол» - Д/и «Угостим куклу чаем» |
декабрь |
Учить детей понимать различия взрослых по половому признаку (папа, мама, бабушка, дедушка, дядя, тётя). - Сюжетно-ролевая игра «Моя семья» |
Учить детей различать мальчиков и девочек по внешности и действиям. Воспитывать у мальчиков мужество, смелость, активность. - Дид/игра «Мальчик или девочка?» - Игры-эстафеты «Самый быстрый и ловкий» |
Учить детей знать свои вещи, узнавать свои игрушки, книжки среди других вещей. - Рассматривание своей одежды Учить детей быть внимательными. - Игра «Летает - не летает» - Игра «Кто лучше слышит» - Игра «Съедобное - несъедобное» |
январь |
Учить детей в игре реагировать на определённые слова взрослого мимикой и жестами. Игра-беседа «Поможем кукле» |
Учить детей понимать связь между соответствующим эмоциональным состоянием и действиями детей. Познакомить с правилами гостеприимства, вырабатывать умение дарить и принимать подарки. - Сюжетно-ролевая игра «Мы едем в гости» Занятие «Кукла Таня собирается в гости» - Дид/упр-е «Мишка и ёжик в гостях у зайца»» |
Учить детей узнавать себя и членов семьи на фото. Развивать умение видеть и понимать свой внешний и внутренний мир. - Дидактическая игра «Мой день» - Рассматривание фотоальбома «Моя семья» |
февраль |
Учить детей понимать, что у других детей тоже есть своя семья, что родители и дети любят друг друга и заботятся друг о друге. - Сюжетно-ролевая игра «Семья» - Дидактическая игра «Домашние хлопоты» - Беседа «Моя семья и другие люди» |
Учить детей понимать, какие поступки по отношению к сверстникам вызывают одобрение взрослых. Формировать представление о дружбе между мальчиками и девочками. - Упражнение «Знакомство» - Дидактическая игра «Воспитанные девочки и мальчики» - Дидактическая игра «Хорошо-плохо» (поступки) |
Учить детей проявлять любознательность, задавать вопросы о себе, о своём организме. Помочь понять и оценить роль органов чувств. - Рассматривание книги «Тело человека» (энциклопедия для детей) - Беседа «Что для чего» |
март |
Воспитывать у детей чувство глубокой любви к маме, желание помогать ей, радовать её хорошими поступками. - Утренник «8 марта» - Беседа «Как мы поздравим маму» - Беседа «Праздник 8 марта» - Чтение Г. Виеру «Мамин день» - Рассматривание альбома «Мама, мама, мамочка» - НОД «Мамы всякие нужны» (окружающий мир) |
Формировать у детей понятия о причинах возникновения ссор. Учить правильному поведению в конфликтных ситуациях. - Подвижная игра «Танцоры и музыканты» - Прослушивание грамзаписи «Если добрый ты…» - Чтение К. Ушинский «Вместе тесно, а врозь - скучно…» |
Учить детей осознавать отдельные умения и действия, которые самостоятельно освоены детьми. - Рассказывание «Что я умею делать» - Слушание песенки «К нам гости пришли» Формировать понятия о дружбе, учить оценивать чувства и поступки других. - Чтение С. Михалкова «Песенка друзей» |
апрель |
Учить детей понимать связи между соответствующими эмоциональными состояниями и действиями людей. - Игровая ситуация «Мама сердится» Познакомить детей с телефоном, с правилами общения по телефону. - Игровая ситуация «Как мы разговариваем друг с другом» |
Формировать у детей представления о добре и зле, о хороших и плохих поступках. Учить понимать, что если кто-то плачет, огорчён, то надо подойти и успокоить его. - Беседа «За что меня можно похвалить» - Дидактическая игра «Учимся помогать товарищу» - Беседа «Хорошо и плохо» - Чтение В. Маяковского «Что такое хорошо, и что такое плохо» (отрывок) |
Учить детей правильно высказывать и оценивать свои желания. - Дидактическая игра «Где мы бывали и что мы видали» Учить детей игровым приёмам произвольного расслабления. - Упражнение «На берегу» |
май |
Учить детей доброжелательному отношению к взрослым. Раскрыть значение вежливых слов, формировать у детей потребности в доброжелательном общении с окружающими. - Игра-упражнение «Пожалуйста» - Дидактическая игра «Собираем цветы» |
Учить детей понимать отдельные действия, не одобряемые и запрещаемые взрослыми (нельзя обижать, причинять боль другим). - Беседа: «Какие бывают привычки» - Этюд «Котята» |
Учить детей словесно выражать отдельные свои состояния. Научить быть внимательными к чувствам и желаниям других людей. - Игра «Я люблю свою лошадку» |
Аттестация педагогических работников | Консультации для воспитателей | Контроль и руководство педагогическим процессом в ДОУ | Методический кабинет старшего воспитателя | Педсоветы, Семинары в ДОУ | Передовой педагогический опыт, Образовательные проекты в ДОУ | КОП технической направленности